Формирование психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание

Будет изложено путь эволюции психологии с древности, рассуждения о психологии с древности и по наши дни. Все это даст возможность сложить целостное понятие о психологии. Хотелось бы отметить, что психология имеет очень длительную историю, несмотря на то, что науке не так и много лет по сравнению с первым появлением человека. На самом деле психологические процессы происходили еще несколько миллионов лет назад и у динозавров, то есть можно сказать, что психология была всегда, когда живое существо получило в награду от природы мозг, и в котором начали происходить биолого-психологические процессы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. История понятия «психология». Определение психологии в разное время…4
2. Психология и другие научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60-е гг. 19 в.). .7
3.Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг.19 в. -настоящее время.)……………………………………………………………….……16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

В период с 1910 по 1930-е гг. в психологии сформировалось множество конкурирующих несовместимых  и даже несопоставимых парадигм. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Вот неполный список собственно психологических парадигм, сформировавшихся во время открытого кризиса: бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Толмена; психоанализ; учения Фрейда, Юнга, Адлера; гештальтпсихология; динамическая психология Левина; описательная психология Дильтея и Шпрангера; генетическая психология Пиаже; культурно-историческая теория Выготского; различные версии теории деятельности: Басова, Рубинштейна; реактология в версиях Корнилова и Бехтерева; психология установки Узнадзе. Состояние психологии в 1910 – 1930-е гг. представляло собой стадию открытого кризиса. Этот период продолжается вплоть до настоящего времени, для него характерно разнообразие и конкуренция парадигм. Благодаря множеству конкурирующих парадигм мы имеем наиболее полное представление о предмете и методе в психологии. Чтобы продуктивно выйти из кризиса, необходима выработка психологическим сообществом общего мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Структура современной психологии представляет собой все этапы ее становления. Строгие требования практики исследования, а также внутри - и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Мы можем выделить некоторые основные направления развития психологической науки: 

1. Развитие уже существующих парадигм. Например, на основе теории деятельности Леонтьева появилась психосемантика. Предметом ее исследования является генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании. Она использует современные методики и не нуждается в методе интроспекции; 

2. Появление новых парадигм. Например, в 1950 – 1960-е гг. появилась гуманистическая психология. Предметом ее изучения является целостная личность человека; 

3. Формирование различных версий объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. В 1960 – 1980-е гг. на основе принципа целостности был сформулирован принцип системности. В различных парадигмах прорабатываются различные аспекты этого принципа; 

4. Появление новых объяснительных принципов. К примеру, принцип субъективности наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, и сейчас он проходит стадию интенсивного развития; 

5. Экспансия наиболее развитых парадигм на другие отрасли психологии. Например, значительно расширилась сфера исследований в когнитивной психологии. Это направление стало развиваться в 1950-е гг. в противовес доминированию бихевиоризма; 

6. Развитие связей психологии с другими науками. Этот процесс приводит к зарождению новых отраслей психологии. Так, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией – нейропсихология, с популяционной генетикой – генетическая психофизиология. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Большой  психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»). 

2. Клиническая  психология: учебник / Под ред.  Б. Д. Карвасарского. – СПб:  Питер, 2002. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»). 

3. Психология. Учебник для экономических вузов  / Под общ. ред. В. Н. Дружинина.  – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.: илл. –  (Серия «Учебник нового века»). 

4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов  / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: илл. – (Серия «Учебник нового века»). 

5. Столяренко  Л. Д. Основы психологии. 6-е  изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники,  учебные пособия».) – Ростов н/Д:  Феникс, 2003. – 672 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологический портрет. 

По своему психологическому портрету я являюсь  сангвиником, притом ярко выраженным. Я открытый молодой человек, надежный, ровный, миролюбивый и рассудительный. Все эти качества во мне ярко выражены.

Также я являюсь очень доброжелательным и инициативным.

У меня развиты организаторские способности, но их надо еще развивать и дорабатывать. У меня сильно развиты аналитические способности. Я анализирую все, что попадется под руку.

У меня нет предрасположенности к конфликтному поведению в виду того, что я  вразумительный и спокойный человек, и сам по себе дружелюбный. Но конечно когда меня задевают, это мне не нравится - и я могу ответить.

Я стараюсь всегда найти с людьми общий интерес.

Мне легко  чувствуется в новой компании, и я хорошо со всеми общаюсь  и могу найти язык. Я люблю людей, и люди меня тоже любят.

У меня самооценка реальная, то есть я реально  сужу себя - знаю свои плюсы и минусы, и меня трудно завести в заблуждение  по поводу моих качеств.

Я стараюсь хорошо учиться, так как мне нужно  образование, а вообще я себя в  будущем вижу в коммерческой деятельности - мож не коммерсантом, но хотя бы очень хорошим менеджером-организатором.

Я люблю  культуру и мне очень нравится Санкт-Петербург. Я вообще люблю  много нового, и интересного. И  сам являюсь интересным человеком.

Я хочу видеть будущее в положительных  чертах. 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование психологии как самостоятельной науки