Формы взаимодействия педагогов с родителями и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:28, контрольная работа

Описание

В Концепции модернизации образования подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в нем человека. Объединение усилий семьи и различных социальных институтов, в том числе учреждений дополнительного образования, открывает путь к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.

Работа состоит из  1 файл

мо гнеушева.docx

— 22.84 Кб (Скачать документ)

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

Дополнительного образования  детей

Дом детского творчества №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема : Формы взаимодействия педагогов с родителями и способы

организации их совместной деятельности и общения

 

 

 

 

                                                          подготовила: Зав. МО       Художественно-эстетического

творчества

                                                                                 Гнеушева Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2011 год

 В Концепции модернизации  образования подчеркивается исключительная  роль семьи в решении задач  воспитания. Определяющая роль семьи  обусловлена ее глубоким влиянием  на весь комплекс физической  и духовной жизни растущего  в нем человека. Объединение усилий  семьи и различных социальных  институтов, в том числе учреждений  дополнительного образования, открывает  путь к диалогу, широкому социальному  взаимодействию, способствует расширению  границ межличностного общения.

Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей способствует не только совершенствованию  семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в  действия родителей, но и повышает уровень  положительного отношения и доверия  к представителям педагогической общественности. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния  на взрослых, не вовлекая семью в  сам процесс педагогического  творчества.

 

Рассмотрим более подробно особенности современной семьи.

 

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению их физического и  психологического состояния, повышенной раздражительности, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставится как внешние проблемы, так и  домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом  здоровье.

Формирование сотрудничества отношений между педагогами и  семьей длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие  принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение, учреждение дополнительного образования опирается  на следующие принципы:

 

- организация субъектной  позиции всех участников педагогического  процесса;

- организация совместного творчества педагогов, воспитанников и их родителей.

Взаимодействие УДО и семьи – это взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие УДО и семьи - источник и важный механизм их развития.

         Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

 

Традиционные

Инновационные

Родительское собрание

Самоуправление

День открытых дверей

Семинары для родителей

Совместные дела семьи  и учреждения

Групповые тренинги

Опосредованное взаимодействие

Семейный клуб

Родительские конференции, сходы, съезды

Родительский клуб 

Консультации (тематические и индивидуальные) 

Круглый стол,

педагогический треугольник, родительский ринг

Семейные праздники 

Социально-психологические  тренинги

Посещение на дому

Диспут-размышление

Анкетирования родителей

Творческие встречи педагогов  и родителей


 

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его  предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни  группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей  в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем  конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить  на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень  полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам  умения и достижения (театральные, художественные, прикладные и т.д.).

День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.

Совместные дела семьи и учреждения – это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.

Система работы педагога с  родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников  юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов  или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.

Семинары для родителей  включают в себя лекционную часть, которую  проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.

 

Групповые тренинги обучают  конструктивному разрешению трудных  жизненных ситуаций. Здесь участники  получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать  свои проблемы.

Родительский  клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.

Программа деятельности родительского  клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные  формы взаимодействия:

- семинары (например, «Ребенок  и его психологическое здоровье»,  «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);

- практикумы (например, «Агрессивное  поведение детей»);

- проекты «Профессии в  семье», «Школа здоровья» и др.;

- познавательные экскурсии  в музей, цирк и зоопарк;

- традиционные праздники  ДДТ №1

- организация и посещение  выставок (районная, городская, областная  декоративно-прикладная выставка, выставки  художников);

 

Диспут-размышление по проблемам  воспитания – одна из интересных для  родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать  факты и явления, опираясь на накопленный  опыт. Участники диспута сами могут  сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них  те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала  целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет  всех включить в поиск наиболее убедительного  мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет  возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения, дискуссии  могут быть конкретные ситуации из жизни объединения, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Опосредованное  взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.

Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных  ситуаций, которые складываются в  семье, школе, учреждение дополнительного  образования. На одни и те же вопросы  одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении  родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер  и немедленного решения.

Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении  проблем, которые часто носят  конфиденциальный характер и требуют  безотлагательного решения. В общении  с родителями педагог должен проявлять  максимум тактичности. Недопустимо  стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению  к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит  общая проблема. Что мы можем предпринять  для ее решения?» Принципы успешного  консультирования – доверительные  отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Творческие встречи педагогов  и родителей позволяют создать  условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДО, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности  родителей и педагогов.

Социально-психологические  тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.

Анкетирования родителей  проводится с целью сбора социологических  данных о семье, на основании которых  составляется социальный портрет обучающихся

Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, соответствующая  стилю и духу дополнительного  образования, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания  и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.

На сегодняшний день решения  вопроса взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников должен решаться комплексно и системно, необходимо искать новые пути сотрудничества. К этой работе необходимо привлекать педагогов-психологов, специалистов разного  профиля. Используемые активные формы  организации деятельности с родителями, такие как праздники, практикумы, семинары, мастер-классы для родителей, конкурсы объединяют и позволяют реально влиять на качество семейного воспитания.

Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые  взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы педагога, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.

Система взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников как  элемент целостной системы, обеспечивает организацию целенаправленного  технологического процесса овладения  социальными нормами жизнедеятельности  человека в социокультурном пространстве. Неоценима роль родителей в развитии социальных и коммуникативных качеств, в раскрытии индивидуальных способностей. Кроме того, процесс взаимодействия позволяет не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки ребят к будущей социальной, профессиональной и семейной жизни и влиять на их дальнейшую самореализацию, но также снять напряжение в общении с родителями при решении проблем, формировать объективную потребность социального партнерства.

 

 

 


Информация о работе Формы взаимодействия педагогов с родителями и