Формирование звукопроизношения в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание

Изучение речевого развития ребенка позволяет естественно перейти к другим проблемам исследования речи. Именно так рассматривались исследования детской речи в начале XX века, когда появилось значительное количество публикаций в нашей стране и за рубежом, где описывались многие факты этого процесса (К. Бюлер, А.Н. Гвоздев, Н.А. Рыбников, К. и В. Штерны и др.). Вклад в эту литературу внесли не только ученые – психологи, лингвисты, дефектологи, но и представители других профессий, интересующиеся родители, детские писатели.

Работа состоит из  1 файл

онтогенез речевой деятельности.docx

— 27.27 Кб (Скачать документ)

Особенности произношения детей  на третьем и четвертом году жизни  А.Н. Гвоздев характеризует как  период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются  пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

В среднем дошкольном возрасте (4 - 4, 5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже  появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Многие дети среднего дошкольного возраста уже произносят звук Р, но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: Л, Ль, Й. Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к их правильному произношению. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями.

В возрасте пяти-шести лет  ребенок способен замечать особенности  произношения у других детей и  некоторые недостатки в своей  речи. Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков: 1) не всегда шипящие произносятся четко; 2) Рзаменяется Лили Й; 3) Лзаменяется Ль; 4) характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.

М.Ф. Фомичева указывает, что  в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести  годам овладевает всеми звуками  родного языка и правильно  употребляет их в речи. Иногда у  детей подготовительной к школе  группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают ихпри произношении и восприятии на слух.

Документально прослеженная А.Н. Гвоздевым последовательность усвоения элементов разных уровней  языковой системы очень отчетливо  обнаруживает, что в овладении  фонемным составом языка проявляется  зависимость от степени простоты — сложности соответствующих элементов артикуляции.

А.Н. Гвоздев указывает, что  формирование фонем, завершающее усвоение звуковой системы языка, происходит тогда, когда у ребенка осуществляется распознавание прежде смешивавшихся  звуков и их устойчивое использование  для различения слов в соответствии с имеющейся в языке традицией.

Знание закономерностей  нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя  принять ряд необходимых профилактических мероприятий или направить ребенка  к специалистам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО

«Красноярский государственный  педагогический университет

им. В.П. Астафьева»

Институт специальной  педагогики

Кафедра специальной психологии

 

 

 

Худина Кристина Дмитриевна

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

                                      Контрольная работа

 

 

 

 

Проверил:

Лебедева М.В.

 

 

 

г. Красноярск,  2012 г.


Информация о работе Формирование звукопроизношения в онтогенезе