Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка через элементы технологии сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков каждого учащегося на уровне его способностей и возможностей. В последние годы реформа образования находится в постоянном состоянии модернизации. В связи с изменениями в обществе меняются школа, учитель и ученик. Особенно важные перемены произошли не столько в учителе, сколько в ученике.

Работа состоит из  1 файл

проект.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Актуальность

         В последние годы реформа образования находится в постоянном состоянии  модернизации. В связи с изменениями в обществе меняются школа, учитель и ученик. Особенно важные перемены произошли не столько в учителе, сколько в ученике. У выпускника современной школы должны быть сформированы ключевые компетентности, связанные с  взаимодействием  человека и социальной сферы:

- владение основами мобильности, социальной активности, конкурентоспособности, умение адаптироваться в социуме;

- владение знаниями, умениями и навыками общения (коммуникативная компетентность);

- владение знаниями, умениями  и навыками социального взаимодействия с обществом, с общностью, коллективом, друзьями, партнёрами;

- владение умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого.

             В условиях изменения общества необходимо адаптировать школьника к современной жизни, а значит научить его самостоятельно осваивать и систематизировать знания, вооружить методами и способами коммуникативной деятельности, научить проявлять инициативу, что даст ему возможность быть конкурентоспособным и востребованным.

         В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования зафиксировано Положение о том, что «Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетентности, своего рода «мерило» современного качества образования».

         В Стандарте по русскому языку на базовом уровне в основной и старшей школе одной из  важных признана коммуникативная компетентность.

         Это обусловлено тем, что  в России наблюдается резкое снижение культурного уровня. Ситуация с культурой речи принимает угрожающий характер, причём это затрагивает все слои населения. Можно утверждать, что подобная негативная тенденция характерна для всего современного мира.

       Традиционная система образования не даёт возможности подготовить требуемого обществом выпускника, что является типичной проблемой для большинства российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их практической реализации.

  Всё сказанное выше порождает следующие противоречия:

- стремление ребят к самостоятельности и неумение организовывать самостоятельную деятельность и управлять ею;

- стремление работать в группе и неумение работать в коллективе;

- необходимость развивать творческий потенциал каждого ученика и отсутствие условий работать с каждым.

            Выход из создавшейся ситуации – глубокая, серьёзная работа по формированию коммуникативной компетентности в школе.

       Коммуникативная компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что ведущая роль в этой работе отводится в первую очередь урокам русского языка и литературы.

         Но неизбежно возникает проблема, как сочетать интересные формы работы по формированию коммуникативных умений с необходимостью формировать прочные орфографические и пунктуационные навыки? Тем более в русском языке выполнение тренировочных упражнений занимает гораздо больше места, чем изучение новых теоретических сведений.

         Возникает необходимость поиска альтернативы традиционным методам, так как традиционная система не даёт широко осуществить задуманное.

        Исходя из вышеизложенного, необходимо выбрать технологию обучения, которая позволила бы практически решать данную проблему, создать условия для развития способностей учащихся к самообразованию и самореализации.

         Эти обстоятельства определили выбор темы моего проекта: «Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка через элементы технологии сотрудничества».

           Цель: развитие коммуникативных умений и навыков каждого учащегося на уровне его способностей и возможностей.

          Для себя определила следующие задачи:

1.      Изучить формы, методы и приёмы, используемые при обучении в сотрудничестве.

2.      Изучить возможности использования в учебном процессе различных форм оценивания учащихся при работе по технологии сотрудничества.

3.      Разработать серию уроков с использованием элементов технологии сотрудничества.

4.      Провести анализы уроков и на их основе доказать возможность применения данной технологии как одного из способов формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы.

Реализация проекта

        Огромные возможности для развития коммуникативной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса «Обучение в команде».

         В свое педагогической деятельности я опираюсь на богатый теоретический и практический опыт, накопленный учёными и учителями.

        Под педагогикой сотрудничества новаторы понимают установление гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса, выступающих необходимым условием гармоничного развития личности. Её значение состоит в том, что она раскрыла противоречия традиционного образовательного процесса, показала пути их разрешения, привела к осознанию необходимости пересмотра философских оснований современного образования и педагогической науки и утверждению в общественном сознании и практике обучения идеи гуманизации образования. Эта идея нашла отражение в ценностях ориентации педагогики сотрудничества, складывающейся из ряда гуманистических установок. Одной из таких установок является принятия любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть» (Ш.А.Амонашвили); воспитание начинается «с поразительно простого, бесхитростного: принять ребёнка таким, какой он есть «внутри себя», каким знает себя «только он сам» (Е.Ю.Сазонов).

       На смену фронтальным видам работ всё больше приходят индивидуальные, парные и групповые. Работа учащихся в группе от двух до пяти человек над одним заданием, работа над одним проектом, объединённых одной идеей, оказывается намного продуктивнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов и способствует формированию коммуникативных навыков. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Основные идеи обучения в сотрудничестве – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Роль преподавателя так же меняется. Он оказывается свободным, его функции сводятся к консультированию учащихся, он уделяет больше внимания отдельным ученикам или группе учащихся.

         Существует несколько разновидностей технологии обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами. Я остановилась на таких формах работы, которые считаю наиболее приемлемыми для использования на уроках русского языка и способствующих достижению моей цели.

1.      «Обучение в команде»

Обучение происходит в группе из 4 человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить. Группам даётся определённое задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения задания всеми группами учитель организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп), либо рассмотрение задания каждой группой (если задания были разными).

         Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он даёт тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Тест учащиеся выполняют индивидуально вне группы. При этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу суммируются, и выставляется общая оценка. Таким образом, сильный и слабый ученики могут принести группе одинаковые баллы. Соревнуется не сильный ученик со слабым, а каждый со своим собственным ранее достигнутым результатом.

2.      «Пила»

 

Данный метод предусматривает работу учащихся группами в 4-5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп остаются. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, получает высокие оценки.

 

3.  «Ажурная пила»

Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, разбитым на фрагменты. Каждый член группы работает над своей частью. Затем ученики из разных групп, изучающие один и тот же вопрос, встречаются и обмениваются информацией («встреча экспертов»). Затем они возвращаются в свои группы и обучают товарищей тому новому, что узнали сами (как зубцы одной пилы). Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов – это внимательно слушать своих партнёров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется… Учащиеся,   заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполняли свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

4.«Диада» (учебная пара)

Данный приём лучше использовать как начальный вариант для последующей, более серьёзной работы. Один учащийся исполняет роль Учителя, другой – Ученика. Такая пара уместна при индивидуальной отработке понятий, тренинге учебных умений и навыков, первоначальной взаимопроверке ошибок и пр. Положительными моментами данной работы являются: проговаривание каждым учащимся изучаемого материала, индивидуальный контроль, коррекция знаний. Отрицательные моменты: затруднён учительский контроль, монотонность работы (одно и то же рассказывает сначала один, а потом другой ученик).

5.      «Аквариум»

Образуется группа учащихся (5-6 человек), работа которой открыта для наблюдения. Остальные ученики вместе с учителем, не вмешиваясь, наблюдают за их действиями. Однако в конце занятия «наблюдатели», члены группы и, наконец, учитель последовательно подводят итоги работы (познавательный, коммуникативный моменты и пр.)

6.      «Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри каждой группы учащиеся самостоятельно определяют роль каждого в выполнение общего задания: контролирующую, мониторинга активности каждого члена группы, культуры общения. Таким образом, группа имеет двойную задачу: академическую и социальную. Учитель так же контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

        Приёмы, которые могут использоваться на уроке, довольно разнообразны: «Атака мыслей», «Огонь по стоящим», «Синтез мыслей», «Создание ситуаций выбора», «Вертушка», «Карусель» и др.

        Может сложиться впечатление, что в технологии сотрудничества лежит хорошо известная в методике форма группового обучения. И всё же можно выделить три отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от традиционных форм работы в группах:

- взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей;

- специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса;

- общая оценка работы группы складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

       После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса, как ученики работали,  помогая друг другу.  Они обсуждают своё поведение, что удалось сделать и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

       Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом, что они были бы вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия. Равные возможности предполагают то, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу своих возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один и другой сделал, что мог.  Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, архивариусов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные способности. Выполняя задание данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

       Учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знания и опыта. Роль учителя – помочь ученикам самостоятельно добыть нужные знания, критически осмыслить полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их

     Изучив теорию, концепцию научную идею данной технологии, я пришла к выводу, что именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции учащихся в целом.

 

        Начала я работу с эпизодического введения элементов технологии сотрудничества на уроках русского языка. Даже такое использование данной технологии показало несколько положительных моментов: рост мотивации учащихся в изучении предмета, повышение качества знаний учащихся, снятие психологических «зажимов», развитие коммуникативных умений и навыков. Тем не менее, эпизодическое использование технологии не раскрывает её потенциала и не решает поставленных передо мной задач. Следовательно, использование технологии сотрудничества как средства повышения владения коммуникативными навыками и умениями приобретает для меня особую актуальность. Я решила продолжить работу с данной технологией боле основательно.

Определила  этапы работы в сотрудничестве следующим образом:

    Первый шаг -  планировка помещения,  размещение рабочих мест детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для таких уроков ставлю столы либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по два стола (для работы в четвёрках и шестёрках). И именно это будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, самостоятельную совместную деятельность. Затем происходит размещение учащихся по рабочим местам. В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, учитываются личные симпатии ребят друг к другу; что способствует общению в процессе совместной деятельности.

        Следующий шаг – обучение культуре общения в группе. Для этого применяю памятку работы в группе:

1.      Внимательно прочтите предложенные на ваш выбор варианты учебных заданий.

2.      Вместе проанализируйте содержание и варианты выполнения каждого из них.

3.      Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности членов своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий.

4.      Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдаёт предпочтение большинство.

5.      Разработайте план совместных действий по решению выбранного задания.

6.      Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внёс свой вклад в выполнение задания.

7.      Вместе решите, кто и как представит результаты вашей совместной работы.

8.      Оцените успешность и результативность деятельности каждого члена группы и вашего коллектива в целом.

        Этап построения урока: определение учебно-познавательных целей; выполнение заданий, когда происходит определение вида деятельности группы; деление заданий на логические части; распределение ролей среди учащихся каждой группы; выполнение заданий по принципу «вертушки», «пилы» либо по частям; обсуждение заданий в группах, с последующим  выступлением; анализ достигнутых результатов, где учащиеся сообщают о трудностях, встретившихся в процессе работы, о путях их преодоления; подведение итоговформулирование выводов. В конце урока учитель может провести проверочную работу или дать индивидуальные тесты.

         К планированию уроков с использованием приёмов технологии сотрудничества подхожу очень серьёзно, потому что такие формы работы требуют кропотливой предварительной подготовки и умелой консультации:

- подбираю для групповой работы задания, требующие участия всех членов группы – взаимозависимость (характер заданий должен предусматривать разделение труда, соответствовать возможностям и способностям учеников;

- подробно объясняю классу, как будут работать группы, и как я буду оценивать учащихся;

- регулярно контролирую ход работы в группе;

- учу группу справляться с теми, кто не хочет и не может сотрудничать (не стоит немедленно принимать меры, если кто-то из детей не захочет работать именно в этой группе, навыки совместной деятельности предполагают умение работать с самыми разными людьми, независимо от личных симпатий или антипатий);

- организую разбор ошибок (главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия, не стоит высмеивать слишком самоуверенного ребёнка или демонстративно поддержать застенчивого, важно обсудить, чем каждый участник был полезен группе).

         В своей работе я активно использую отдельные формы и приёмы работы в команде и парах: обучение в малых группах, командно-игровая деятельность, обучение в сотрудничестве творческому сочинению. На уроках русского языка активно использую форму «Диада» при проверке домашнего задания (как правило, в начале урока), при словарной работе. На этапе первичного закрепления нового материала целесообразнее использовать  «Обучение в команде», иногда перед диктантом или тестом, также на обобщающих уроках продуктивнее применять формы «Пила», «Ажурная пила».

       Эффективно проверять домашнее задание на уроках русского языка в группах. Состав групп может меняться от урока к уроку, а может оставаться постоянным на период работы над темой, а то и дольше, если учитель видит, что ученики работают вместе слаженно, заинтересованно и, главное, эффективно. Ребятам предлагается по «вертушке» проверить правильность выполненных дома упражнений и заданий. Причём важно, чтобы каждый ученик аргументировал свою работу. Если выявляется у кого-то ошибка, её можно исправить, но только после того, как ученик поймёт причину допущенной ошибки. Ошибка исправляется, а ученик пишет в тетради объяснение, почему допущено исправление. Тогда ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4). Это означает, что все согласны с таким выполнением. Вот теперь будет справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трёх) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком. Аналогичную работу можно провести и при промежуточном тестировании. Сначала дать возможность ребятам ещё раз проверить свои знания, а затем, «рассыпав»  поодиночке, дать каждому свой вариант теста (сообразуясь с уровнем обученности). Результаты можно засчитывать всей группе (по среднему баллу) или каждому ученику, по выбору преподавателя.

        Иногда метод обучения в сотрудничестве использую и для ознакомления с новым материалом, т.е. предоставляю учащимся возможность самостоятельно разобраться в теме, приучаю ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе, к умению сотрудничать друг с другом. После объяснения нового материала, учащиеся объединяются в группы по 3-4 ученика. Возможны несколько вариантов организации работы по усвоению нового материала.

        Например, каждой группе предлагается одна (своя) проблема, один текст и серия заданий к нему, которые должна выполнить эта группа. Учащиеся читают текст, знакомятся с вопросами и договариваются между собой, кто в каком вопросе будет разбираться (по методу «пилы») с тем, чтобы затем выполнить часть задания и, если у кого-то из группы возникнут проблемы по тому или иному вопросу, быть в состоянии доходчиво объяснить проблемы. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.

          Другой вариант.  Учащимся предлагаю одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп.  Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Задания к тексту могут быть самые различные: вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы, расставить знаки препинания и объяснить пунктограммы, выписать выделенные слова и разобрать их по составу и т.д. Задания можно определить, опираясь на задания учебника русского языка к конкретным упражнениям. Неотъемлемое условие такой работы – смена вида деятельности учащимися при дальнейшей работе. Проводятся встречи экспертов из разных групп.

          Когда группы справятся с работой, организую общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на вопросы учителя, дополняя друг друга. Оценка, которую получает группа, является исходной. Её можно улучшить, если каждый участник группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному. Кроме этого оцениваю (качественно, не в баллах) различные формы взаимопомощи и результативность сотрудничества.

      Эти варианты можно использовать при изучении частей речи. Например, в теме «Причастие» можно выделить следующие составляющие: признаки глагола, признаки прилагательного, употребление частей речи и т.д. Каждый член группы находит материал по своей части работы. Затем, ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и сообщают полученную информацию. Таким образом, ученики в наглядной форме устанавливают связи, зависимости различных признаков причастия. Их задача не просто установить все признаки, но ещё и сформулировать правило и привести собственные примеры. При этом им необходимо сформулировать собственную точку зрения на высказанные в учебнике мысли в отношении того, что же такое причастие, аргументировать её.

       Можно построить урок и таким образом. Учащимся 7 класса предлагаю в парах самостоятельно  ознакомиться с новым материалом, используя учебник.  При этом один из партнёров исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читал правило и теоретический материал по учебнику), а другой – роль художника (он должен был на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал – графически отобразить правила). Сначала схема отображает ключевые слова, понятия: «Причастие – это самостоятельная часть речи», затем грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры и паутинка приобретает законченную наглядную графическую форму зачитанного «диктором» теоретического материала.

       На уроках изучения нового использую приём совместного поиска в парах – «что мы знаем?». Классу сообщается тема урока, а учебные пары вспоминают, что им известно по теме, затем в ходе отчётов, их обсуждения идёт поиск верного ответа на вопрос. Затем группам даётся несложное задание при повторении глагола, например, выбрать из данного списка-перечня только те постоянные и непостоянные признаки, которые имеет глагол, доказать правильность своего выбора. А далее работа организуется по принципу методики «аквариум»: одна из групп или пар начинает работу над заданием, а остальные ученики вместе с учителем наблюдают за действием одноклассников. После отчёта данной группы или пары идёт обсуждение качества выполненного задания и умения ребят из работавшей у всех на виду группы или пары вести диалог. Как правило, в результате такой подготовительной работы, организованной в разных формах и неоднократно, учащиеся приучаются к соблюдению правил ведения диалога, что служит добрую службу в их дальнейшей самостоятельной жизни.         

        При повторении пройденного использую очень интересную форму проверки усвоения знаний, которая формирует чувство ответственности перед ребятами своей группы, чувство коллективизма. Я выбираю по одному учащемуся из каждой группы и предлагаю им небольшую контрольную либо тест. По итогам этой работы оцениваю результативность деятельности всей группы. Остановлюсь ещё на одном приёме, который мы с ребятами называем «Справочное бюро». На каждом уроке, когда необходимо повторить правила по изучаемой теме, выбирается учащийся, который выполняет функции «справочного бюро». Учащиеся по цепочке задают ему вопросы, на которые он должен ответить. Если отвечающий затрудняется с ответом, предоставляется слово ученику, задавшему вопрос. Такой вид деятельности стимулирует ребят учить правила и формирует умение публичного выступления.

         На уроках и в ходе подготовки к ним проанализировала все те плюсы и минусы, которые присущи работе в группах.

К преимуществам работы в группах можно отнести следующие факторы:

1.     Работа в группе помогает избежать риска неверного решения.

2.     Над выполнением одного задания работают 3-4 человека, что уменьшает опасность упустить важные детали.

3.     Работа в группе способствует формированию готовности и умению сотрудничать в малом коллективе.

4.     При работе в группе складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала каждого из ее членов.

5.     Группа оказывает исключительное воспитательное воздействие, стимулируя ее членов к взаимопомощи, к поддержке друг друга, ответственности не только за себя, но и за всю группу.

6.     Работа в группе вырабатывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других, честно дискутировать.

 

 

 

К возможным трудностям работы в группе можно отнести следующие:

1.     Работа в группе может потребовать более продолжительного времени по сравнению с индивидуальной работой. Время, в течение которого члены группы подстраиваются друг к другу и устраняют возможные недоразумения, может быть достаточно продолжительным.

2.     Работа в группе бывает трудно управляемой, особенно если в группе нет согласия.

3.     При недостаточно продуманной организации отдельные члены группы могут пытаться воспользоваться результатами деятельности более сильных партнеров.

 

   Сделала определенные выводы: к сильной стороне технологии сотрудничества, безусловно, относится  тот момент, что выделились учащиеся, способные и стремящиеся к интеллектуальному развитию, способные выполнять, пусть пока не очень сложные, мыслительные операции сравнения, анализа, синтеза и т. д.

 

Заключение

        Результативность применения на уроках технологии сотрудничества можно проследить по уровню сформированности коммуникативной компетентности. Выделяют четыре таких уровня:

- первый уровень – неосознанная компетентность;

- второй -  репродуктивная компетентность;

- третий – продуктивная компетентность;

- четвёртый – творческая компетентность.

         Каждый из выделенных уровней характеризуется следующими категориями.

       Критерий первого уровня: несамостоятельная деятельность ученика, построенная на подсказках учителя, когда педагог ведёт в учебной деятельности и требует исключительно правильных ответов от ученика, не признавая его право на ошибку и диалог.

       Критерием второго, репродуктивного, уровня является наличие лингвистических знаний у ученика при недостаточном умении их применять (репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму).

       Критерием третьего, продуктивного, уровня выступает достаточное владение учениками лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно заданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия.

         Критерием четвёртого, творческого, уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретённых знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие обобщения данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины, вступает в «партнёрство».

       

        

 

 

            

Фестиваль инновационных проектов

 

 

 

 

Педагогический проект

«Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка через элементы технологии сотрудничества»

 

 

   Автор: Потёмкина Татьяна Михайловна,

                                                          учитель русского языка и литературы

                                   МОУ Яманской средней

                                            общеобразовательной школы

                                                            Крутинского муниципального района

                      Омской области

 

 

Крутинка 2011

Библиография

1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: книга для учителя. М: Просвещение. 1991.- 192 с.

2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Лен.: 1976.

3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение, - М.: Педагогика. -1979.-201 с.

4. Львов М. Р. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. - М, 1983.

5. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993.-№3 -25с.

6.      Интернетресурсы: http://kpip.kbsu.ru, www.1september.ru, www.proshkolu.ru, wiki.omskedu.ru, www.edu.ru.

 

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка через элементы технологии сотрудничества