Философия Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:23, реферат

Описание

Культура Древней Индии складывалась под влиянием пришедших в долину Инда во II тыс. до н. э. арийских племен, которые принесли сюда деление на замкнутые сословные группировки – варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) и религию брахманизм (первоначально ведизм), а также священные книги Веды (Ригведа, Яджурведа, Атхарваведа и Самаведа). Сословно-кастовый социальный строй закреплялся в Ригведе как созданный одновременно с появлением человека из разных частей принесенного в жертву гиганта Пуруши.

Работа состоит из  1 файл

Философия Древней Индии.docx

— 31.18 Кб (Скачать документ)

Освобождение души из-под влияния кармы и сансары  возможно лишь при помощи аскезы и  совершения благих деяний. Поэтому  джайнизм уделяет большое внимание разработке этики.

Принципам, различным  ступеням и формам аскезы посвящается  много места в текстах. Путь освобождения души от сансары - сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо  человек может освободиться лишь сам и никто ему не может  помочь. Этим объясняется эгоцентрический  характер джайнистской этики. В этических  принципах, разработанных прежде всего  для членов джайнистских общин, абсолютизированы, в частности, принципы непричинения зла живым существам (ахимса), принципы, касающиеся полового воздержания, отстранения  от мирского богатства; определяются нормы  деятельности, поведения и т. д. 

Космос, согласно джайнистам, вечен, он не был никогда создан и  не может быть уничтожен.

С течением времени  в джайнизме сформировалось два  направления, которые отличались, в  частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, т. е. отвергающие одежду), более умеренный подход провозглашали  шветамбары (буквально: одетые в белое).

Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм - учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в «бездомность». После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда. Будда – буквально «пробужденный», иногда неточно переводится как «просвещенный», «просветленный».  

Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а канонические тексты были записаны через несколько столетий после возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь  Будды множеством легенд, ему приписывалось  творение чудес, а его фигура постепенно приобретала божественный характер.  

Центром учения являются четыре благородные истины, которые  Будда провозглашает в самом  начале своей проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча  с неприятным и расставание с  приятным, невозможность достичь  желаемого - это все ведет к  страданию (1). Причиной страдания является жажда ( тришна ), ведущая через радости  и страсти к перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания  заключается в устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,- благой восьмеричный путь -  заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания (4). 

Буддийский канон  четырех благородных истин подробно комментируется, развивается и излагается в разных аспектах. Для этих целей  создается сложный понятийный аппарат. В частности, говорится о факторах, которые образуют личность индивида. Рассматриваются и влияния, действующие  на эти факторы в течение жизни  индивида.  Возникает еще одна концепция, которая указывает в качестве причины страданий незнание (авидья) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий.

Путь к освобождению от саманий /рошедший все стадии восьмеричного  пути и с помощью медитации  пришедший к освобождающему познанию, становится архатом, святым, который  стоит на пороге конечной цели - нирваны . Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится  вновь, но войдет в состояние нирваны  и - как говорится в текстах - исчезнет, «как пламя лампы, в которую не подливается масло».

Слово «нирвана» полисемантично: затухание, остывание, несуществование  и т.д. Многозначность понятия нирваны  отражает не только сложность передачи отождествляемого с ним психологического состояния. В неопределенности «конечной» цели огромный позитивный смысл: путь совершенствования бесконечен, он побуждает  к развитию всех человеческих сил  как таковых. 

Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления  и школы буддизма. 

Наиболее последовательно  исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна («малая колесница»), в котором путь к нирване полностью  открыт только монахам, отвергшим мирскую  жизнь. Другие школы буддизма  казывают на это направление лишь как на индивидуальную доктрину, не подходящую для распространения учения Будды. В учении махаяны («большая колесница») важную роль играет культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсолютное существо. Сущность Будды выступает в трех телах, из них только одно проявление Будды - в образе человека - наполняет все живое.

Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда и  бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения (например, некоторые ступени восьмеричного  пути) наполняется новым содержанием.

В махаяне возникает и  своеобразная онтология, объясняющая процесс сансары. Истинно-сущее разложено на бесконечное число дхарм, каждая из которых испытывает свою долю страдания. Доля эта находится в зависимости от кармы, содеянного в прошлом рождении: каждая данная единичная жизнь связана с предыдущей и виновна в том, что она страдает именно так, а не иначе. Происходит это вследствие того, что единичная жизнь представляет собой не что иное, как временное сочетание безначальных и бесконечных составных частей, это как бы лента, сотканная на определенном отрезке времени из безначальных и бесконечных нитей. Жизнь - это некий узор, смерть же - распадение узора, распутывание нитей и соединение их в ленту с новым узором.

Чтобы освободиться от страдания-бытия, надо положить конец  процессу переплетения нитей или, используя  другую излюбленную буддистами метафору, вырваться из водоворота бушующего  океана бытия. 

Кроме хинаяны и  махаяны - этих главных направлений - существовал и целый ряд других школ. Буддизм вскоре после возникновения  распространился на Цейлоне (тхеравада), позже через Китай проникает  на Дальний Восток чань и его японский вариант дзен). 

Учение  индийских материалистов. В процессе развития философского мышления в древней и средневековой Индии обнаруживаются и материалистические тенденции; среди множества различных религиозно-философских и философских школ существовали определенно материалистические направления. Однако от этих школ не сохранилось никаких подлинных текстов. Их взгляды можно реконструировать лишь на основе отдельных упоминаний и более или менее кратких пассажей, цитированных в работах их противников. Следует, однако, иметь в виду, что эти фрагменты часто приводятся не полностью и тенденциозно. 

Наиболее полную информацию об индийском материализме сообщает средневековый философ  Мадхава (XIV в.) в труде «Собрание  всех философий», где он указывает  шестнадцать различных философских  направлений. Одним из них является материалистическое учение локаята (учение, «направленное на [этот] мир»). Хотя на анализе этого учения сказывается  влияние философских убеждений  Мадхавы, представляется, что речь идет, видимо, об учениях многих материалистических школ, которые он объединил без  дифференциации под одним названием.  

Основателем локаяты  провозглашается чаще всего Чарвака (иногда эта материалистическая система  называется чарвака), однако о времени  его жизни и его трудах нет  никаких сведений. 

Общим для всех материалистических направлений является прежде всего  отрицание существовали загробной  жизни, закона кармы и сансары. Согласно локаятикам, человек состоит из четырех  материальных элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело, органы чувств, и на их основе возникает духовное начало.

Поскольку в человеке нет ничего, что пережило бы его  смерть, Локаятики говорят о необходимости  пользоваться реальной жизнью, принимать  все, что она приносит, с сознанием  того, что приятные стороны жизни  могут уравновесить зло и страдание. «Пока живешь,- говорится в одном  тексте,- живи радостно, ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в  пепел, обратное превращение никогда  не совершится». 

Развитию материалистических воззрений и направлений способствовали новые научные знания, в частности  в области естественных наук. Известно, что именно локаятики занимались этими дисциплинами и имеют заслуги  в этой области.

В целом индийская философская  традиция нацелена на абстрактные понятия, прежде всего, бытия и небытия  мира и человека. Характерной ее особенностью является цикличность, оперирующая  громадными временными циклами, что  приводит к  практически полному отрицанию значения индивида и , наряду с сложившейся в древности варново-кастовой системой, к полному отсутствию социальной философии.  


Информация о работе Философия Древней Индии