Физическое воспитание в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало многим лучше, а плохое изменилось и стало хорошим
Лукиан.
Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. В Российской Федерации, оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советского физического воспитания. Теоретико-методические основы и содержание этой системы были ориентированы на подготовку подрастающих поколений к определенным условиям жизни. [7]

Содержание

Введение 3
Глава I Физическое воспитание в системе образования и его проблемы
Сущность и значение физического воспитания 7
Функции и задачи физического воспитания 10
Проблема дифференциации физического воспитания 12

Глава II Формы организации физического воспитания
Методы и принципы физического воспитания 18
Традиционные формы организации физического воспитания 20
Формы организации физического воспитания
во внеурочное время 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)
 

    Вывод: Физическое воспитание в Республике Беларусь находится в совершенно новом контексте реализации. Чтобы решить все проблемы по воспитанию молодежи в Республике Беларусь, необходим комплексный подход. Чтобы достичь цели физического воспитания необходимо следовать его задачам. И только комплексность и понятие сущности, функций и задач поможет развивать физическое воспитание в республике.

    Проблема  дифференциации физического воспитания является актуальной и должна реализовываться  в современной школе, при правильном подходе учителя и других специалистов, с учетом всех рекомендаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II Формы организации физического воспитания

    2.1 Методы и принципы физического  воспитания

 

    Физическая  культура личности как сторона ее культуры является фактором, влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования здорового образа жизни, разумной организации здорового досуга.[7]

    Формирование  у учащихся физической культуры и  решения основных задач физического воспитания требует использования разнообразных средств  и методов физического развития учащихся. [11;399]

    Средствами  физического воспитания являются 1)физические упражнения; 2) естественные силы природы;3) режим питания, труда и отдыха; 4)утренняя гимнастика; 5)разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы. [2;18]

    Методы  – это сумма приемов, которые  применяются для решения конкретных задач. Средства и методы занятий физической культурой находятся в неразрывном единстве. [1;15]

    В процессе физического воспитания в  качестве основного метода выступают физические упражнения. Диапазон применения физических упражнений исключительно широк. [6;399] Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательного стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно. [6;400]

    Большое значение в физическом  воспитании учащихся имеют методы убеждения  и положительного примера. Эти методы используются прежде всего  в процессе организации  физических упражнений учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняется  значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания. [11;400]

    Важное  стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях. [11;400]

    Принципы  физического воспитания.

    Принципы  – это обобщенные исходные идейно-теоретические  положения, определяющие поведение, деятельность людей, служащие им руководством для решения различных задач.

    Педагогическими принципами физической культуры называются кратко выраженные научно-методические положения, отражающие закономерности овладения двигательными навыками, развития двигательных способностей, формирования личности в процессе двигательной деятельности и построения занятий физической культурой. [10;8]

  1. Принцип единства обучения и развития основан на органической взаимосвязи и взаимозависимости формы и содержания вещей и явления;
  2. Закономерность, лежащая в основе принципа структурности занятий, состоит в том, что любой вид деятельности предполагает  организованный выход из нее. Данные принцип определяет необходимость во всех случаях соблюдать выше структурную последовательность.[10;17]
  3. Принцип учета особенностей и  состояния занимающихся базируется на существовании различий между людьми, которые обусловлены биологическими закономерностями и социальными условиями жизни.
  4. Анализ – синтез движений является отражением закономерности мышления и практической деятельности. На занятиях реализуется путем расчленения сложных физических упражнений на более простые.
  5. Принцип осознанного и чувственного контроля в процессе упражнений основан на закономерной связи между движениями и психикой человека. На занятиях этот принцип  обязывает развивать способность к осознанному контролю за выполняемыми движениями и фиксировать внимание на двигательных ощущениях.
  6. Принцип постепенного повышения нагрузки на организм и ее варьирование базируется на закономерности, в соответствии с которой деятельность является основным критерием формирования и развития человека.
  7. Принцип учета, регулирования и варьирования сопутствующих условий   выражает закономерную зависимость результатов двигательной деятельности от среды, в которой она происходит.

    Все принципы находятся в единстве и  во взаимосвязи. [10;14] 

        2.2 Традиционные формы организации  физического воспитания 

    Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности школьников,  основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

    К формам организации физического воспитания школьников относятся 1)физкультурные занятия;  2)физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями) и 3) повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия учащихся различными видами физических упражнений, праздники). [5;165]

    Все эти формы, отвечая общим задачам  физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме  дня школьного учреждения.

    Соотношение форм организации физического воспитания в различных классах определяется воспитательно-образовательными задачами с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей, степенью их физической подготовленности, а также  конкретных условий данного класса и всей школы.

    В школе закладываются основы физического  воспитания подрастающего поколения. Это осуществляется всей системой воспитания: уроками, внешкольной работой, массовой оздоровительной работой, т.е. комплексом мероприятий [3;5]

    Учебные занятия занимают основное время  пребывания учащихся в школе. Большое  значение имеют санитарно-гигиенические мероприятия и физические упражнения в режиме учебного дня. Влажная уборка должна производиться обязательно  - дважды, до и после уроков. 

    Серьезное внимание необходимо обращать на освещение  классов. Парты и классная доска  должны быть расположены так, чтобы свет на них падал с левой стороны.

    Учителям  следует проявлять заботу о притоке  свежего воздуха в классные помещения  и коридоры. Желательно организовать пребывание детей на воздухе во время  перемен.[18;401]

    Весьма  важное значение имеет правильная посадка учащихся за партой, обеспечение условий для того, чтобы не наносился вред здоровью.

    В процессе учебных занятий нужно  предупреждать умственное переутомление учащихся и застойные явления в их организме. Для этого необходимо по ходу урока делать короткие паузы – физкультминутки. Подобные физкультминутки особенно важно проводить в начальных и средних классах. [11;402]

    Физкультминутками принято называть проведение упражнений в классе во время урока, а также  при выполнении домашних заданий. Физкультминутки являются эффективным средством повышения внимания и активности детей и улучшения усвоения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно влияют на организм учащихся. [3;25]

    В I – II классах физкультминутки рекомендуется проводить 3-4 раза в день в III классе –2-3 раза. Продолжительность 1,5-2 минуты. Проведение физкультминутки не должно нарушать стройности учебного процесса. Не рекомендуется, например, прерывать письменную работу физическими упражнениями  или проводить их в то время, когда ученики активно работают. Перед проведением физкультминутки открывают форточки или окно, складываются все учебные принадлежности, дети становятся в проходах между столами так, чтобы не мешать друг другу. [9;254]

    Важным  средством физического воспитания являются также игры и упражнения во время перемен. После напряженного учебного труда младший школьник испытывает большое желание побегать, попрыгать, поиграть.  Дело учителя - позаботиться о том, чтобы это естественное стремление выражалось не в беготне и беспрерывной возне, а в разумном проведение перемены. Важно установить, где и как проводят перемены дети, разъяснить им требования к поведению на переменах и добиваться выполнения этих требований. Хорошо, если большую перемену дети будут проводить на свежем воздухе с использованием простейшего инвентаря для занятий физкультурой (скакалки, мячи, обручи). [9;255]

    Существенным  элементом физического воспитания является проведение с учащимися  гигиенической гимнастики. Действенным средством физического воспитания являются уроки физкультуры. При их проведении нужно помнить, что физическая нагрузка на организм ученика должна нарастать постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем снова постепенно снижаться до того уровня, который был в начале   занятия. В соответствии с этим наиболее типичной схемой урока физкультуры является следующая.

    Вводная часть (3 –5 минут).

    Цель: организовать учащихся к занятиям, повысить их внимание и создать в  классе бодрое настроение.

    Во  вводной части происходит построение и расчет учащихся.[11;402]

    Затем учитель объясняет задачи и содержание урока, проводит легкие строевые упражнения.

    Следующий этап урока – подготовительная часть(8 –15 минут). В этой части урока выполняется   подготовка к основным упражнениям, усиливается воздействие на мышцы, проводятся упражнения на ловкость, координацию движений и выработку чувства ритма.

    Затем идет основная часть урока (20 – 30 минут). В этой части урока проводятся основные физические упражнения. Особое внимание преподавателю следует обращать на развитие ловкости, силы, выносливости, умения действовать в коллективе. В целях поддержания внимания и интереса к занятиям нужно разнообразить упражнения, разъяснять их значение и влияние на организм.

    Последний этап урока – заключительная часть. В это время урока следует  привести учащихся в спокойное состояние  и подвести итог занятий. При проведении занятий по физкультуре нужно также учитывать возраст учащихся, не допуская перегрузки и переутомления. [11;403] 

    2.3 Формы организации физического  воспитания во внеурочное время 

    Внеклассная работа по физическому воспитанию должна находиться в тесной связи с той  работой, которая проводится в процессе учебных занятий. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить рад направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке проводились  беседы о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах беседы по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Нужно организовывать встречи со спортсменами, проведение лекций о развитии массового физкультурного движения, важнейших событиях спортивно жизни.

    Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для укрепления здоровья учащихся.

    С этой целью проводятся прогулки и  экскурсии на природу, организуются походы, соревнования по спортивному ориентированию. Эти мероприятия обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач. [11;404]

Информация о работе Физическое воспитание в современной школе