Животные как объект поклонения в религии Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:17, реферат

Описание

Традиционно человек всегда ощущал свою близость с животными, свою принадлежность к единой природе. У людей, живших в далекие эпохи в гармонии с природой, это чувство было гораздо острее. У охотничьих племен существовал ритуал испрашивания прощения у животных, которых убили на охоте; у американских индейцев племена назывались именами различных животных; животным поклонялись.

Содержание

Введение
Боги Древнего Египта
Обожествляемые животные
Выводы
Список использованой литературы

Работа состоит из  1 файл

Др Е.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Тем не менее  существовал еще один обычай, согласно которому быков также приносили в жертву, при этом перед этим их тщательным образом осматривали. Исследование проводил специально назначенный для этого жрец. Если находили хоть один черный волос на животном, оно считалось нечистым. Потом осматривали язык, чист ли он от особых знаков. Жрец также осматривал волосы на хвосте, чтобы узнать правильно ли они растут. Если животное оказывалось чистым по всем статьям, рог ему обвивали папирусом и ставили на нем печать. Бык был готов для принесения в жертву. За принесение в жертву неотмеченного животного полагалась смертная казнь. Отмеченное животное подводили к алтарю и зажигали огонь. Затем совершали возлияние вином над алтарем, где лежала жертва, и, призвав божество, закалывали животное, а потом отрубали ему голову. Голову эту выбрасывали в Нил, произнося над ней заклинание, суть которого заключалась в том, что если Египту грозит беда, то пусть та беда падет на эту голову, а не на Египет. В силу этого обычая ни один египтянин не мог употреблять в пищу головы каких-либо животных.

Во многих местностях (особенно в Фаюмском оазисе) весьма распространен был культ крокодила, который олицетворял бога Себека, опасный хищник представлен в  мифах амбивалентно: защитником богов  и людей или их врагом. Крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, где жрецы их откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали. Так, например, жители Фив содержали дома по одному ручному крокодилу. В уши ему вдевали серьги из стекла с золотом (стекло в Египте было очень редким и ценным предметом в то время), а на передние лапы надевали кольца. Их кормили специальной священной пищей, заботливо ухаживали за ними, а после смерти бальзамировали и погребали в священных покоях. Но в других землях с ними обходились как с врагами и даже не употребляли в пищу.

Древнейшим  из общеегипетских богов был сокол Гор, которому вначале поклонялись в Иераконполе и в Эдфу. Вышедшие из этой области цари, «почитатели Гора», были первыми объединителями Египта (1-я и 2--я династии, конец четвертого тысячелетия до н. э.); они и превратили свое племенное божество в общеегипетского бога солнца.

Отсюда, самым  распространенным был культ сокола (или ястреба) как воплощение бога Гора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый  ибис с черными крыльями. За его  убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзамировали. Ибис был символом бога Тота (Тор), который считался покровителем писцов и ученых.

Широко был  распространен культ кошки. Великий  бог Ра считался великим котом. Существовала также кошачья богиня Бастет. Смерть кошки в семье отмечалась специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их бальзамировали и хоронили на специальном кошачьем кладбище. Для кошек иногда делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имущество.

В некоторых  местностях обожествлялся баран  и лев. Было известно около 60 божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира Анубисом.

Большое влияние  имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния  дурных сил. В виде змеи предстает  богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы устанавливались каменные стелы с изображением змей.

Особое место  занимал священный жук скарабей. Это насекомое играло огромную роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось — хепри.

Свинью египтяне считали нечистым животным. И если кто-то, проходя мимо свиньи, нечаянно задевал ее, то сразу же шел к реке и прямо в одежде погружался в воду, дабы смыть с себя прикосновение нечистой. Свинопасам, единственным из египтян, не было дозволено вступать ни в один египетский храм. Свиней не приносили в жертву богам. Было только одно исключение: в день полнолуния их приносили в жертву Исиде и Осирису и съедали жертвенное мясо, в другие же дни никто свинину не ел. Египтяне очень строго соблюдали религиозные обряды.

Все животные, которые есть в Египте, как домашние, так и дикие, считались священными. Для ухода за животными каждой породы назначались особые служители мужчины и женщины, причем та должность переходила по наследству от отца к сыну. Каждый житель города выказывал свое благоговение перед животными. Если кто-либо умышленно убивал животное, его карали смертью; если случайно, то он платил штраф, установленный жрецами. А за убийство ибиса или ястреба, казнили в любом случае. Если в доме умирала кошка, то все обитатели дома сбривали себе брови. Если собака то все стригли себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозили в город Бубастис, бальзамировали и погребали там в священных землях. Собак и мангустов хоронили в своем городе в священных гробницах. Землероек же, ястребов и ибисов отвозили хоронить в другие города. Медведей (редких в Египте), волков и лисиц хоронили там, где находили их мертвыми. Найдены гробницы священных соколов.

Но кроме  полезных, приятных и просто безопасных животных в Египте было достаточное  количество нарушителей домашнего покоя: насекомых, крыс, ящериц, змей и птиц. Медицинский папирус передал несколько полезных рецептов: если насыпать натрий или истолченную сушеную рыбу или хотя бы семена лука перед входом в змеиную нору, то змея уже не выползет из этой норы. Жир иволги великолепное средство от мух, а сушеная рыба или лягушачья икра от блох. Если помазать кошачьим салом мешки с зерном, крысы к ним не подойдут. (Интересно только каким образом они добывали это кошачье сало, если убийство кошки каралось смертной казнью?..) А еще можно было отпугнуть грызунов, если сжечь в амбаре помет газели.

Другими привычными для египтян животными были обезьяны, которые иногда даже выполняли обязанности  слуг. С эпохи древнего царства  она получила доступ в дом.

Воображение египтян населяло пустыни, граничащие с Египтом, фантастическими животными, которые, несмотря на свою ирреальность, также стали объектом культа. Уже на памятниках эпохи, предшествовавшей объединению Египта, среди представителей реальной фауны встречаются изображения грифонов, созданий чаще всего с телом льва, головой орла и крыльями на спине, и т.п. Фантастические существа появляются на египетских памятниках и в исторические времена. Воображение египтян рисовало их опасными и злобными для человека гениями.

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Древний Египет был страной священных кошек, шакалов и ястребов — мумии этих животных хранятся у нас и до сих пор, - но мотивы их обоготворения были предметом слишком священным, чтобы отец истории решился коснуться их. Египетский культ животных, по-видимому, двояко обнаруживает следы своего дикого происхождения, лежащего за пределами отдаленной древности пирамид. Трудно найти лучшие примеры божеств, покровительствующих особым священным животным, воплощенных в тела животных или изображаемых под видом животных, чем в Египте. Здесь перед нами бычья династия Аниса, священные ястребы, содержавшиеся в клетках в храме Гора, Тот с его собакоголовым спутником и ибисом, Хатор с наружностью коровы, Себек1 в облике крокодила. Далее, местный характер многих священных животных, которые были предметами культа в известных номах, тогда как в других их могли безнаказанно убивать и есть, как нельзя лучше подходит к типу фетишей отдельных племен и обоготворяемых тотемов, о которых говорит Мак-Лен-нан. Укажем для примера на население Оксиринха, обожествлявшее и щадившее рыбу оксиринх, или на население Латополиса, обожествлявшее рыбулатос. В Аполчинонолисе население ненавидело крокодилов и пользовалось всяким случаем, чтобы убивать их, а жители Арсиноита откармливали гусей и рыб для этих священных пресмыкающихся, украшали их ожерельями и браслетами, а после смерти превращали в мумии.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Культурология. История мировой  культуры: учебное пособие для  вузов/ под ред. Марковой А.Н.  М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1995. 224 с.

2. Монте Пьер. Повседневная жизнь  египтян во времена великих  фараонов. М.: Мол. гвардия, 2000. 465 [15] с.: ил.

3. .Мертц Б. Красная земля,  Черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. 457 с

4. Овчинникова А.Г. Легенды и  мифы Древнего Востока. СПб.: Издательский  Дом Литература , 2002. 512 с.: ил.

5. Рак И. Легенды и мифы  Древнего Египта. СПб.: АОЗТ Нева , Университетская книга , 1997. 192 с., ил. с.

6. Сапронов П.А. Культурология:  курс лекций по теории и истории культуры. СПб.: СОЮЗ, 1998. 560

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Животные как объект поклонения в религии Древнего Египта