Формирование любознательного отношения детей к собственному здоровью через детский сад и семью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:40, лекция

Описание

Цели:
• Привлекать внимание родителей к воспитательно – образовательному процессу (проблемам физического образования и оздоровления детей), пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ.
• Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.
• Формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни.
• Повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.

Работа состоит из  1 файл

формирование созн. отношенияк здоровью.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

                                               «Здоровый образ жизни в семье –

                                                Залог здоровья ребёнка».

 

Углублённая тема:

         «Формирование сознательного отношения детей

    к собственному здоровью через детский сад и семью»

 

Цели:

 

  • Привлекать внимание родителей к воспитательно – образовательному процессу (проблемам физического образования и оздоровления детей), пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ.
  • Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.
  • Формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни.
  • Повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.

 

Задачи:

Оздоровительные:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей, физического развития и эмоционального благополучия;
  2. Формирование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами физического движения, закаливанием
  3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные:

  1. Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями.
  2. Освоение знаний о здоровом образе жизни.

Воспитательные:

  1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработки привычки соблюдения режима, потребность в физических упражнениях и играх.
  2. Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

 

 

                         «Здоровье – это состояние полного физического, духовного

                           и социального благополучия, а не только отсутствие

                          болезней и физических дефектов»

                                        (Формулировка Всемирной Организации Здравоохранения)

                                   

 

Выполнения поставленных задач и перспективного плана используются следующие принципы:

    • Сознательности и активности;
    • Наглядности;
    • Доступности;
    • Учёта индивидуальных особенностей детей;
    • Систематичности;
    • Постепенности повышения требований.

 

Воспитание потребности  в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:

  • Организация рационального режима дня;
  • Полноценное питание;
  • Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
  • Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима;
  • Обеспечение безопасности детей;
  • Привитие культурно – гигиенических навыков;
  • Создание атмосферы психологического комфорта;
  • Формирование представлений, что полезно, что вредно для организма;
  • Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;
  • Формировании потребности семьи (ребёнка) в здоровом образе жизни и личного примера в укреплении и сохранении здоровья

 

 

 

 

                                          Работа с детьми

Определение содержания  работы  с детьми по тематическим блокам.

1 блок «Азбука здоровья».

Раздел «Мой режим дня»

Раздел «Школа моего питания»

Раздел «Солнце, воздух и воду –  мой лучшие друзья»

Раздел «Я узнаю себя»

         Раздел «Что я чувствую»

         Раздел «Мои трудности»

        2 блок «Азбука движений».

 

 .

1. Раздел  «Мой режим  дня»

Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.

    • Общий режим дня (повторяющиеся режимные моменты).
    • Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.
    • и бодрствование.
    • Утренняя гимнастика (с аудиозаписью).
    • Водные процедуры.
    • Еда: блюда и продукты, витамины.
    • Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
    • Прогулка.

2. Раздел  «Школа моего  питания»

Раскрывает вопросы правильного  питания детей. Большое внимание уделяется созданию условий для  полноценного питания как одного из факторов, способствующего улучшению аппетита детей, воспитанию у них соответствующих культурно-гигиенических навыков. Особо подчеркивается необходимость тесного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей, отрабатывается единство подходов в решении вопросов питания детей.

Принципы организации питания:

  • выполнение режима питания;
  • гигиена приёма пищи;
  • ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
  • эстетика организации питания (сервировка);
  • блюда и продукты;
  • индивидуальный подход к детям во время питания;
  • правильность расстановки мебели.

3. Раздел «Солнце, воздух  и вода – мои лучшие друзья»

Раскрывает задачи, направленные на обеспечение тренировки защитных сил  организма и повышение его  устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, предлагаются разные варианты использования основных природных факторов окружающей среды (солнца, воздуха и воды).

 

 Основные факторы закаливания:

  • закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
  • закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
  • закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
  • постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

 

    Комплекс закаливающих мероприятий:

  • соблюдение температурного режима в течение дня;
  • правильная организация прогулки и её длительности;
  • соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;
  • облегченная одежда для детей в детском саду;
  • сон без маек;
  • гимнастика после сна;
  • мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи;
  • гигиена тела («Чистые руки», «Красивая прическа», «Знай свое тело»);
  • полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой;
  • гигиена полости рта (чистые зубы);
  • комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки);

 

     Методы оздоровления:

  • ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье).
  • контрастное обливание ног;
  • дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;
  • хождение босиком (летом);
  • релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
  • использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

  Формы организации оздоровительной работы:

    • Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в маячках, ходьба босиком;
    • Физкультурные занятия на спортивной площадке.
    • Туризм (походы);
    • Физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе;
    • Гимнастика после сна;
    • Витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

4. Раздел «Я  узнаю себя»  

Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

    • Привитие культурно – гигиенических навыков.

- «чистые руки, лицо, зубы»

- «носовой платок»

- «красивая прическа»

- «чистая и удобная  одежда»

- «игрушки в порядке»

    • Обучение уходу за своим телом.
    • Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
    • Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
    • Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
    • Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
    • Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
    • Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
    • ОБЖ, выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
  1. Раздел «Что я чувствую»

Физиолог Н.М. Щелованов  писал "Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма".

Необходимые условия:

    • Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп. Проходят в детском саду празднования дней рождения, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения и др.
    • Снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход  к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.
    • Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр.
    • Большая роль в псикоррекционной работе отводится  музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).

      Психологические проблемы:

    • Агрессивность
    • Неуверенность в себе, трусость
    • Грубость
    • Плаксивость
    • Жадность
    • Негативизм

 

 6.  Раздел «Мои трудности». 

Цель: устранение речевого дефекта у детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте,  совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Блок 2. «Азбука движений»     

Физическое воспитание оказывает существенное влияние  на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.  

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:

  • физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития и здоровья;
  • сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
  • обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости (занятия строить с учетом группы здоровья – подгрупповые);
  • медицинский контроль за физическим воспитанием;
  • включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

 

 Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка:

Регламентированная деятельность:

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультминутки
  • Динамические переменки
  • Физкультурные занятия
  • Физические упражнения после сна

Частично регламентированная деятельность:

  • Спортивные праздники
  • Спортивные игры
  • Подвижные игры на воздухе и в помещении
  • Оздоровительный бег на воздухе
  • Спортивные досуги
  • Дни здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование работы по теме самообразования с детьми

          Содержание работы

       Месяц

         Литература

 

  1. Исследование «Выявление уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье».

 

  Сентябрь

 

 

  1. «Что такое здоровье?»

Вопросы: Что значит быть здоровым?

Как сохранить здоровье?

  • Выставка литературы:

       «Спорт и здоровье»

  • Показ презентации:

«Спорт»

  • Просмотр музыкального клипа «Зарядка»

 

  • Физкультурно – познавательное занятие:

«Хочу быть здоровым»

 

    • День Здоровья

Музыкально  – театрализованное представление:

«Секреты здоровья»

 

     Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

Личная компьютерная копилка

 

 

 

Ж – л «Инструктор  по физкультуре»

№1 2010 г. Стр. 20

 

 

Ж – л «Воспитатель в ДОУ» №3 2008 г.

Стр. 41

 

    • Занятие: «Витаминный

      калейдоскоп»

 

 

    • День Здоровья

Праздник «Путешествие в страну полезных продуктов»

    • Просмотр презентации

«Почему нужно есть

  много овощей и фруктов»

 

   Ноябрь

 

Ж – л «Воспитатель в ДОУ» № 6 2009г.

Стр. 27

 

 

 

Ж – л  «Воспитатель в ДОУ» № 6 2007г.

Стр. 20

 

Личная компьютерная копилка

    • Занятие:

«Чистота  – залог здорового, воспитанного человека»

    • Физкультурно – познавательное занятие:

«Режим  дня»

 

    • Занятие рисование:

«На зарядку становись»

 

    • Беседа:

«Как  быть аккуратным»

 

    • Просмотр презентации:

«На полке»

 

    • День Здоровья

             «Банные сражения»

 

   Декабрь

Ж – л  «Воспитатель в ДОУ» № 2 2008г.

Стр. 48

 

Ж – л «Инструктор  по физкультуре»

№1 2010 г. Стр. 23

 

 

 

 

 

Ж – л  «Воспитатель в ДОУ» № 2 2008г.

Стр. 48

 

Личная компьютерная копилка

 

Методическая копилка

    • Беседа: «Сестрички – привычки» (вредные привычки)
    • Физкультурное занятие: «Вручить Неумейке»

 

    • Просмотр презентации:

«Один дома»

 

 

  • День Здоровья

« Праздник русского валенка»

 

     

       Январь

 

 

 

Ж – л «Инструктор  по физкультуре»

№ 1 2010 г. Стр. 30

 

Личная компьютерная копилка

 

 

Ж – л «Воспитатель в ДОУ»

№ 4 2008г.

Стр. 70

 

  • Беседа: «Зимние забавы»

 

  • Занятие: «Правильная осанка»

 

 

 

  • День Здоровья

«Жизнь –  это движение»

 

 

Физкультурный праздник

«День Защитника  Отечества»

«Добры  молодцы»

 

 

   Февраль

 

 

 

Ж – л «Ребенок в  детском саду

№ 2 2005 стр. 52

«Уроки Мойдодыра»

 

Ж – л «Ребенок в  детском саду

№ 2 2005 стр. 55

 

Ж – л «Инструктор  по физкультуре»

№ 1  2010 г. Стр. 73

 

    • Занятие:

«Глаза  – главные помощники человека»

«Знай своё тело»

 

    • Совместное занятие детей и их родителей:

«Полезная и вредная еда»

 

    • Просмотр презентации:

«Как  Миша животик кормил»

 

 

 

    • День Здоровья

«Весёлые старты»

 

 

 

      Март

 

Ж – л «Воспитатель в ДОУ»

№ 3 2009г.

Стр. 33

 

Ж – л «Воспитатель в ДОУ»

№ 3 2009г.

Стр. 66

 

 

 

 

 

 

Ж – л «Воспитатель в ДОУ»

№ 1  2009г.

Стр. 77

    • Беседа:

«Для  чего нужны зубы»

    • Просмотр презентации:

«Надо ли беречь зубы»

 

    • Занятие:

«Познай себя»

 

 

    • Занятие:

«Правила Здоровья»

(Безопасность  дома)

 

 

    • День Здоровья

Спортивно –  познавательный праздник

с участием родителей:

«Семью  семь»

Или

«Мама, папа, я – спортивная семья»

 

 

 

    Апрель

«Уроки Мойдодыра»

 

Личная компьютерная копилка

 

 

 

Ж – л «Ребенок в  детском саду

№ 2 2005 стр. 56

 

 

 

 

 

Ж – л «Инструктор  по физкультуре»

№ 1  2010 г. Стр. 96

 

 

 

Ж – л «Воспитатель в ДОУ»

№ 5 2008г.

Стр. 80

 

 

    • Беседа:

«Для  чего нужны руки и ноги»

    • Занятие:

«Правила  дорожного движения» (Уроки безопасности на улице)

    • Просмотр презентации:

«Правила  дорожного движения»

 

    • День Здоровья

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

     Май

«Уроки Мойдодыра»

 

 

«Безопасность»

автор: Авдеева

 

 

 

 

 

 

 

Методическая копилка

    • Физкультурный досуг к дню защиты детей

«Дружим со спортом»

 

    • Беседа:

«Правила  Здоровья»

(безопасность  на воде и в природе)

  Июнь

Ж – л «Инструктор  по физкультуре»

№ 2 2010 г. Стр. 48

Информация о работе Формирование любознательного отношения детей к собственному здоровью через детский сад и семью