Анализ учебной литературы по предмету органолептическим методом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:46, реферат

Описание

Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.
Целью применения данного метода является установление:
возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

Содержание

Введение 3
I. Основная часть 4
1. Исходные данные
2. Профессии
2. Уровень квалификации
3. Срок обучения
4. Дисциплина
5. Тема
6. Содержание темы из учебной программы
II. Анализ учебной литературы по предмету 5
«Специальные технологии» органолептическим методом:
1. В.Н. Фещенко, Р.Х.Махмутов Токарная обработка
2. А.Г.Схиртладзе, В.Ю.Новиков Станочник широкого профиля
Заключение

Работа состоит из  1 файл

моя работа.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

 

2. А.Г. Схиртладзе, В.Ю. Новиков Станочник широкого профиля: Учеб. для проф. учеб. заведений.- М.: Академия, 1998.

Возьмем за основу Главу 3 «Сведения о технологическом процессе механической обработки». (10 страниц).

На изучение темы необходимо 7 часов.

Проанализируем эту главу с входящими в неё разделами:

3.1. Понятие о технологическом  и производственном процессах и их элементах.

3.2. Понятие о базировании  и базах.

3.3. Общие и межпереходные  припуски на обработку.

3.4. Технологическая документация.

3.5. Принципы построения  технологического процесса.

1) Каждая глава в  данном учебнике выделена крупным шрифтом, а каждый её раздел - отмечен § и выделен жирным шрифтом.

2) В разделах все  определения выделены курсивом, для выявления главной информации по данному разделу.  Не все определения по теме  даны.

3) Учебник построен  на принципе: от простого к  сложному, от частного к общему, от лёгкого к трудному.

4) Стиль изложения  учебного материала – доступный,  чёткий.

5) Учебник полностью  соответствует числу нормативных  страниц, приходящихся на один  учебный час (2-3 страницы).

6) В конце главы  есть контрольные вопросы для повторения и закрепления учебного материала.

7) Не весь материал  учебной программы содержится  в учебнике.

8)  Существует межпредметная  связь с производственным обучением  (базирование заготовки).

9) В разделах мало рисунков, схем графиков и таблиц.  Качество печати - хорошее.

Органолептический метод  анализа является более простым  и достаточно часто применяется  для оценки качества учебника.

Представим результаты оценки качества учебников, т.к. это  более удобно и целесообразно, в  виде таблицы 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Оценка качества учебников

п/п

Показатель качества

Коэффициент значимости

Оценка степени реализации показателя качества

Учебник 1

Фещенко

Учебник 2

Схиртладзе

1)

Наличие в учебнике самого существенного содержания программы  учебного предмета

К=5

5

4

2)

Соответствие определений, терминов и символов, используемых в анализируемом учебнике, общепризнанному  содержанию учебного предмета

К=5

5

4

3)

Выполнение правил: от простого к сложному, от частного к  общему, от лёгкого к трудному

К=5

5

5

4)

Простота языка и  доступность стиля  изложения  учебного материала.

К=5

5

3

5)

Количество новых понятий, вводимых на одном занятии (в одном  параграфе) и их сложность

К=3

3

3

6)

Чёткость структуры  разделов и глав учебника

К=3

3

2

7)

Соответствие последовательности изложения содержания в учебнике последовательности рубрик учебной программы

К=4

4

3

8)

Наличие межпредметных  связей с производственным (практическим обучением)

К=5

5

5

9)

Наличие достаточного количества иллюстрированного материала

К=4

4

2

 

Итого:

175

155


 

Вывод: По большинству показателей качества выше оценка у учебника В.Н.Фещенко «Токарная обработка». В нем наиболее полно, четко и просто изложен материал, рубрикация соответствует программе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав данный учебник можно заметить, что хотя внешнее оформление и среднего качества, зато содержание полностью отражает суть изучаемого предмета. Материал на 90% соответствует программе, он доступен и понятен, рубрикация учебника четкая, изложение материала систематично и последовательно, определения, термины и символы соответствуют базовой науке.

Этот учебник можно  рекомендовать использовать учащимся для работы. А разделы, которых  в этом учебном пособии нет  – подготовить самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы.

1. В  чем отличие  учебного пособия от учебника?

Учебное пособие рассматривается  как дополнение к учебнику. Учебное  пособие может охватывать не всю  дисциплину, а лишь часть (несколько  разделов) примерной программы. В  отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

 В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

 

                2. Для чего предназначена  учебно-методическая литература?

Учебно-методическая литература предназначена для специалистов, занимающихся проблемами образования, научных и методических работников в области педагогических наук, а также для учителей и преподавателей образовательных учреждений всех уровней образования.

Учебно - методическая  литература -  дополняет учебник, облегчая работу с ним учителей.

 

3. Каковы основные функции учебника?

Учебник выполняет две  основные функции:

- является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

- выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

 

4. Назовите требования, предъявляемые к учебникам. Чем определяются эти требования?

Учебник - это часть  более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции. 
Считаю, что каждый учебник должен соответствовать следующим требованиям: 
1. По содержанию: 
• Соответствие современному состоянию содержания науки; 
• Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане; 
• Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам; 
• Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию). 
2. По структуре: 
• Четкость структуры, повторяемость элементов;  
• Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.  
3. По методической разработке содержания учебника: 
• Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность); 
• Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения; 
• Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;  
• Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;  
4. По оформлению и полиграфическому исполнению: 
• Удобство пользования учебником; 
• Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы); 
• Краткость и ясность подписей под иллюстрациями; 
• Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;

5.Зачем при использовании  органолептического метода  вводятся  коэффициенты  значимости  для каждого показателя  качества?

     Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив      определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.

 

6. Какие  из показателей качества учебников наиболее  весомы  для  учебного процесса?

Я считаю, что наиболее весомыми показателями качества учебников  для учебного процесса являются:

  • Наличие в учебнике самого существенного содержания программы учебного предмета;
  • Соответствие  определений, терминов и символов, используемых в анализируемом учебнике, общепризнанному содержанию учебного предмета;
  • Выполнение правил: от простого к сложному, от частного к общему, от легкого к трудному;
  • Простота языка и доступность стиля изложения учебного материала;
  • Наличие  межпредметных  связей с производственным (практическим) обучением;
  • Наличие достаточного количества иллюстративного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Практикум по «Методике профессионального обучения»: Учебное пособие. Часть 1/ под редакцией А.А.Жученко.- Екатеринбург, 2003.

2. Практикум  по методике  преподавания  машиностроительных  дисциплин: Учебное Пособие/ под  ред. В.И.Никифорова.-  М.: Высшая  Школа, 1990.

3. В.Н. Фещенко, Р.Х.Махмутов  Токарная обработка: Учебное пособие  для проф. учеб. заведений.- 4 изд.,- М.: Высшая школа, 2000.

4. А.Г. Схиртладзе, В.Ю.Новиков  Станочник широкого профиля: Учеб. Для проф. учеб. заведений.- 2 изд.,- М.: Высшая школа, 1998.




Информация о работе Анализ учебной литературы по предмету органолептическим методом