Активизация учебного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание

Поиск путей активизации самостоятельной познавательной деятельности как условия непрерывности и эффективности вашего образования. Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержание

Введение
1. Работа над текстом установочных и обобщающих лекций
2. Практикум. Лабораторно-практические занятия
3. Подготовка к семинару
4. Подготовка к отчетности (коллоквиум, зачет, экзамен)
5. Подготовка к экзаменам
6. Контрольные задания и листы самоконтроля уровня знаний
7. Работа с дидактическими материалами
8. Работа с опорными схемами
9. Подготовка к исследовательской работе (диплом)
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 149.20 Кб (Скачать документ)

Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выделенным критериям и показателям результаты сделанного, внести уточнения в предлагаемые рекомендации, сделать общие выводы.

 

Заключение

Студентам-заочникам необходима разноплановая педагогическая поддержка  в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой  и исполнительский компоненты. Овладевая  все более сложными интеллектуальными  действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей  ему отрабатывать собственные подходы  к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.

Студенту-заочнику предстоит  динамика от овладения приемами работы с учебной и научной литературой до развития умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности и выработки привычки к систематическому самообразованию. Содержательно такая динамика у первокурсника связана с развитием умений восприятия и воспроизведения изучаемого материала, его анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления тезисов, схем, таблиц, графиков, аргументации выводов. Целесообразны решения познавательных задач и анализ ситуаций, подготовка письменных контрольных работ, особенно творчество с элементами эксперимента, исследования. Все это достаточно сложно при заочной, тем более - дистантной форме обучения, требующей особо четкого программирования и планирования общего и профессионального самообразования.

Конкретная помощь преподавателя  связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникновения и развития у студентов самой потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе с заочниками велика роль организации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов. Он создает обучающую среду, определяет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и вариантные программы при единой линии научного познания, практические задания на сравнение и рефлексию, опытно-экспериментальную работу, решение задач нового класса, сопоставление разных точек зрения на одно и то же явление и т.д.

Условно выделяются две функции  анализа педагогом организации  деятельности по самообразованию студентов:

позитивно-творческая - соответствие собственных действий преподавателя  требованиям современной вузовской педагогики, прежде всего умение выделить разные теоретические концепции и тенденции массового опыта;

практически-действенная - критическое осознание причин своих трудностей и неудач, приведение своих педагогических приемов в соответствие с конкретными условиями работы - с данной группой студентов в зависимости от ее специфики.

Подобный самоанализ стимулирует  умение сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, приближенных к актуальным проблемам современности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на решение профессиональных задач. Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включаются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности - способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.

Чтобы стимулировать и  постоянно поддерживать у студентов  интерес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования. Студенты должны овладеть основными и отдельными конкретными составляющими элементами труда учителя: работать с научной, методической и учебной литературой; излагать учебный материал, составлять систему дифференцированных упражнений и управлять ею в процессе решения задачи; использовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие вопросы, а также варианты одного и того же вопроса;

быстро и адекватно  реагировать на возникшую учебную  ситуацию;

уметь контролировать и оценивать  знания и т.д.

Знаниями и умениями нужно  овладевать целенаправленно шаг  за шагом, и чтобы закрепить их, постоянно активно использовать в практике. Для формирования профессиональных умений важно познакомить студента с функциональным содержанием данного приема работы, а затем научить применять его в конкретных условиях.

В решении этой задачи эффективно помогает контекстное обучение, управление практической деятельностью в контексте будущей профессии студента. Главным критерием при этом является возможность побуждения уровня активности: возникают устойчивая внутренняя ориентированность на работу, самокритичность. Развиваются определенные коммуникативные, организаторские, конструктивные, гностические качества.

Прохождение последовательных дидактических шагов по овладению основами профессионального труда можно осуществить с помощью конкретных практических упражнений в процессе подготовки студента-заочника к семинару, практикуму, лабораторной работе, активной практике. Прорабатывая эти материалы, студент актуализирует и использует в активной творческой практике целый комплекс теоретических знаний разных дисциплин, а затем и самостоятельно может приготовить как учебное занятие, так и методическую его разработку.

Подготовка и проведение практических занятий студентами-заочниками предусматривают индивидуальный поиск  материала (библиографический, информационный, диагностический, научно-исследовательский).

Заочнику, начинающему путь в высшее образование, полезно познакомиться с требованиями соответствующих государственных стандартов, с учебным планом по всем годам обучения и по каждому курсу, с рабочими планами на семестр, с программами и учебными пособиями.

Из представленной информации студенту-первокурснику полезно  выбрать и освоить, в первую очередь  то, что поможет организовать себя для самостоятельной работы.

При заочном обучении особенно целесообразен перенос акцента  с приоритета деятельности преподавателя  на самостоятельную познавательную деятельность студента, на создание у него положительно-эмоционального отношения к учебной работе. Показателями сформированности такого отношения выступают критичность мышления (личное мнение, оценка, новое решение), умение вести дискуссию, обоснование своей позиции, способность ставить новые вопросы, готовность к адекватной самооценке, в целом устойчивая потребность в самообразовании.

Подводя итог, заметим: с  первых семестров у студента с  помощью преподавателя формируется  индивидуальный стиль работы, рождаемый стремлением к самосовершенствованию, раскрытием своей индивидуальности, своих ценностных установок - стиль непрерывного самообразования.

Хотелось бы акцентировать  внимание студентов-заочников на следующих положениях:

1. Самостоятельная работа  студента - это особым образом  организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:

- уяснение цели и поставленной  учебной задачи;

- четкое и системное  планирование самостоятельной работы;

- поиск необходимой учебной  и научной информации;

- освоение собственной  информации и ее логическая  переработка;

- использование     методов     исследовательской,     научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;

- выработка собственной  позиции по поводу полученной  задачи;

- представление, обоснование  и защита полученного решения;

- проведение самоанализа  и самоконтроля.

2. Студент-первокурсник должен  понимать, что учебно-познавательная деятельность отличается от обычной учебной деятельности. Она носит поисковый характер, в ходе ее решаются несколько познавательных задач, ее результат - решение проблемных ситуаций.

3. Позиция обучающегося  учебно-познавательной деятельности - субъектно-субъектная, она всегда  проводится на продуктивном уровне. Поэтому, при оптимальном варианте  учебно-познавательная деятельность студента является саморегулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, носит избирательный характер.

Представление студенту-заочнику материалов по организации преподавателем его деятельности по самообразованию - это приглашение к сотрудничеству преподавателя и студента.

Список использованной литературы:

1.     Андреев В.И. «Педагогика творчества саморазвития». М., 1996;

2.     Барышникова З.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. М., 1998.

3.     Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.

4.     « Словарь-справочник будущего учителя». М., 1996.

5.     Барышникова З.А. «Организация самостоятельной познавательной деятельности студдентов-заочников». М., 2000.

 

 

[1] Барышникова З.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. М,, 1998. С. 19-21

[2] Последняя тема полно и глубоко представлена в базовом учебнике Б.З. Вульфова и В.Д. Иванова "Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках" (М., 2000. 2-е изд., испр. и доп.)

[3] Барышникова З.А. «Актуальные проблемы современного образования в контексте исторических знаний: Программа спецкурса». М., 1997. С. 5)

[4] Конкретные практические знания по педагогическому процессу и организации занятия можно найти в материалах учебного пособия З.А. Барышниковой "Психолого-педагогическая практика" (М., 1998).

[5] Конкретные практические знания по педагогическому процессу и организации занятия можно найти в материалах учебного пособия З.А. Барышниковой "Психолого-педагогическая практика" (М., 1998).


Информация о работе Активизация учебного процесса