Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:09, реферат
В наш непростой век рационализма и скепсиса, часто слышатся звуки сомнений в достоверности и реальности библейских событий. Всё больше в моду входит выдвинуть пусть самую невероятную, но очень быстро становящуюся популярной теорию, что, к примеру, у Иисуса Христа были дети, и до сих пор живы Его потомки, что жил Он в 12 веке и был родоначальником «Великой Украинской Империи».
Введение 3
1. Потоп и мифология 5
2. Потерянный корабль 7
3. Лайнер или лодка? 9
4. Что же произошло? 11
4.1 Последствия катастрофы 12
4.2 Иссякшая вода 13
5. Подземные свидетельства 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
КАФЕДРА БОГОСЛОВСКИХ ДИСЦИПЛИН
Сочинение по Священному Писанию Ветхого Завета:
«Всемирный потоп в свете библейской археологии»
студента 2-го курса Крюкова Сергея
Ведущий занятия преподаватель – Ф.А. Куприянов
Сочинение впервые подано: 14 марта 2011 года
Сочинение проверено:
Оценка за сочинение и комментарий преподавателя:
Москва 2011
Оглавление
Введение 3
1. Потоп и мифология 5
2. Потерянный корабль 7
3. Лайнер или лодка? 9
4. Что же произошло? 11
4.1 Последствия катастрофы 12
4.2 Иссякшая вода 13
5. Подземные свидетельства 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18
«…Но до того человек пристрастен к системе и к отвлеченному выводу, что готов умышленно исказить правду, готов видом не видать и слыхом не слыхать, только чтоб оправдать свою логику…»
Ф.М. Достоевский, «Записки из подполья»
В наш непростой век рационализма и скепсиса, часто слышатся звуки сомнений в достоверности и реальности библейских событий. Всё больше в моду входит выдвинуть пусть самую невероятную, но очень быстро становящуюся популярной теорию, что, к примеру, у Иисуса Христа были дети, и до сих пор живы Его потомки, что жил Он в 12 веке и был родоначальником «Великой Украинской Империи». Или что евреи переходили не море посуху, а болото вброд и в засушливое время года, а грандиозное событие истории - Великий Потоп – лишь красивая и ужасная аллегория неких локальных древних событий связанных с гибелью сравнительно небольшой общности людей.
Как же нам, христианам, относиться к таким заявлениям? «Быть выше» и не обращать на них внимания? Пытаться переубедить, ссылаясь на богодухновенность Библии? Или настаивать на необходимости веры в Предание Церкви? К сожалению, скорее всего, ни один из этих методов не сможет приблизить задающихся вопросами о бытии к правильному пониманию Библейских повествований. Более того многие светские скептики будут с цинизмом опровергать наши доводы и требовать фактов. Но нам ли унывать? Ведь сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.» (Гал. 6:7)
Множество библейских событий может претендовать на достоверность, благодаря большому количеству археологических памятников, несущих на себе след истории. Археология – наука, имеющая большой авторитет в научных кругах, а её данные считаются надежным источником. Библейская же археология наилучшим образом способствует развитию христианского научного мировоззрения, решает задачи демифологизации ветхозаветной и раннехристианской истории.
В данной работе я хочу, по крайней мере, попробовать описать величайшее библейское событие - Всемирный Потоп. Рассказать о нём не как о красивой легенде или древнем мифе, а как о вполне реальном историческом событии. Считается, что археологические находки и памятники сложно подделать, и, благодаря этому, я постараюсь через ссылки на свидетельства археологии, а также некоторые другие научные данные, доказать читателю правомочность своих аргументов и, возможно, помочь ему согласиться с ними.
У подавляющего большинства народов, как развитых, так и сохранявших архаичную культуру к XIX – началу XX века, существовало множество историй о грандиозном наводнении, изменившем мир в незапамятные времена.
У многих из этих культур, не связанных друг с другом, живущих на разных материках, и, скорее всего, даже не подозревающих друг о друге, мы находим очень близкие по содержанию сказания о потопе и спасении неких людей. Таких историй множество: о великом потопе так или иначе упоминается почти в 500 легендах разных народов. В это число входят около 120-ти сказаний о наводнении северо- и южноамериканских аборигенов, около 30-ти ближневосточных, 23 азиатских, около 30-ти у древних европейцев, а также несколько десятков в Австралии и Океании.
Мифология Древнего Египта говорит нам о большом потопе, устроенном богами для очищения земли, во время которого спаслись немногие пастухи. Индийские легенды рассказывают нам о неком Ману, который спасся от наводнения в большом корабле, затащенном рыбой на гору. Сказания английских друидов говорят о благочестивом патриархе, призванном наказать человечество за его великое развращение и о повторном заселении земли.
У шумерских легенд мы можем почерпнуть историю о некоем Зиусудре, пережившем потоп. Текст о нём нашли в начале ХХ века при раскопках Ниппура, и относят его к началу XVII века до Рождества Христова.
В эпосе «Гильгамеш» на 11-й табличке, принадлежащей к вавилоно-ассирийской или, как её ещё называют, шумеро-аккадской мифологии говорится о событиях произошедших сразу после потопа. О неком человеке, пережившем потоп, которого в поисках бессмертия посещал Гильгамеш.1
Поразительное сходство с библейским описанием Потопа демонстрирует нам и эпос «Атрахас». Также мы находим упоминание о великом наводнении в перечне аккадских царей. Не забыли упомянуть о потопе как индейские, так и китайские легенды.
На Таити верили, что некогда море поглотило весь остров. На вершине горы О-Пихото спаслись лишь женщина с цыплёнком, собакой и кошкой, да мужчина с поросёнком. А когда через десять дней отступила вода, оставив на камнях рыбу и водоросли, вдруг налетел ураган, врывая с корнями деревья, и с неба посыпались камни.2
Несомненно, в течение столетий первоначальные предания сильно изменились, но практических во всех этих сказаниях и легендах существуют важные ключевые моменты, имеющие большое количество совпадений с библейским текстом, и, следовательно, говорящие нам о реальности описываемых в Библии событий.
Во-первых, предвестником потопа являются различные божества, повелевающие своим избранникам построить большой корабль. Во-вторых, в числе спасшихся постоянно фигурируют два человека – мужчина и женщина, иногда сопровождаемые детьми. В-третьих, спасшиеся высаживаются на вершину горы.3
Проанализировав, даже вкратце, перечисленные источники, можно с уверенностью говорить о том, что история Моисея не является лишь пересказом некой древней легенды, а представляет собой точное изложение событий, открытых ему Богом, посредством Святого Духа.
Да и такое широкое распространение предания о Потопе среди народов, лишь подтверждает то, что в его основе лежит подлинное событие, оставившее неизгладимый след в памяти потомков праведного Ноя.
Здесь также необходимо отметить, что большинство преданий о Всемирном Потопе рассказывает и о неком судне, с помощью которого действующие лица легенд пережили эту катастрофу. Несомненно, речь в них идёт о Ноевом ковчеге.
«И вошел Ной, и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа»
Быт. 7:7
Одним из самых ярких подтверждений библейского повествования о потопе стало нахождение Ноева ковчега.
Ковчег, на котором спаслись от Потопа Ной и его семейство, весьма интересовал исследователей ещё в незапамятные времена. Из книги «Иудейские древности» Иосифа Флавия, мы узнаём, что место остановки ковчега после окончания Потопа «армяне называют «местом высадки», и до сих пор ещё туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».4
Также Флавий цитирует и других авторов, упоминающих о ковчеге. Один из них халдеянин Беросс, высказывающийся о Потопе так: «Говорят, что ещё до сих пор сохранился в Армении на горе Кордуйской остаток от этого ковчега и что некоторые берут от него смолу, пользуясь ею в большинстве случаев как средством от заболеваний».5 Другой автор – египтянин Иероним, написавший древнейшую историю Финикии, третий – Мнасей. Ещё один автор, упоминаемый Флавием, сообщает о ковчеге так: «Выше области Миниады находится в Армении высокая гора по имени Барис, на которой, по преданию, искало убежище и нашло спасение множество людей во время потопа. Сообщается так же, что некто в ковчеге остановился на её вершине, и что в продолжение долгого времени сохранялись (здесь) остатки этого судна. Быть может, это тот самый человек, о котором писал и Моисей, иудейский законодатель».6
Если говорить про более поздние свидетельства о нахождении ковчега, то надо начать со слов знаменитого путешественника Марко Поло, который в конце XIII века писал, что «обломки ковчега ещё видны на вершине Арарата».7
В XIX – нач. ХХ вв. в тех местах находилось много исследователей, которые утверждали что нашли останки некого судна, которое по всем параметрам подходило под описание Ноева ковчега в Библии.
В 1840 году турецкая экспедиция, снаряжённая для исследования снежных обвалов на Арарате, обнаружила «гигантский каркас из дерева почти черного цвета, торчащий из ледника»8. Проникнув внутрь, учёные установили, что объект состоял из нескольких помещений и был приспособлен для содержания скота.
В 1916 году русский лётчик В. Ростовецкий, разведывавший Русско-Турецкую границу, пролетал над Араратом и обратил внимание на находящееся в восточной его части замёрзшее озеро, в котором, частично погружённый в лёд, находился каркас гигантского корабля.
Летом 1953 года появились ещё шесть довольно чётких снимков судна больших размеров, вросшего наполовину в горные породы. Снимки были сделаны американцем Д.Д. Грином, который летал над Араратом на вертолёте.
В 1955 году французские, а в 1969 году и американские археологи совершили восхождение на Арарат, где ими были найдены остатки ковчега. Французы взяв пробу, сделали радиоуглеродный анализ, который показал, что возраст пробы – не более 5000 лет.
Одним из последних совершил пять восхождений американский исследователь по имени Том Кротсер. Вернувшись со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: «Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000-5000 лет...9
В 1997 году Национальное управление по аэронавтике США рассекретило фотографии советско-турецкой границы; на фотографиях Арарата отчётливо видны очертания корабля.10
«И из птиц чистых и из птиц нечистых, и из скотов чистых и из скотов нечистых, и из зверей и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег»
Быт. 7:8-9
Современный рационалисты и скептики задают правомочный вопрос. Как на одном судне могло разместиться такое невиданное количество живых тварей? Ответить на него оказывается довольно просто, для этого надо всего лишь провести некоторые вычисления.
В Библии конструкция ковчега описывается так: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]» (Быт. 6, 14-16). Из этих строк, а также знаний о длине локтя (примерно 54 см) мы можем заключить, что ковчег представлял собой трёхпалубное судно длиной 150, шириной 25 и высотой 15 метров. Соотношение длины и ширины судна имело хорошо известное сегодня значение 6:1, что обеспечивало ему отличные ходовые качества во время дрейфа. А соотношение ширины и высоты ковчега придавало ему устойчивость, при которой можно было не вспоминать о бортовой качке при любом волнении. 11
Также не сложно посчитать, что Общая площадь палуб ковчега составляла 93002 метров, а объем — 430003 метров, что равняется 570-ти железнодорожным вагонам, предназначенным для перевозки мелкого скота, вмещающим примерно по 250 особей каждый. Если же учесть, что Ною надо было взять с собой только те, виды живности, которые не могут прожить долгое время в воде, то получается что в ковчеге оказалось примерно 40-50 тысяч особей. Этот, на первый взгляд, огромный зверинец, занял всего лишь треть корабля, оставив остальные помещения для семьи Ноя и запасов пищи.
Надо также отметить, что описываемые в книге Бытия большие размеры ковчега ставят под сомнение любую фальсификацию текста или «сказочность» повествования. Во времена автора Пятикнижия, скорее всего, считалось, что плавать можно лишь на небольших судёнышках, а число известных видов животных вряд ли насчитывало больше нескольких сотен. Поэтому логичнее было бы автору рассказать о небольшом судне, а не о том грандиозном сооружении, каким представляется нам Ноев ковчег.
Также и в случае локальности Потопа не было бы нужды тратить десятки лет на строительство плавающего укрытия. Ведь на маленьком судне было бы куда проще откочевать в местность, которой не угрожало затопление.
В шестисотый год жизни Ноевой, <…>, в сей день разверзлись все источники великой бездны, окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей
Быт. 7, 11-12
Какие же события действительно происходили во время Потопа? Отвечая на этот вопрос, надо понимать, что чудесность явлений, происшедших во время потопа, никак не умаляется соответствием их сверхъестественности с законами природы. Мало того, «нарушение» законов является гораздо менее удивительным фактом, чем само их наличие, объяснить которое может лишь факт существования разумного Создателя.
А вот как описали бы сам механизм Потопа современные геофизики. Постоянный нагрев недр планеты привёл земную кору в критически напряжённое состояние. Даже самое малое внешнее воздействие, каким могла быть обычная приливная деформация12, неизбежно вызвало раскол земной коры. Этому расколу, распространяющемуся с громадной скоростью, понадобилось всего пара часов, чтобы обогнуть Землю. В этот момент и появились «источники великой бездны» - разломы, образовавшиеся под воздействием давления, из которых устремилась, вместе с породой, перегретая подземная вода. Согласно расчётам, проведённым учёными, суммарная энергия этого извержения в 10000 раз превысила энергию извержения вулкана Кракатау. Высота же выброса вулканических пород составила от 15 до 25 километров. Поднятие в атмосферу пепла, привело к активной конденсации и разрушению водно-парового защитного слоя, выпавшего на землю обильным дождем.
Информация о работе Всемирный потоп в свете библейской археологии