Фольклор и его значение в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:19, реферат

Описание

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………………………3

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм…………………………5

Песенная лирика……………………………………………………………………………….9

Русский героический эпос…………………………………………………………………..10

Сказка как фольклорный жанр…………………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………………………16

Используемая литература…………………………………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

       Полнота восприятия сказки зависит также  во многом от того, как она будет  прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в  текст, насколько выразительно донесет  он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

       Больше  всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая  так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово.

       Присущие  детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей.

       Эта внутренняя активность—“жизнь вместе с героем”—как бы поднимает все  душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.

       Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить  своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.

       Рассказывать  сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто  бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время  повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для нега образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

       Особенно  необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого  рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.

       Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно  заинтересовать видом игрушек, с  помощью которых им покажут сказку (род настольного театра).

       У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника.  

       Заключение 

       Напрасно  думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она  была достоинством и умом народа. Она  становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

       Фольклор в воспитании детей  играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать   патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

       Фольклор  развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его  фантазию. Каждый жанр детского фольклора  учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления  животных людям, показывает ребёнку  нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

       Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Используемая  литература:

       Аникин  В. П. К мудрости ступенька. О русских  песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988.

       Аникин  В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957. 

       Виноградов  Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.

        Калугин В. И. Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре  – М.: Худ. Лит., 1987.

      Толстой Л. Н. Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; - М.: Дет. Лит., 1984.

Информация о работе Фольклор и его значение в воспитании детей