А. С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:03, контрольная работа

Описание

Цель работы: рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко.
В задачи работы входит: анализ деятельности А.С.Макаренко и особо значимых положений в его педагогической теории.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…3
1. Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко……………………4
2.Основы педагогики А. С. Макаренко………………………………………12
3. Важнейшие принципы педагогической теории и практики
А. С. Макаренко………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Макаренко.docx

— 43.55 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение  ……………………………………………………………………….…3

1. Педагогическая  деятельность и теория А. С.  Макаренко……………………4

2.Основы педагогики А. С. Макаренко………………………………………12

3. Важнейшие принципы педагогической  теории и практики

А. С. Макаренко………………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….25Список использованной литературы…………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, самым значительным явлением которого является педагогическая система А. С. Макаренко. Если вспомнить, то идеи Макаренко  долгое время не признавались официальной  педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Концепции Макаренко были приняты  на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, благодаря  проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно  судить, как и почему это произошло.  Педология сложилась, как одна из педагогических наук, сделавшая предметом  своего изучения возрастное развитие детей. Постановлением, в котором, отмечались недостатки и ошибки в практической работе педологов, педология была объявлена  лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведениях, а педологические учебники были изъяты. Теперь можно смело утверждать: так  произошла величайшая трагедия в  истории педагогических наук в нашей  стране. Педагогика с этого момента  стала «бездетной», за что потом  ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы развития детей, становления  личности ребенка на долгие годы остались за пределами педагогической науки. Именно это во многом определило односторонний  подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом — повлияло на «избирательное» отношение к  системе Макаренко, когда те или  иные ее части замалчивались, а другие подавались в искаженном виде.

Целью работы: рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко.

В задачи работы входит: анализ деятельности А.С.Макаренко и особо значимых положений в его педагогической теории.

 

 

 

1. Педагогическая  деятельность и теория А. С.  Макаренко

 

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы  коммунистического воспитания подрастающего  поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно п разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А С Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира [9].

 После окончания училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени [8].

 А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.

В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов  коммунистического воспитания Макаренко  одержал полную победу, создав замечательное  воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее  действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.

В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал  по этому поводу: “Кто мог столь  неузнаваемо изменить, перевоспитать  сотни детей, так жестоко и  оскорбительно помятых жизнью? Организатором  и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый  педагог. Колонисты действительно  любят его и говорят о нем  тоном такой гордости, как будто  сами создали его”.

Героическая история создания и  расцвета этой колонии прекрасно  изображена А. С. Макаренко в “Педагогической  поэме”. К ее написанию он приступил  в 1925. г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933—1935 гг. В 1928—1935 годы Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”. В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.

В 1937 г. было опубликовано крупное  художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книги. В 30-е годы в газетах “Известия”, “Правда”, “Литературная газета появилось  большое число статей А. С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызывали большой интерес читателей. Макаренко часто Выступал с лекциями и докладами по педагогическим вопросам, много консультировал учителей и родителей. Выступал он и по радио. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. А. С. Макаренко скончался 1 апреля 1939 г [2].

Макаренко утверждал, что  воспитываться должен не только воспитуемый, но и сам педагог. Причём, не нужно  иметь педагогического таланта. Как писал Макаренко: «Я не обладаю  педагогическим талантом и пришёл в  педагогику случайно. Отец мой, маляр, сказал: «Будешь учителем.», рассуждать не приходилось, и я стал учителем. И очень долго чувствовал, что у меня плохо идёт, не важный я был учитель, да и воспитатель был не важный. Но со временем учишься и воспитываешься, и я стал мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать. И хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллективе» [8].

Макаренко считал, что подорвать  учительский авторитет невозможно, практически в любой ситуации можно его только поднять. «Ничего  нет позорного, если директор объявит  выговор учителю. Пусть учитель  считает, что он не совсем виноват, но раз директор объявил ему выговор, он должен этим выговором воспользоваться  для поднятия своего авторитета. Он должен сказать:

- Да, я ошибся. Я наказан,  потому что я отвечаю за  свою работу. Я требую этого  и от вас».

«Однажды произошёл такой  случай, - пишет Макаренко, - у меня был Иван Петрович Городич. Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю:

- Кто дежурный? Пять часов  ареста!

- Есть пять часов ареста.

Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал  дежурному, пришёл ко мне в кабинет:

- Я прибыл под арест.

Я сначала хотел было сказать ему – «брось». А потом  думаю:

«Ладно, садись». И просидел пять часов под арестом. Ребята заглядывают  в кабинет – Иван Петрович сидит  под арестом.

Когда кончился арест, он вышел  на улицу. Ну, думаю, что-то будет. Слышу  гомерический хохот. Ребята его качают.

- За что?

- За то, что сел под  арест и не спорил.

А другой на его месте начал бы: «Как это так, меня, педагога, под арест. Ни за что. Мой авторитет пропадёт».

Авторитет, нужно создавать  самим, пользуясь для этого всякими  случаями жизни. В хорошем коллективе авторитет нельзя подорвать. Сам  коллектив его поддерживает».

Контроль общественного  мнения большого авторитетного и  любимого коллектива закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает  общественно полезные навыки личного  поведения, гордость за себя как члена  этого славного содружества. Только отсутствием организованного общественного  мнения можно объяснить беспомощность  воспитателей, позорящих себя подобными, например, характеристиками непослушных  питомцев: «Мешает, сорит, бьёт стёкла, выражается, мажет краской лица товарищам, своим хулиганским поведением разлагает  не только учащихся, но и учащих…» Такие  аттестации звучат клеветнически. Школьник, изображённый драматическим злодеем, разлагает даже учителей. Воспитатели, по существу, пишут  приговор себе, расписываясь в своей никчёмности [2].

В своих искания новых  путей воспитания Макаренко и  его товарищи не только не встретили  помощи, но, наоборот, люди, призванные руководить ими, несмотря на прекрасные результаты правильной, подлинно советской системы воспитания, порочили и самого Антона Семёновича, и его методы.

 В те годы в педагогическое  дело, которое Макаренко назвал  одним из самых тонких и  нежных человеческих дел, проникли  враждебные и чуждые влияния.  Педагогическая арена сделалась  достоянием педологии. «Последняя выступала от имени марксизма, и нужно было много мужества, чтобы этому не верить, чтобы большому авторитету «признанной науки» противопоставить свой сравнительно узкий опыт». Вместе с педагогами в руководящие органы народного образования проникли люди, которые, по словам Макаренко, «мало отличались от шарлатанов, протаскивающих под видом советской педагогики форменную контрреволюцию».

Напряжённая борьба разгорелась  вокруг методов воспитания в колонии  имени Горького. Педологи выводили свои методы воспитания из идеи «изучения» каждого ребёнка отдельно, и, поскольку  это изучение приводило к разным выводам, постольку они считали  нужным применять и различные  методы [9].

«Трудно подсчитать раны, нанесённые педологией делу социалистического  строительства на самом важнейшем  участке – воспитания молодёжи». С горечью вспоминает Макаренко, как долго терпели все эту  шарлатанскую чуждую галиматью, эту знахарскую возню педологии: «Долгое время у нас не было настоящего, зоркого, большевистского глаза, обходились мы все тем же мирным прекраснодушием и бесхребетной уступчивостью. Мы терпели нахальство разных псевдоучёных и трусливо встречали каждое живое, настоящее педагогическое слово. Мы малодушно смотрели, как педагоги на наших глазах душили свежие, самые нежные ростки нашего дела» [5].

Макаренко вступил в  открытую борьбу с педологами без  какой-либо поддержки со стороны  многих педагогических деятелей того времени и был глубоко принципиален и стоек в этой неравной борьбе.

Столкновения с педагогами создали для Макаренко, как он говорил, невыносимое организационное  одиночество. Это одиночество не могло вызвать у Антона Семеновича порой глубокой грубости. С волнением  читаешь главу «Лирика» из «Педагогической  поэмы», где с непередаваемой полнотой отразилась и большая человеческая любовь Макаренко к своим воспитанникам, и тяжесть несправедливого одиночества в момент торжества, когда жизнь убедительно доказывала величие его дела, его правоту.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в  бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее, он создаёт в  каждый данный момент определённые изменения  в личности ребёнка. Направить это  развитие и руководить им – задача воспитания.

Я уверен, что если человек  плохо воспитан, то в этом исключительно  виноваты воспитатели. Если ребёнок  хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин не быть может. Тем  более возмутительно и печально, если люди, которым доверено было воспитание детей, не только не захотели воспользоваться  этим великим могуществом педагогики, но и ограничились простым наблюдением, простым изучением ребёнка, разделением  всех детей на разряды, на отдельные  биологические группы и т.д. Человек  плох только потому, что он находился  в плохой социальной структуре, в  плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического  общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперёд. Таких  случаев масса [4].

Нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимость от качества или таланта отдельно взятого  учителя. Так говорит моя логика. Я хочу отвечать за свою работу. Так  говорит и мой опыт.

Воспитать человека, говорил  Макаренко, это значит воспитать  у него перспективные пути, по которым  располагается его завтрашняя радость - истинный стимул в жизни человека. Воспитание перспективных путей в жизни молодёжи не должно идти самотёком, от случая к случаю. У Макаренко действовала последовательная «система перспективных линий», которую он назвал «теорией завтрашней радости», т.к. в ней сочетались многообразные радостные перспективы. Это одна из ценнейших педагогических находок Макаренко. Его «система перспективных линий» помогает учителю намечать перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни ту «завтрашнюю радость», без которой человек «не может жить на свете», учит организовывать жизнь и деятельность коллектива учащихся так, чтобы в самом обычном деле не было будничности, серости.

Информация о работе А. С. Макаренко