А.С Макаренко педагогические идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:16, реферат

Описание

Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая система Антона Семеновича Макаренко. Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3
1. Творческий путь А.С. Макаренко…………………………………………………………….4
2. Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко…………..10
3. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко………………....18
Заключение…………………………………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

макаренко Office Word.docx

— 49.82 Кб (Скачать документ)

Макаренко всегда творил с оптимистической  гипотезой. И в этом его подлинный  гуманизм. «Педагогическую поэму» - вершину своего литературного творчества - он посвятил Максиму Горькому. Великий  русский писатель в июле 1928 г. посетил  колонию его имени. Дни, проведенные  Горьким в Куряже, Антон Семенович назвал самыми счастливыми в его жизни, но в самой «Поэме» он упомянет о них очень скромно, уделив этому менее 10 строк. И тем более интересно читать о впечатлениях самого Алексея Максимовича. В очерках «По Союзу Советов» он пишет: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он - суровый по внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из «идейных». Говорит хрипло, сорванным или простуженным голосом, двигается медленно и всюду поспевает, все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера. У него, видимо, развита потребность мимоходом, незаметно, приласкать малыша, сказать каждому из них ласковое слово, погладить по стриженой голове.

На собраниях командиров, когда  они деловито обсуждают ход работы в колонии, вопросы питания, указывают  друг другу на промахи в работе отрядов, на различные небрежности, ошибки - Антон Семенович Макаренко  сидит в стороне и лишь изредка  вставляет в беседу два-три слова. Почти всегда это слова упрека, но он произносит их как старший  товарищ. Его слушают внимательно  и не стесняются спорить с ним - как с двадцать пятым товарищем, который признан двадцатью четырьмя умней, чем все они».

Подытоживая уведенное в Куряже и других трудовых колониях Алексей Максимович скажет удивительно точные слова: «заведующий Бакинской трудовой колонией, - я забыл его фамилию - и А. С. Макаренко, организатор колонии под Харьковом, в Куряже - все эти «ликвидаторы беспризорности» не мечтатели, не фантазеры, это, должно быть, новый тип педагогов, это люди, сгорающие в огне действенной любви к детям, а, прежде всего - это люди, которые, мне кажется, хорошо сознают свою ответственность перед лицом детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Педагогика XXI века... Какой она будет?

Прежде всего, это будет наука  о ребенке, его воспитании и развитии. Не какая-то особая наука «педология», а именно педагогика, опираясь на данные всех наук о человеке и обществе, о развитии живого в природе, будет  изучать воспитание и развитие личности в единстве, станет, как о том  мечтал великий Ушинский, педагогической антропологией.

К этому выводу ведет нас понимание  воспитания - предмета педагогики, которое  высветил для нас А. С. Макаренко. Теория развития личности, возрастного  созревания детей непременно станет фундаментом педагогического знания, а познание объективных законов  воспитания и развития личности составит истинное могущество педагогического  знания. На этом пути педагогика из собрания субъективно выведенных принципов  и правил воспитательной деятельности превратится в подлинную науку, изучающую и описывающую объективно-закономерные явления и факты, дающую им математически  точные оценки.

Педагогика - наука опытная. Именно педагогический опыт является основным животворным источником и главным  методом добывания знаний о воспитании детей и его законах, а также  точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко рождалась  не «…в мучительных судорогах  кабинетного ума», как он сам говорил, а в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И нельзя забывать, что опыт есть единство теории и практики. Причем по мере развития и совершенствования  теории ее удельный вес и значение в опыте нарастают. На этом пути научно-педагогического  решения практических задач воспитания и обучения будет развиваться, и  становиться все более практичной педагогика XXI века.

Важнейшим отделом педагогической науки станет теория педагогического  мастерства. Она предложит учителям и воспитателям богатейший арсенал  педагогических средств управления процессом воспитания, вооружит их знанием педагогических ситуаций, умением  их анализировать и на этой основе безошибочно выбирать нужные методы и приемы. А главное -- педагогика будет помогать педагогам технологически мыслить и действовать по логике, начала которой заложил Макаренко.

Люди давно заметили: когда поднимаешься в гору, линия горизонта словно отодвигается, и чем выше ты поднялся, тем дальше видишь. «Низко - так близко, а высоко - так далеко», - свидетельствует  пословица. Педагогический опыт Макаренко - высочайшая вершина современной  педагогики. И если мы сегодня дерзаем заглянуть в будущее педагогики, то только оттого, что стоим на плечах гиганта.

 

Наследие педагога и писателя А. С. Макаренко (1888 - 1939) обычно ассоциируется, прежде всего, с понятием «коллектив». Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов.

 

Исследования показывают также, что  используя термин «коллектив», А.С. Макаренко и в последующем, в  конце 20-х годов и в 30-е годы, - не отказался от того его смысла, который он имел в виду, прибегая ранее к другим терминам: традиционному - «община» и новому - «коммуна».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.

2. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. - Полтава, 1983.

3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.

4. Макаренко А. С. Воспитание  гражданина. - М., 1989.

5. Макаренко А. С. Коллектив  и воспитание личности. - М., 1972.

6. Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. - Полтава, 1986.

7. Мудрик А. В. Личность школьника  и ее воспитание в коллективе. - М., 1983.

8. Педагогика. / Под ред. П. А.  Пидкасистого. - М.: Акалис, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе А.С Макаренко педагогические идеи