Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:18, творческая работа

Описание

Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле:
1. Вот какие мы
Ход игры.
Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.
Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у <Лены> впереди, что сзади?»

Работа состоит из  1 файл

Формирование слоговой структуры слова (картотека игр) .doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

 1. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной

ориентации      

1.1. Коррекционная работа  по развитию ориентации в собственном  теле:

1. Вот какие мы

Ход игры.

Дети выстраиваются  в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.

Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у <Лены> впереди, что сзади?»

 

2. Наводим порядок

Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др.

Одеваем куклу

Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.                                  j

Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др.

 

3. Зарядка для кукол

Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.

 

 

4. Ладошки и следы

Вариант  1

Ход игры. У каждого ребенка - парные изображения вырезанных по контуру ладоней или ступней. На бумажной дорожке - отпечатки пар следов и пар ладоней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Правильно приложите ладошки/ступни к рисунку».

Вариант  2

Ход игры. У каждого ребенка - по одному изображению вырезанной по контуру ладошки или ступни. На бумажной дорожке — несколько левых и правых отпечатков ладоней и ступней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Найдите свою пару».

Вариант 3

Ход игры. На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Найдите пару ладошек/ступней».

Вариант 4

Ход игры. На полу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая.

Инструкция: «Доберись до мишки по следам».

Вариант 5

Ход игры. На полу выложено несколько дорожек из «следов». В конце каждой дорожки - муляжи фруктов, овощей, ягод.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Пройдите по той дорожке, где соберете фрукты (овощи, ягоды)».

5. Обезьянки

Вариант  1. Копирование движений руки.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 2. Копирование  движений ноги.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант  3.  Копирование движений обеих рук.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения:

а) симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. И т.д.;

б) несимметричные - одна рука в сторону, другая -на пояс; одна рука на плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на плечо, другая - на пояс. И т.д.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант  4.  Копирование движений рук и ног.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая - в сторону, нога согнута в колене. И т.д.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

 

6. Кто где находится

Вариант  1.  Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д.

Вариант  2.  Освоение пространственных отношений  между предметами и телом другого субъекта.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Посади мишку впереди <Светы>, куклу - позади <Светы>»; «Расскажи, кто где находится».

 

 

 

                     7. Далеко-близко

Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко).

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от <Светы>».)


1.2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве

 

 

1. Расскажите, что видите

Вариант  1

Ход игры. Впереди и позади детей - игрушки.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Расскажите, какие игрушки вы видите впереди, какие — позади».

Вариант 2

Ход игры. Логопед и дети стоят у окна.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Расскажите, что вы видите впереди, что - позади».

 

2. Подберите  дорожку

Ход игры. Логопед выстраивает на ковре ряд игрушек или предметов (например: собаку и конуру) на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагаются полоски разной длины - «дорожки».

Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия.

Инструкция: «Подберите дорожку, чтобы собака смогла дойти до своей конуры». (Образец ответа: «Собака далеко от конуры, ей нужна длинная дорожка».)

 

3. Впереди-позади

Ход игры. Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют всех, кто оказался впереди и позади.

Инструкции: 1) «<Ваня>, встань позади <Светы>»;

                  2)  «Расскажи, кто впереди (позади) тебя»;

              3) «Расскажи, кто впереди (позади) <Светы>». И др.

 

4. Живые вагончики

Ход игры. Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют их пространственные позиции.

Инструкции:

1) «Поставь ежика впереди  мишки. Поставь котика позади  мишки»;

2)  «Расскажи,  кто  впереди мишки,  кто позади  мишки». И др.

 

 

 

5. Веселые игрушки

Ход игры. Логопед поочередно выставляет игрушки впереди и позади ребенка. Ребенок выполняет инструкции.

Инструкции: 1) «Назови игрушку»;

2) «Скажи, где она находится  - впереди или позади»;

3)  «Закрой глаза,  вспомни и назови все игрушки».

 

 

 

 

 

6. Угадай игрушку

Ход игры. Перед детьми - ряд игрушек или предметов. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Угадай игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка находится впереди мяча, но позади мишки». И др.

 

.

 

7. Собери сказку

Ход игры. Перед ребенком - набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции.

Инструкции: «Поставь лошадку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь человечка между домиком и елочкой». И др.

 

 

8. Строим город

Ход игры. Перед детьми - разноцветные детали конструктора. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Положи красный кирпичик вниз, а синий — сверху»; «Возьми большой красный кубик, сверху положи синий шарик, рядом с кубиком поставь в ряд три зеленых кирпичика». И др.

 

 

9. Построим  мостик

Ход игры. Перед детьми - разноцветные кубики и детали конструктора. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Построй зеленый мостик»; «Продолжи как я»:

а) чередование зеленого и красного кубиков;

б) двух зеленых, одного желтого;

в) двух зеленых, двух желтых;

г) одного кубика и одного кирпичика. И др

 

1.3. Коррекционная работа  по развитию ориентации в двухмерном  пространстве

 

1. Новый год

Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки и медвежонка.

Логопед    прикрепляет    изображения    предметов (звезду, шар, бусы) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Дети отвечают на вопросы.

Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар — пониже. Бусы будут висеть совсем низко».

Вопросы логопеда: «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?»; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?»

 

2. Белка на елке

Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки.

Логопед прикрепляет  изображения предметов (шишку, белку) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы.

Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопрос.

Примерный текст: 1) «Шишка высоко висит. Белка низко сидит»;  2) «Белка — прыг-скок по веткам. Теперь белка высоко. Достала шишку».

Вопросы логопеда: 1) «Где висит шишка?»; «Где сидит белка?»;                         2) «Куда забралась белка?»

 

3. Солнечный зайчик

Ход игры. Игра проводится в солнечный день.

Логопед с помощью  зеркала перемещает солнечный зайчик по комнате.

Дети комментируют: «Зайчик  высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко». И т.д.

 

4. Коврики

Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».

 

 

5. Выбери дорожки

Ход игры. У каждого ребенка - две полоски («дорожки») разной длины и лист бумаги с изображением предметов, находящихся на разных расстояниях друг от друга.

Дети  выполняют инструкцию,  затем объясняют свои действия.

Инструкция: «Выберите дорожку для зайчика». (Образец ответа: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка, этот зайчик близко к домику, ему нужна короткая дорожка».)

 

6. Кот на лесенке

Ход игры. На фланелеграфе - изображение лестницы.

Логопед прикрепляет  картинки с изображениями кота, попугая  к фланелеграфу в соответствии с  текстом, затем задает вопросы. Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопросы.

Примерный текст: 1) «Кот хочет поймать попугая. Попугай - высоко, кот - низко»; 2) «Кот залез высоко, а попугай уже сидит низко. Не может кот поймать попугая».

Вопросы логопеда: 1) «Где сидит кот?»; «Где сидит попугай?»;           2) «Куда забрался кот?»; «Где теперь попугай?»

 

 

7. Солнышко

Ход игры. На фланелеграфе - изображение домика и солнышка.

Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом.

Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать».

Вопросы логопеда: «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?»

 Примечание. Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко,- встали - солнышко высоко; присели - солнышко низко).

 

 

 

 

 

 

8. Игрушки для клоуна

Ход игры. У каждого ребенка - лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т.д.) и цветные карандаши.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: 1) «Нарисуйте маленький красный мячик (шарик, бублик) позади клоуна. Нарисуйте большой синий мяч впереди клоуна. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю»;

                        2) «Нарисуйте желтые шарики вверху (над клоуном), дорожку внизу (под клоуном). Давайте придумаем историю».

 

 

9. Игрушки для зайчика

Ход игры. У каждого, ребенка - лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».

 

 

 

 

10. Продолжи ряд (дорожку)

Вариант  1

Ход игры. У каждого ребенка - набор однотипных картинок (пирамидки, мячи, машинки и др.) . Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Продолжите ряд: мяч, пирамидка, машинка, мяч, пирамидка...».

Примечания: 1. Дети продолжают ряд:

а) по зрительному образцу;

б) по слуховым следам.

                         2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я покажу (скажу): пирамидка, мяч, машинка...».

Вариант 2

Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок или лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: синий камешек, зеленый камешек, синий, зеленый... (синий, зеленый, красный, синий, зеленый, красный; два синих камешка, один зеленый, два синих, один зеленый...)»;

                         2) «Продолжите дорожку: треугольник, круг, треугольник, круг... (два треугольника, один круг...)».

Примечания: 1. Дети продолжают ряд:

а) по зрительному образцу,

б) по слуховым следам.

                          2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я скажу: зеленый, красный, синий...».

Вариант  3

Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок разной величины или лист бумаги и цветные карандаши.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: 1)  «Продолжите дорожку: маленький круг, большой круг, маленький, большой...»;

2)  «Продолжите дорожку:  маленький круг, средний, большой...»;

3)  «Продолжите дорожку:  большой круг, средний, маленький...».

Примечание. Дети продолжают ряд:

а) по зрительному образцу, б) по слуховым следам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных

параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других

характеристик движений)

2.1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров

общих движений и действий

 

1. Делай как я

Вариант  1.  Воспроизведение серий движений руками.

Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:

1)  руки в стороны,  на пояс, в стороны, на пояс...;

     руки за  голову, в стороны, за голову, в  стороны...;

     руки на  пояс, вверх, на пояс, вверх...;

     руки на  пояс, на плечи, на пояс, на плечи... И др.;

2) руки на пояс, на  плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх...;

    руки вверх,  в стороны, вниз, вверх, в стороны,  вниз... И др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».

 

Вариант  2.  Воспроизведение серий движений ногами.

Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:

1)  нога вперед, назад,  вперед, назад ...;

     нога в  сторону, на место, в сторону, на место...;

     нога назад,  на место, назад, на место... И др;

2)  нога вперед, назад,  на место, вперед, назад, на  место...;                 нога в сторону, назад, на  место, в сторону, назад, на  место... И др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».

 

Движения животных

Вариант  1

Ход игры. Перед ребенком на столе находятся три игрушки, например: медведь, лошадь, заяц. Логопед поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, мишка -медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь — в умеренном темпе, плавно). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы.

Вопросы логопеда: «Скажи, как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?». И др.

Вариант 2

Ход игры. Ребенок изображает движение различных животных по инструкции: «Покажи сам».

 

 

 

Танец листьев

Ход игры. Логопед берет листья, поднимает руки вверх и показывает «танец листьев» (колебательные движения из стороны в сторону) в заданном темпе. Ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец листьев».

 

Веселые инструменты

Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе).

 нужно воспроизвести  услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы.

Инструкция: «Слушай внимательно, хлопай так же».

Вопросы логопеда: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?». И др.

 

Передай привет

Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и

темпе, и ритме), затем  отвечают на вопросы.

Инструкция: «Передай привет правильно».

Вопросы логопеда: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?» И др.

 

 

 

 

Бабочки и цветы

Вариант  1

Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Затем прикрепляет символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно».

Вариант 2

Ход  игры. На фланелеграфе  -  ряд  одинаковых  картинок (цветки с бабочками или без них). Дети считают количество цветков, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определенной (одинаковой) силы.

Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно».

Вариант 3

Ход игры. На фланелеграфе - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек), расположенных в произвольном порядке.

Детям дается задание  следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия.

Инструкция: «Следите за указкой, хлопайте правильно».

Вариант 4

Ход игры. На фланелеграфе - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек), расположенных таким образом, чтобы создавался определенный ритмический рисунок.

Инструкция: «Прохлопайте (протопайте, сыграйте) правильно».

Вариант  5

Ход игры. Каждый ребенок выкладывает свой ряд символических картинок. Затем: а) воспроизводит свою «песенку»; б) воспроизводит «песенку» другого ребенка.

Примечание. Варианты символических изображений для игры:

елочки с шишкой, камешки  с лягушками (сильный удар или  хлопок),

елочки без шишек, камешки  без лягушек (слабый удар или хлопок).

 

Танцующие снежинки

Ход игры .На фланелеграфе - ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, постукивают), воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов.

Например:

 


Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Совершенствование  статической и динамической координации  движений пальцев рук

 

 

 

Упражнение 1

Выполнение единичного поочередного прикосновения большого пальца к  указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

 

 

 

 

Упражнение 2

Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

 

 

 

Упражнение 3

Чередование разного количества поочередных  прикосновений. Например: два прикосновения большого пальца к указательному,   одно   прикосновение   большого   пальца   к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).

 

 

 

Упражнение 4

Выполнение поочередного прикосновения  большим пальцем к другим пальцам за исключением одного запретного (в разном темпе).

 

Упражнение 5

Выполнение единичного поочередного прикосновения пальцев правой руки к одноименным пальцам левой  руки в умеренном, медленном, быстром  темпе.

 

 

 

 

Упражнение 6

Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

 

 

Упражнение 7

Выполнение прикосновений пальцев  правой руки к пальцам левой руки с чередованием количества похлопываний (по два, по одному и т.д.) в умеренном, медленном, быстром темпе.

 

 

 

Упражнение 8

«Игра на рояле» - выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.

 

 

 

 

Упражнение 9

Выполнение поочередного сгибания в кулак и поочередного разгибания пальцев.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).

Информация о работе Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации