Авторские школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:16, доклад

Описание

Авторские школы – феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.

Работа состоит из  1 файл

Авторские школы.docx

— 29.62 Кб (Скачать документ)

     Развивающее обучение должно разрабатываться в  соответствии с его структурой и  особенностями. В. В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности.

     1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

     2. Усвоение знаний, конституирующих  данный учебный предмет или  его основные разделы, в процессе  анализа условий их происхождения,  благодаря которым они становятся необходимыми.

     3. Формирование умения при выявлении  предметных источников тех или  иных знаний обнаруживать в  учебном материале генетически  исходное, существенное, всеобщее отношение,  определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

     4. Умение воспроизводить это отношение  в особых предметных, графических  или буквенных моделях, позволяющих  изучать его свойства в чистом виде.

     5. Умение конкретизировать генетически  исходное, всеобщее отношение изучаемого  объекта в системе частных  знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные  переходы от всеобщего к частному и обратно.

     6. Умение переходить от выполнения  действий в умственном плане  к выполнению их во внешнем плане и обратно.

     В основе развивающего обучения школьников по системе В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии.

     Данный  приоритет основан на результатах  исследований Д. Б. Эльконина, согласно которым основным критерием умственного развития ребенка является наличие правильно организованной структуры учебной деятельности (сформированная учебная деятельность) с ее компонентами — постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой, а также правильное соотношение предметных и символических планов в учебной деятельности.

     В соответствии с теорией В. В.Давыдова для формирования полноценной учебной деятельности у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи. При этом они находят общий способ подхода ко многим частным задачам, которые в последующем выполняются как бы с ходу и сразу правильно.

     Учебная задача решается посредством системы  действий. Первое — принятие учебной  задачи, второе — преобразование ситуации, входящей в нее.

     Усвоение  теоретических знаний посредством  соответствующих действий требует  ориентации на существенные отношения  изучаемых предметов, предполагающей анализ, планирование и рефлексию  содержательного характера. Поэтому  при усвоении теоретических знаний возникают условия для развития названных мыслительных действий как  важных компонентов теоретического мышления.

     Носитель  учебной деятельности — ее субъект. Младший школьник в этой роли выполняет  учебную деятельность первоначально  вместе с другими и с помощью  учителя. Развитие субъекта происходит в самом процессе ее становления, когда школьник постепенно превращается в учащегося, т. е. в ребенка, изменяющего  и совершенствующего самого себя. Для этого он должен знать о  своих в чем-либо ограниченных возможностях, стремиться и уметь преодолевать свою собственную ограниченность. Это  означает, что ребенок должен рассматривать основания своих собственных действий и знаний, т.е. рефлексировать.

     Развитие  у ребенка потребности в учебной  деятельности, соответствующих мотивов  способствует усилению желания учиться. Именно желание и умение учиться  характеризуют младшего школьника  как субъекта учебной деятельности.

     Первоначально младшие школьники выполняют  учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в решении задачи, обсуждают  и выбирают пути поиска данного решения. Именно в этих ситуациях и возникают  «зоны ближайшего развития». Иными  словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно эту деятельность начинает самостоятельно осуществлять каждый, становящийся ее индивидуальным субъектом.

     Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы.

     Развивающее обучение по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию в работах Л. И. Айдаровой, А. К. Марковой, В. В. Рубцова, А. 3. Зака, В. В. Репкина, М. М. Разумовской, Г. Г. Граник и др. Сама идея развивающего обучения кратко воплотилась в экспериментальных системах обучения Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, М.Ф. Косиловой, И.Я. Каплуновича, Б. Е. Хаева, а также в опыте работы Т. В. Некрасовой, Г. Н. Кудиной, Р. Г. Мильруда и др. Развитие и апробация системы Д. Б. Эльконина— В. В. Давыдова продолжаются и в настоящее время.

     Однако эта концепция  пока недостаточно реализуется в  массовой образовательной практике.

Информация о работе Авторские школы