Функции и методы управления педагогическими коллективами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:02, реферат

Описание

Решение теоретических и практических задач управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.

Работа состоит из  1 файл

2ой реферат.docx

— 40.50 Кб (Скачать документ)

1.3 Принципы управления  педагогическим коллективом

Деятельность руководителя, направленная на реализацию управленческих функций базируется на принципах управления.

    Принцип управления – это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей [Пидкасистый, с.517].

     В теории управления множество систем управленческих принципов.

Проанализировав некоторые  из них, в частности, системы принципов А.Файоля, А.М.Бандурки, В.А.Сластенина, Ю.А.Конаржевского, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:

1) уважение и доверие  к человеку,

2) сотрудничество,

3) системность и целостность  в управлении,

4) гласность, 

5) справедливость,

6) единство коллегиальности  и единоначалия,

7) индивидуальны подход в управлении, 8) поддержка инициативы, стимулирования деятельности,

9) постоянное повышение квалификации,

10) делегирование полномочий, участие учителей в управлении,

11) объективность и полнота  информации.

1.4 Методы управления  педагогическим коллективом

 Между принципами и методами управления педагогическим коллективом существует тесная взаимосвязь. Методы, по определению Пидкасистого П.И., это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных целей [с.518].

     Наиболее известные из методов руководства — это административные, экономические, правовые, морально-психологические. При использовании административных методов акцент ставится на имеющейся у руководителя официальной или неофициальной власти над людьми. Преобладание в руководстве экономических методов характеризуется широким применением материальных стимулов. Правовые методы воздействия связаны со знанием и использованием руководителем законов в обращении с людьми. Морально-психологические — это средства воздействия, характеризующиеся непосредственным обращением руководителя к нравственности, совести, порядочности, чувству долга, сострадания и т. п.

     Методы и стиль руководства связаны друг с другом и относительно независимы друг от друга. Их взаимосвязь выражается в том, что доминирование в обществе одного из методов руководства сопровождается, как правило, преобладанием близкого к нему по существу стиля руководства. Например, при административно-командной системе предпочтение отдается авторитарному, или директивному, стилю руководства. В условиях господства экономических и правовых методов на первый план выступает демократичный стиль руководства.

Иногда стиль руководства  понимают как индивидуально своеобразное применение руководителем разных стилей руководства, и это подчеркивает их относительную независимость.

Существуют три аспекта  практической оценки характера какого-либо конкретного стиля руководства: авторитарность, демократичность и  либеральность. По доминированию одного из этих аспектов практические стили  руководства соответственно обозначают как авторитарный, демократичный  или либеральный.

     Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

     Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя.

Список литературы

 

  1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. – Харьков, 1998.
  2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление . М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, - 224 с.
  3. Кузнецов В. Личность директора школы //Народное образование. – 1993. №9/10. – С.19-23.
  4. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. – М., 1975.
  5. Ольшанский В., Волжская Н. Престиж должности и авторитет личности //Директор школы. – 2000. -№4 – с.3-10/
  6. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1998.
  7. Пикельная В.С. Теоретические основы управления. – М., 1990.
  8. Розанова В.А, Психология управления. – М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧОУ ВПО «Академия социального  образования»

Факультет  педагогики и  психологии

Кафедра педагогики и педагогической психологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Управление образовательными системами»

на тему: «Функции и методы управления педагогическим коллективом»

 

 

Выполнила студентка 4 курса

Заочной формы обучения

Группы № 4432

Чефранова Е.В.

Проверила: д.п.н., профессор

Боговарова В.А.

 

 

Казань, 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

    1. Система управления педагогическим коллективом школы

 

    1. Функции управления педагогическим коллективом

 

    1. Принципы управления педагогическим коллективом

 

    1. Методы управления педагогическим коллективом

 

Список литературы

 


Информация о работе Функции и методы управления педагогическими коллективами