Целостный педагогический процесс как объект педагогической деятельности

Автор работы: s********@list.ru, 26 Ноября 2011 в 17:21, реферат

Описание

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Содержание

I. Введение
II. Педагогический процесс, как целостная система
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Костанайский Государственный Педагогический Институт.docx

— 32.52 Кб (Скачать документ)

     Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Ее главная цель получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки и многих других важных обстоятельствах.

     Далее проводится прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можем заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса.

     Завершается подготовительный этап скорректированным  на основе результатов диагностики  и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план – это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно сделать.

     Этап  осуществления педагогического  процесса – основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

  • постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
  • взаимодействие педагогов и учеников;
  • использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
  • создание благоприятных условий;
  • осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
  • обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

     Эффективность процесса зависит от того, насколько  целесообразно эти элементы связаны  между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.

     Важную  роль на этапе осуществления педагогического  процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение, только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.

     Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. 

     § 2.3 Принципы 

     В основе принципов лежат уже познанные  законы и закономерности, но логически  из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для  выработки, постулирования принципов  обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности настолько  многогранны, что из них выводится  не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические и иные закономерности. Они обуславливаются  также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом  средств и способов и, конечно, самой  практикой, опытом обучения.

  1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
  2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
  3. Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.
  4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
  5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.
  6. Принцип доступности обучения.
  7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
  8. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
  9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
  10. Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
  11. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
  12. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
  13. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
  14. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

 

    III. РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 

     Старшеклассник, готовящийся к самостоятельной  жизни независимо от избираемой области  профессиональной деятельности должен иметь прочные экономические  знания, должен уметь ориентироваться  в экономических вопросах и проблемах, что позволит уверенно чувствовать  себя в жизни. Выпускнику просто жизненно необходимо морально, психологически и практически быть готовыми к  труду в условиях рыночной экономики;

     В связи с этим образовательная  система призвана решить важную задачу обеспечения трудовой подготовки старшеклассников в неразрывной связи с экономическим  образованием и воспитанием, предполагающими  формирование тех знаний, умений и  навыков, потребностей и интересов, характера мышления, поведения и  деятельности, которые соответствуют  принципам и нормам хозяйствования в новых социально-экономических  условиях.

     Исторически сложилось отношение к экономическому образованию как к части профессиональной и трудовой подготовки, а не как  к самостоятельно-направленной линии  воспитания и образования в рамках образовательного пространства учреждения. В связи с этим обозначился ряд противоречий.

     Экономическая подготовка, на мой взгляд, может  не только формировать специальные  экономические знания и умения, актуальные в современных условиях, но и развивать  социально-востребованные качества личности (инициативность, самостоятельность, предприимчивость), формировать нравственно-ценностные мотивы экономической деятельности (мотивы социальной ответственности, творческого  сотрудничества в процессе социально-значимой деятельности, достижения прочного социально-профессионального  статуса, материального благополучия).  

 

      IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Обобщая все вышесказанное можно сделать  следующий вывод – рекомендации для учителя:

  1. Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
  2. Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических целей, составляющих ядро современной концепции школьного образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).
  3. Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1) Педагогика / под  редакцией П.И. Пидкасистого. –М.: Педагогическое общество России, 1998

2) И.П. Подласый. Педагогика. – М.: Владос, 1999

3) Б.Т. Лихачев.  Педагогика. – М.: Промитей, 1996

4) Педагогика / под  редакцией Щукиной. –Л.: Печатный Двор, 1966 

Информация о работе Целостный педагогический процесс как объект педагогической деятельности