Биография и философские воззрения Я.А. Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:42, курсовая работа

Описание

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь. В своём реферате я научно обосновала педагогическую теорию крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского. Ведь многие из них вошли в практику современной школы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1. Биография и философские воззрения Я.А. Коменского………………..2
1.1 Жизнь и деятельность Я.А. Каменского………………………………..3
1.2 Философские основы педагогической системы Коменского………....6
2. Педагогическое учение Коменского. «Великая дидактика» - первое научное обоснование педагогической теории………………………………....10
2.1 Структура и содержание «Великой дидактики»……………………...13
2.2 Дидактика как теория обучения……………………………………….13
2.3 Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества…………………………………………………..14
2.4 Основные категории педагогики Коменского………………………..15
2.5 Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

    Философия зачастую соприкасается с обучением. Многие из классических философов были одновременно и педагогами. Высшее университетское образование в Западной Европе от рождения до сегодняшних дней неразрывно связано с философским знанием. Но, ни в одном учении, кроме дидактики Я. А. Коменского, мы не наблюдаем такого взаимопроникновения идей философии и педагогики.

    Коменский живет в одно время со многими  известными личностями человеческой истории. Среди его современников называют Шекспира и Сервантеса, Лопе да Вега, Меркатор, Бруно, Коперник, Декарт, Гоббс, Спиноза и Гассенди, известно, что Ян Амос близко был знаком с Рембрандтом в последний период своей жизни. Коменский стоял на пороге двух эпох. В его время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы.

    С точки зрения Каменского, цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого  духа с окружающим миром. Такая гармония "космического" характера является одной из самых прогрессивных  идей древнегреческих и римских  мыслителей.

    В его трудах проявляется характерная  для славянизма черта - прославление "общего дела", которое должно объединить всех людей Земли в  единую совокупность.

    Обращаясь к личности Сократа, он указывает, что  значение трудов античного автора состоит  прежде всего в том, что он отступил от "мудрствования" и перешел к нравственной антропософической философии.

    Не  случаен поднятый Коменским вопрос о сущности вещей и понятиях о  вещи. Спор номиналистов и реалистов  по этому поводу знаменовал собой  практически все Средние века. Лишь с приходом Нового времени, философов прогрессивной формации эта проблема потеряла свою былую остроту. "... Если понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными" [1, с. 68]. Коменский отходит от методов схоластики и патристики, которые считали, что можно познать мир, не прибегая к реальным вещам.

    Сам, обладая несомненными задатками  философствования, Коменский, тем менее  четко отделяет языческое знание от христианского, осмеивает многих из древних авторитетов.

    Но  даже более чем язычество Ян Амос Коменский не любит самовосхваление. Он считает, что излишнее самомнение метафизиков, физиков, астрономов, политиков, математиков и богословов порождает  искажение истины в их трудах. Кроме того, на пути научного прогресса стоит ряд затруднений.

    Поистине  гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех причинах трудности  научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.

    Точно также существуют три причины  того, что истина в книгах, в литературе страдает. Эти причины таковы: а) разногласия между науками; б) недостаточная внутренняя связь метода с самими вещами; в) частью небрежность, частью неуместная пышность выражений и стиля.

    Из  этих научно-методологических посылок  напрямую вытекает педагогический метод  Яна Амоса Коменского. Он отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет творческой мысли.

    Центральным пунктом философского учения Коменского является его труд «Пансофия». Пансофия - всеобщая мудрость, зеркало мировой  машины (закономерностей совокупности предметов). В основе ее лежат три познавательных принципа: чувство (ощущение), разум, божественное откровение.

    Ведущие специалисты прошлого периода видели в Коменском одновременно двух человек - материалиста, настоящего ученого, и  трусливого идеалиста, спасающегося от преследования инквизиции налетом религиозности. Однако, исходя из современных представлений о философии, нужно сказать, что такая точка зрения является несколько однобокой. В Коменском уживался один-единственный человек - протестант. И именно как протестант он восстает против догматизма католической философии, и в то же время он глубоко и искренне верует в Христа. Как верующий человек, он сам ограничивает собственное познание определенными рамками - моральными и религиозными.

    Характерным для педагогической философии Коменского является построение его теории познания по принципу триады. Он называет такую триаду тремя ступенями мудрости.

    Первая  из них - теория. Вслед за Декартом он выдвигает правила познания, состоящие  из нескольких этапов: представление  предмета со всех сторон, разложение проблемы на несколько составных частей, и естественная наклонность человека самостоятельно рассматривать и созерцать материальные предметы внешнего мира.

    На  второй ступени - практике так же три  уровня. Вначале ученик должен получить образец вещи, уяснить себе смысл деятельности. Затем индуктивным методом человек выясняет, как из частей изучаемого может получиться целая вещь. И, наконец, мудро подражая умелым, повторяя их действия совершать самоупражнение.

    Завершением триады деятельности, по Коменскому, выступает хресис (применение). В первую очередь оно начинается с уяснения функциональной сущности вещи, затем нахождение правильного способа применения вещи. И, главное, «применять уже добытое знание только на доброе» [1, с. 86].

    Философия Коменского предлагает разработанную методику научного постижения мира, разумную систему перехода от теоретической к практической деятельности и наоборот. Но в целом философия Коменского являет нам две стороны своего учения: прежде всего она подчинена главной задаче - педагогике, с другой стороны, задумав цельную систему пансофии, он не смог довести ее до конца. Очевидная причина того, что Ян Амос не смог довести задуманное до конца, состояние разбросанности, в котором он находился постоянно. Не успев решить одну проблему, он переходил к другой. В результате Коменского там и тут сопровождают провалы.  

    2. Педагогическое учение  Коменского. «Великая  дидактика» - первое  научное обоснование  педагогической теории

    2.1 Структура и содержание  «Великой дидактики» 

    Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса  Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в  молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени  она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.

    Полное  название книги звучит следующими образом:

    Великая дидактика, содержащая универсальное  искусство учить всех всему, или  верный и тщательно продуманный  способ создавать по всем общинам, городам  и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

    Такое длинное название характерно для  книг того периода. Заменяя собой  современную аннотацию, оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало  о содержании.

    Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей.

    В данном вступлении автор определяет дидактику как универсальное  искусство всех учить всему.

    При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении, прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

    Педагогическая  система Коменского представляет собой, прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование  детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.

    Но  вместе с этой целью, которая может  быть оспорена по тем или иным мотивам (секулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики:

    «Руководящей  основой нашей дидактики пусть  будет:

    Исследование  и открытие метода, при котором  учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...» [7, с. 243]

    Для достижения этой цели Коменский разделяет  свою книгу на 33 главы. Вероятно, это  число является неслучайным. Дело в  том, что в том или ином виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого славянского  педагога. В числе глав оно повторяется дважды. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.

    Из  названий глав можно логически вывести  несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой оправдание человека в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни» [5, с. 260]

    Повторяя  вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский, тем не менее, настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6).

    7-10 главы посвящены общим принципам  обучения - обучение должно быть  коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.

    Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению  школьной реформы, которую предлагал  Коменский. Он считает, что до появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ.

    Для реальной реформы схоластической школы  Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения

    (гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).

    Оставшиеся  главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному  воспитанию (материнской школе), языковому  обучению (латыни и родному языку).

    Заключительную  главу Ян Амос Коменский отвел  условиям, необходимым для претворения  своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших  общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией.

    Итак, школа должна иметь "достаточный запас панметодических книг" [5, с. 471]. Для подготовки этих книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей" [5, с. 472]. Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.  

    Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук". [5, с. 476] 

    2.2 Дидактика как  теория обучения 

    Современная дидактическая система складывается из элементов традиционной дидактики и включает в себя элементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мы находим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактика современного педагога включает элементы систем отечественных педагогов, основателей концепции базового образования.

       Дидактика - теория обучения. Понятие  было введено учёным Вольфгангом  Ратке в ХVI веке. Содержание и  смысл этому понятию дал Ян  Амос Коменский (1592-1670 гг.).

    Категории дидактики 

    В основании дидактики находятся категории дидактики. Категория - это основное понятие конкретной науки.

    Основные  понятия дидактики можно представить  в виде нескольких блоков понятий:

    1. Преподавание, учение, обучение, образование.

    2. Цель, содержание, средства.

Информация о работе Биография и философские воззрения Я.А. Коменского