Безнадзорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание

Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведения в молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности, как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична, его развитие деформировано. В реальной жизни причинами безнадзорности являются социально-экономические, социально – психологические и психологические условия.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 37.07 Кб (Скачать документ)

 

Исследования показывают, что в новых условиях воспитывающая, социально-педагогическая миссия школы  не должна ликвидироваться, а, напротив, должна значительно усиливаться. В  ситуации кризиса детства, социальной неустроенности значительной части  населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды все более остро встает вопрос о необходимости социально-педагогической поддержки детей и подростков, социально-педагогического сопровождения  ребенка, находящегося в трудной  жизненной ситуации.

 

Ребенок приходит в нее  семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью  в 17–18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между  тем традиционную школу считают  учебным заведением, полагая, что  ребенка или подростка в ее стенах, прежде всего, учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей  жизни. В последние 10-15 лет в связи  с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая  личность роль школы значительно  ослабла.

 

Вместе с тем следует  учитывать и то, что нормы и  правила, которые устанавливаются  взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство  одиночества, неприкаянность, желание  заявить о себе. Как итог —  уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости.

  1. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних как направление работы социального педагога общеобразовательной школы

Руководитель Департамента образования считает, что в основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с  семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном  положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По ее мнению, государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  миссия и задачи общеобразовательного учреждения определены следующим образом:

 

- оказание социально-психологической  и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии  или поведении либо проблемы  в обучении;

 

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, а также не посещающих  или систематически пропускающих  по неуважительным причинам школу,  принятие мер по их воспитанию  и получению ими основного  общего образования;

 

- выявление семей, находящихся  в социально опасном положении,  и оказание им помощи в обучении  и воспитании детей;

 

- обеспечение организации  в школе спортивных секций, технических  и иных кружков, клубов и  привлечение к участию в них  несовершеннолетних;

 

- осуществление мер по  реализации программ и методик,  направленных на развитие законопослушного  поведения несовершеннолетних.[11]

Федеральный Закон «Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» рассматривает  образовательное учреждение в качестве ведущего социального института  детского правопользования и правоприменения.[12]

Под профилактикой подразумеваются  научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у  отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который  приводит в действие системы и  структуры, способные предотвратить  возможные проблему или решить поставленные задачи[13].

 

Социальная профилактика (предупреждение) – это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию  их на социально терпимом уровне посредством  устранения или нейтрализации порождающих  их причин[14].

 

Социально – педагогическая профилактика – это система мер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных  видов его активности[15].

Выделяют три уровня социальной профилактики:

 

1.  Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно - духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Социальной профилактике посвящен, например, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

2.  Специальный уровень  (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии  на негативные факторы, связанные  с отдельными видами отклонений  или проблем. Устранение или  нейтрализация причин этих отклонений  осуществляется в процессе деятельности  соответствующих субъектов, для  которых профилактическая функция  является профессиональной.

 

3.  Индивидуальный уровень  (индивидуальная профилактика) представляет  собой профилактическую деятельность  в отношении конкретных лиц,  поведение которых имеет черты  отклонения или проблемности. Например, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа определяется как деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или)предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

 

В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и т.п.[16]

Приведённое выше определение  понятия «социальная профилактика»  позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен  этот процесс:

 

- выявление причин и  условий, способствующих возникновению  какой-либо проблемы или комплекса  проблем;

 

-уменьшение вероятности  или предупреждение возникновения  недопустимых отклонений от системы  социальных стандартов и норм  в деятельности и поведении  человека или группы;

 

- предотвращение возможных  психологических, социокультурных  и других коллизий у человека  или группы;

 

- сохранение, поддержание  и защита оптимального уровня  и образа жизни людей;

 

- содействие человеку  или группе в достижении поставленных  целей, раскрытие их внутренних  потенциалов и творческих способностей.[17]

Рассматривая социальную профилактику как сознательную и  социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд  её основных стадий:

 

1.Стадия предупреждения - основной задачей, которой является  принятие мер, формирующих у  человека социально приемлемую  систему ценностей, потребностей  и представлений. Это позволит  ему избегать таких форм поведения  и деятельности, которые могут  осложнить процесс жизнедеятельности  его самого и его ближайшего  окружения. Так, воспитывая ребёнка  в гуманистическом направлении,  родители закладывают основу  для формирования у него в  будущем широкого и полноценного  круга общения, возможностей легко  сходиться с людьми и выстраивать  эффективную систему взаимодействия  с ними.

 

2.Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных  и эффективных мер недопущения  возникновения ситуации, чреватой  осложнением процесса жизнедеятельности  субъекта. Так, обучая ребёнка  правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие.

 

3.Стадия пресечения - используя  социально приемлемые способы,  блокировать формы деятельности  и поведения субъекта, которые  могут привести к возникновению  негативных последствий как для  него и его ближайшего окружения,  так и для общества в целом.  Именно на решение этой задачи  направлена существующая в любом  обществе система законодательных,  морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций,  карающих за совершение определённых  действий или не допускающих  их повторения.

 

Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых  разнообразных приёмов и методов  деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании  следующих методов социальной профилактики.

 

1. Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

 

2.Организационно-административные - создание системы социального  контроля, разработка соответствующей  правовой и законодательной базу, формирование системы органов  и учреждений для осуществления  деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся  социальный контроль и социальный  надзор, социальное управление и  социальное планирование и ряд других.

 

3.Правовые - разработка и  создание соответствующей системы  правовых норм и правил поведения  и деятельности людей во всех  областях социальной жизни и  создание эффективной и действующей  системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

 

4.Педагогические - формирование  у различных социальных субъектов  социально приемлемой системы  ценностей, норм, стереотипов и  идеалов, повышение уровня знаний  и расширения кругозора. К их  числу относятся давно и хорошо  всем известные методы образования,  воспитания и просвещения.

 

5.Экономические - направлены  на поддержание приемлемого и  достойного жизни человека и  создание необходимых условий  для удовлетворения его материальных  потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

 

6.Политические - создание  в обществе эффективной системы  политических прав, свобод, ценностей  и ориентиров, позволяющих всем  социальным субъектам отстаивать  свои интересы в социально  приемлемых и допустимых рамках.[18]

Социальный эффект использования  этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально-профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти  мероприятия, можно выделить следующие  их разновидности:

 

1.Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).

 

2.Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца).

 

3.Предупреждающие, позволяющие  не допустить возникновения обстоя- тельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).

 

4.Устраняющие, направленные  на устранение подобных обстоятельств  (помещение ребёнка в детский  дом или установление опекунства).

 

5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.[19]

Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность.

 

В основе взаимодействия школы  и семьи должно быть взаимное доверие  и уважение, взаимная поддержка и  помощь, терпение и терпимость по отношению  друг к другу. Это поможет педагогам  и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и  свойств, которые необходимы для  его самоопределения и самореализации.

 

Сотрудничество школы  и семьи – это результат  целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного  воспитания ребенка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию  в случае выявленных затруднений[20].

Безнадзорные нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, администрации школ.

Информация о работе Безнадзорность