Беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения во 2 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования: беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения во втором классе.
Для овладения важными для педагогической деятельности умениями и навыками развитой речи необходимо опираться на теорию развития речи.
Дети должны учиться образцовой речи на образцовых примерах. Но и речь учителя должна быть правильной, выразительной, эмоциональной и четкой, что требует от будущего учителя младших классов овладения всем комплексом знаний по стилистике и культуре речи.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

     Другой  прием, используемый для дальнейшего  осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т.е. смысловой догадкой. Что же такое  антиципация? Это психологический  процесс ориентации на предвидимое  будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

     Как показали исследования, в результате специальной тренировки можно развить  у читателя способность мгновенно  предугадывать по неопределенным косвенным  смысловым признакам текста “наступающие события”. Неопределенный сам по себе сигнал благодаря реакции антиципации превращается в субъективно определенный, значащий признак вполне конкретной ситуации развития сюжета (темы) повествования. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам - фразу, по нескольким фразам - смысл целого абзаца или даже страницы. Игорь Северянин в стихотворении “Отличная от других” так определил способности своей героини:

     Ты  способна и в сахаре выискать “соль”, Фразу - в только намекнутом слове.

     Явление антиципации возможно только в том  случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком  чтении читатель в большей степени  опирается на содержание текста в  целом, чем на значение отдельных  слов. Главное - это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

     Явление антиципации закономерно и в  значительной степени объясняется  избыточностью текста, составляющей, как мы уже знаем, 75%.

     Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного  чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов - одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.

     ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.

     ЧТО ДАЁТ БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ?

     “Сегодня  пришел домой и решил попробовать читать методом быстрого чтения. И неожиданно получилось. Результат удивил меня. Случилось странное. Я не читал в традиционном смысле этого понятия, а быстро скользил глазами по тексту и при этом мгновенно анализировал: что нужно запомнить и что отбросить. Строчки пробегали плавно и быстро, как титры в кино. Словно не было ни строчек, ни слов, а были факты, которые всплывали и врезались в сознание, в воображение как бы сами собой. Чтение шло легко и свободно, и это доставляло удовольствие” — так писал в дневнике Виктор Панкратов, техник одного из ленинградских предприятий, самостоятельно освоивший метод быстрого чтения. Что же дает этот метод рядовому читателю? Лучше всего на этот вопрос ответят те, кто уже работает по предлагаемой методике, а также бывшие слушатели курсов быстрого чтения.

     Проведенные социологические исследования среди  обученных убедительно доказали эффективность методики. Основное преимущество большинство видит в возможности  ежедневно читать необходимый объем  литературы. Особенно много дает быстрое чтение учащейся молодежи.

     Лаборант  одного из предприятий г. Молодечно  Минской области В. Причина писал  нам: “Техника быстрого чтения дала очень  много. Скорость чтения возросла в несколько  раз. Я успеваю за 1,5—2 часа в сутки  прочитать 2—3 газеты, иногда журнал. Кроме того, удается быстро найти нужный материал в учебниках. Часто читаю такое солидное издание, как “Юманите”. Смысл прочитанного понимаю гораздо быстрее, быстрее нахожу незнакомые слова в словаре. После просмотра телевизионных программ многие публикации в газетах пробегаю мгновенно, поскольку они содержат знакомый материал. Намного улучшилась память. Стал замечать, что во время разговоров, бесед, встреч некоторые факты, слова, события всплывают в памяти как бы сами собой. Иногда вспоминаю точные цитаты, казалось бы, ненужные в дальнейшем цифры целые высказывания. Внимание стало более стабильным: могу читать даже при работающем телевизоре”. I

     Приведенное высказывание достаточно полно отвечает на поставленный вопрос.

     Мы  уже знаем, что быстрое чтение используется не только для чтения научных и учебных текстов. Естественно, возникает вопрос: не ухудшается ли чтение художественной литературы? Есть законное опасение, что человек, научившись читать быстро технические тексты, так же быстро будет читать и художественную классическую литературу. Не обеднится ли при этом восприятие? 1

     Как показал опыт, подобные опасения напрасны. Человек, читающей быстро, не становится рабом скорости. Приобретая навыки быстрого чтения, он совершенствует и  другие способы чтения. А что касается глубины восприятия, то быстрое чтение развивает и эту особенность человеческой психики. “Быстрое чтение приблизило нас к искусству,— писали освоившие этот метод,— так как эти занятия способствовали развитию образного мышления. Описания природы, сравнения, метафоры и эпитеты проходили ранее при чтении художественной литературы мимо нашего сознания. Оказывается, мы раньше просто не способны были воспринимать их в тексте...”

     Освоение  техники быстрого чтения действительно  представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления.

     Наша  заключительная, десятая беседа посвящена  подведению итогов освоения техники  быстрого чтения.

     Как суммировать все, чему вы научились? Мы предлагаем золотые правила быстрого чтения, которые могут служить  и дальнейшим руководством в совершенствовании техники чтения.

     Мы  думаем, что данные рекомендации помогут  учащимся, учителям, родителям в  формировании полноценного навыка чтения, а в частности, в улучшении  беглости чтения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     В теоретическом плане рассматривалось  использование различных приемов на уроках по литературному чтению с целью формирования беглости чтения.

     Нами  была изучена литература, связанная  с возрастными, психолого-педагогическими  особенностями детей младшего школьного  возраста. Было дано понятие навык чтения, “беглость, как один из компонентов навыка чтения” школьников. Более полно предложены приемы работы по формированию беглости чтения в третьем классе, которые содержали как теоретический материал о беглости чтения в целом, так и практический материал.

     Данная  работа актуальна, так как она  является нужной для младших школьников. В третьем классе детям необходимо усваивать очень большой объем  информации.

     В нашей курсовой работе, посвященной  теме "Беглость чтения, как фактору формирования полноценного навыка чтения" в первой главе мы изучили психолого-педагогические основы формирования навыка. Учитель, формируя навык должен прежде всего стремиться к тому, чтобы учащиеся ставили перед собой конкретную учебную задачу, т.к., как говорят психологи, "актуально осознается то, что находится в светлой точке сознания", т.е. является целью деятельности. Беглость чтения вырабатывается в результате выполнения определенной системы упражнений. В своей работе мы представляем эту систему упражнений. Мы приводим описание каждого вида упражнений и последовательность их выполнения.

     Далее мы провели анализ формулировки правила, касательно нашей темы, в учебниках  по литературному чтению по программам 3 класса и дали свою формулировку этого  правила для учащихся начальных  классов, исходя из того, чтобы эта формулировка послужила руководством к действию, т.е. отразили в ней все необходимые и достаточные признаки чтения. На наш взгляд эта формулировка такова: Беглость вырабатывается в результате упражнений, направленных на развитие речи.

     Провели анализ учебников, который показал, что в начальной школе используются упражнения, скороговорки, связанные  с беглостью. Использовали различные приемы работы по чтению, такие как драматизация, экранизация, словесное рисование эпизода.

     И, наконец, на основе изученной нами литературы и проведенного анализа учебников мы составили методику изучения темы "Формирование полноценного навыка чтения", в которую вошли: подбор дидактического материала, подбор упражнений на развитие речи.

     Мы  считаем, что если будет проводиться работа по этой методике, то это благотворно повлияет на формирование полноценного навыка чтения. Это подтверждают результаты нашего исследования, которое показало, что у учащихся беглость чтения может сформировался на достаточно высоком уровне, если использовать данную методику по развитию речи.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы.

  1. Авоян Р. Г. Значение в языке. - М., 1985.
  2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учимся быстро читать.
  3. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. - М., "Просвещение", 1987.
  4. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М., 1986.
  5. Васильев Г. Б. Организация методической работы в школе//Завуч. – 1998. - №4. с. 79.
  6. Гиппенрейтер Ю. Б. Движение человеческого глаза. - М., 1978.
  7. Глезер В. Д. Зрение и мышление. - Л., 1985.
  8. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. - Томск: "Пеленг", 1995.
  9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.,1986.
  10. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  11. Донцов А. И. Психология коллектива. – МГУ, 1984.
  12. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - под ред. Дубровина. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательский Центр «Академия», 2002. – 464 с.
  13. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953. – 144 с.
  14. Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. Часть 1.,2002.
  15. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2003. – 448 с.
  16. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов сред. и высш. пед. учебн. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на Дону: Творческий Центр «Учитель», 2000. – 136 с.
  17. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. Педагогика. – М., 1971.
  18. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. - М., 1965.
  19. Лизинский В. М. Научно-методический журнал «Завуч». №4. – М.: Изд. Образовательный Центр «Педагогический поиск», 1998. – 144 с.
  20. Липкова И. Я. Ты и твоя книга. - М., 1981.
  21. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – 2-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с. – (Б-ка учителя начальных классов).
  22. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М., "Просвещение", 1977.
  23. Методические рекомендации «УЧИМСЯ ЧИТАТЬ» по литературному чтению к учебникам «Любимые страницы» для начальной школы 2-4 классы. Пособие для учителей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 80 с.
  24. Муравьев В. М., Богоявленская А. Е. Справочник администрации школы по организации учебного процесса/М.: Образовательный Центр «Педагогический поиск», 1999. – 160 с.
  25. Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. - М., 1988.
  26. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
  27. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений./Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. – М.: АЗЪ, 1993. – 960 с.
  28. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М.: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1998. – 184 с.
  29. Пустовалов П. С., Сенкевич М. П. Пособие по развитию речи, 1987.
  30. Рыбников Н. А. Навыки чтения современного школьника. // Чтение в начальной и средней школе. – М., 1936. – С. 87-135.
  31. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1981. – 382 с.
  32. Сыромицкая В. П. Формирование выразительности, как качества навыка чтения. – Орск, 1990. – 70 с.
  33. Степанищев А. Т. Читать можно быстрее. - М., 1988.
  34. Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «ГАРМОНИЯ». – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2003. – 208 с.
  35. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. АО «Столетие». – М., 1995.
  36. Шанский Н.М. В мире слов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.

Информация о работе Беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения во 2 классе