Сущность и значение туристской ренты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:53, реферат

Описание

В современных условиях, когда вырабатываются новые подходы в налоговой политике, в сфере туризма актуален вопрос о туристской ренте. При соответствующих законодательных основах и правильной социально-экономической политике государства туристская рента может создать необходимую материально-экономическую основу для самофинансирования, саморазвития и самоуправления туристской деятельностью в любом регионе России.

Работа состоит из  1 файл

эконом.туризма.контр.раб.Word.docx

— 52.72 Кб (Скачать документ)

Теоретическая часть:

 

Сущность и  значение туристской ренты.

 

  1. Экономическое значение туристской ренты

 

В современных условиях, когда вырабатываются новые подходы  в налоговой политике, в сфере  туризма актуален вопрос о туристской ренте. При соответствующих законодательных  основах и правильной социально-экономической  политике государства туристская рента  может создать необходимую материально-экономическую  основу для самофинансирования, саморазвития и самоуправления туристской деятельностью в любом регионе России.  Туристская рента представляет собой ,факторный доход с туристских ресурсов, который получает собственник этих ресурсов, в отличие от дохода, который получает всякий хозяйствующий субъект (предприятие, фирма), используя туристские ресурсы как объект хозяйства, т.е. туристская рента – это доход владельца туристских ресурсов, в качестве которого могут выступать государство, т. е. федеральные и местные органы власти, банк, само предприятие, организация или физические лица, имеющие права собственности на эти ресурсы. В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в целом ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле туристские ресурсы в отличие от аграрной и добывающей сфер хозяйства органически объединяют в себе природные , экономические и социальные факторы, ибо их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные и духовно-нравственные, психологические стороны жизнедеятельности человека.

В аграрном и добывающем секторах экономики образование  ренты связано с правами владения и хозяйственного использования  земли и ее недр. В связи с этим в аграрной и добывающей сферах хозяйства образуется особый вид факторного дохода - земельная рента и ее разновидности, модификации - горная, нефтяная, газовая, водная и другие виды ренты.

В отличие от ресурсов земледелия и добывающих отраслей ресурсы в  сфере туризма весьма многообразны и связаны не только с землей и  ее недрами. К туристским ресурсам относятся  самые разнообразные природные  и антропогенные геосистемы, различные факторы и явления природы и общества, которые обладают полезностью для рекреационной деятельности и потому могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления людей. К туристским ресурсам относится и инфраструктура отрасли и регионов, создаваемая в процессе функционирования туристских организаций. Полезность туристских ресурсов проявляется в их функциональной пригодности для отдыха, лечения, удовлетворения профессиональных и духовных потребностей; она прояв­ляется в комфортности этих ресурсов, в их эстетических и нравственных качествах. Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских ор­ганизаций (МСОТО) традиционно выделяют шесть основных целей путешественников и туристов: 1) досуг, рекреация, отдых; 2) посещение знакомых и родственников; 3) деловые и профессиональные цели; 4) лечение; 5) религия и паломничество; 6) прочие цели, которые, в свою очередь, содержат богатый спектр физических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей. Таким образом, туристские ресурсы - это природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие объекты показа, демонстрации и изучения, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности людей, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил. С точки зрения содержания и характера полезности, все туристские ресурсы можно было бы условно разделить на три группы:

1) курортологические факторы;

2) обще-оздоровительные и рекреационные факторы;

3) духовно-культурологические  факторы.

В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны  и в целом ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле, туристские ресурсы в отличие от аграрной и добывающей сфер хозяйства органически объединяют в себе природные , экономические и социальные факторы, ибо их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные и духовно-нравственные, психологические стороны жизнедеятельности человека. Помня народную мудрость: "Не хлебом единым жив человек!", трудно переоценить социально-экономическую значимость туристских ресурсов. Тайна бытия человека цивилизованного, духовно богатого не в том, чтобы только жить, а в том, чтобы знать, для чего жить. Туризм - одна из сфер жизни общества, которая предпринимает попытку дать ответ на этот извечный вопрос человеческого бытия. Особую актуальность ответ на данный вопрос приобретает в наши дни.

В условиях рыночных форм хозяйствования все виды ресурсов получают рыночную оценку, т.е. все потенциальные факторы  производства в процессе их купли-продажи  на рынке получают свою цену (факторный доход). При этом в качестве исходного условия образования туристской ренты выступают не просто туристские ресурсы, а лишь те, которые создают для туристских предприятий более благоприятные рыночные условия производства и реализации туристского продукта. Туристские расходы представляют собой стоимость товаров и услуг, использующихся непосредственно для удовлетворения посетителей, туристов. С точки зрения микроэкономики, туристские расходы представляют собой затраты (издержки). Совершенно очевидно, что издержки туристских организаций, взятые в расчете и на весь объем тур продукта , и на единицу этого продукта, равно как и на единицу туристского ресурса, различны. На поверхности экономических явлений эти неравные издержки по туризму в различных туристских организациях порождают различия в индивидуальных стоимостях туристских услуг. Неравными соответственно оказываются и доходы от туризма на микроэкономическом уровне. Сопоставление этих доходов и издержек:,

 

 

 

Доходы по своей природе  – это результаты, а издержки и ресурсы – это затраты. Следовательно, в основе отношения доходов от туризма к издержкам или ресурсам туристских организаций лежит общий  принцип экономической эффективности (Е), который выражается формулой

т.е. эффективность туристской деятельности (Е) на микроэкономическом уровне – это максимизация результата (Р) при минимизации затрат (С). Из этого также следует, что основу процесса образования туристской ренты  составляет повышенная эффективность  хозяйствования в сфере туризма.

 

 

2. Формы туристской  ренты

В сфере туризма имеются  все необходимые условия для  образования трех форм туристском ренты; монопольной, дифференциальной и абсолютной. При этом современная экономическая наука располагает теорией стоимости, теорией предельной полезности и теорией неоклассического синтеза, которые при всех различиях концептуального подхода в своей совокупности помогают объяснить образование трех форм туристской ренты.

Монопольная туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов уникального качества. Степень уникальности и исключительности этих ресурсов абсолютна: количественно они иногда представлены в единственном числе, то есть в высшей степени ограниченны; качественно туристские ресурсы неповторимы и непревзойденны в своем целебном, историко-культурном или духовном аспекте; для других субъектов хозяйствования и владения они недоступны; с точки зрения их создания в современных условиях, .они практически невоспроизводимы. Россия в целом, Москва и Московская область, другие регионы страны на своей территории имеют уникальные, единичные и невоспроизводимые туристские объекты, такие как Московский Кремль, Троице-Сергиева лавра. Музей-усадьба Абрамцево, Кусково и некоторые другие. К уникальным туристским ресурсам России можно отнести Эрмитаж, Валаам, Кижи, Ясную Поляну, Пушкино горье , Музей Андрея Рублева и другие величайшие творения Природы и человеческого Гения, которые составляют гордость российской и мировой цивилизации. Именно уникальность отдельных туристских ресурсов и является объективной исходной основой для образования монопольной туристской ренты. Она называется монопольной потому, что единичность и уникальность туристских ресурсов - основы этой ренты - ведут к реальной возможности установления на эти ресурсы высшей формы несовершенства современного рынка - абсолютной, или чистой монополии. В ряде случаев абсолютная монополия на уникальные туристские ресурсы является одновременно естественной, или натуральной, монополией, так как в ее основе лежат два источника: абсолютная ограниченность этих ресурсов, их единичность и отсутствие заменителей (субститутов) данного уникального туристского продукта на рынке туристских услуг. Попробуйте заменить туристский продукт от посещения Московского Кремля или Валаама - и вы поймете тщетность этих попыток: их заменить нечем.

 

На рынке совершенной  конкуренции малейшему увеличению спроса на туристские услуги сопутствует  соответствующее предложение, поэтому  цена на эти услуги остается неизменной. В условиях рынка абсолютной монополии  появляется возможность назначить  для потребителя туристских услуг  свою цену. Разумеется, эта цена превышает  предельные издержки.

 

Таким образом, абсолютная монополия  отдельных туристских фирм, использующих уникальные туристские ресурсы, порождает  на рынке туристских услуг монопольную  власть, которая выражается прежде всего в том, что указанные фирмы устанавливают на рынке монопольные цены. В экономической литературе существует достаточно простой метод, который позволяет измерить силу этой власти. Английский экономист Абба П. Лернер (1905 - 1982) предложил использовать индекс:

 

                              Рм - МС

                                                                            М =                         ,

 

                                   Рм

 

где М - индекс монопольной  власти; Рм - монопольная цена (от англ. monopolio price); MC - предельные издержки (от англ. marginal costs).

Смысл индекса М в следующем: чем больше разрыв между монопольной  ценой и предельными издержками, тем больше сила монопольной власти, ибо в условиях совершенной конкуренции  рыночные цены равны предельным издержкам  и, следовательно, сила монопольной  власти равна нулю, в условиях монополизма  цена выше предельных издержек. Интервал между нулем и единицей и характеризует  силу монопольной власти.

Предельные издержки в  условиях современной России практически  рассчитать трудно, поэтому можно  заменить их средними валовыми издержками (АТС - от англ. average total costs), используя, однако, принцип подхода А. Лернера к измерению силы монопольной власти. Если при этом числитель и знаменатель умножить на количество реализованных туристских услуг Q, то в числителе индекса будет получена абсолютная величина (масса) валовой прибыли, а в знаменателе - объем продаж турпродукта. Отношение между массой общей прибыли, полученной той или иной туристской фирмой, и объемом продаж показывает, какова доля прибыли в общем объеме реализованного турпродукта:

 

                                    ( Рм – АТС) . Q

                                                                        М =                                     .

 

                                      Рм  . Q

 

 Экономический смысл  приведенной формулы заключается  в том, что высокая доля прибыли,  получаемой данной туристской  фирмой, является признаком силы  ее монопольной власти. Высокая  доля прибыли туристских фирм, монопольно использующих уникальные  туристские ресурсы, одновременно  свидетельствует о том, что  эти фирмы получают добавочную  прибыль, или сверхприбыль, - материальную  основу монопольной туристской  ренты.

Таким образом, с точки  зрения закона стоимости, источник монопольной  туристской ренты заключен в монопольно высокой цене на уникальный туристский продукт, которая превышает нормальную величину общественной рыночной стоимости. С точки зрения закона спроса и предложения, источник монопольной туристской ренты заключен в монопольной цене на уникальный турпродукт, которая формируется на рынке в условиях господства абсолютной или чистой монополии. С точки зрения закона стоимости, монопольная ту­ристская рента - это добавочная прибыль, или сверхприбыль, которая формируется вне рамок нормальной рыночной стоимости. С точки зрения закона спроса и предложения, моно­польная туристская рента - это нормальный доход от использования такого фактора производства туристских услуг, предложение которого абсолютно неэластично, ибо оно ограничено одним уникальным туристским ресурсом (рис. 3.2).

 

 

 

                     R                                         S

 

               R2   . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

               R1   . . . Рис. 3.2. Образование монопольной туристской ренты

 

На рис.3.2 использованы следующие  обозначения: Q -количество туристских ресурсов на рынке (от лат. quanticy -количество); Q1 - количество уникальных туристских ресурсов; S - кривая предложения уникальных туристских ресур-сов (от англ. supply - предложение); D1 и D2 - кривые спроса на уникальные туристские ресурсы (от англ. demand -спрос); R - монопольная туристская рента (от лат. rent -рента); r1 и R2  - монопольная туристская рента в условиях меняющегося рыночного равновесия между спросом на туристские ресурсы уникального качества и предложением этих ресурсов.

 

Как следует из рис. 3.2, конкретная величина монопольной туристской ренты целиком и исключительно зависит от трех факторов: а) от ограниченности уникальных по качеству туристских ресурсов, б) от их исключительной полезности и в) от объема спроса на них. Следует, однако, иметь в виду, что объем спроса на уникальный туристский ресурс сам по себе имеет производный характер: он зависит от объема спроса на уникальный турпродукт. "Не потому дорого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот"*. "Неверно, что цена зерна высока потому, что высока цена земли... Фактически более правдоподобно обратное утверждение: цена земли потому и высока, что высоки цены на зерно".

 

Если стоимость земли  определяется стоимостью выращиваемой на ней продукции (а не наоборот), то, очевидно, стоимость уникального  туристского ресурса определяется стоимостью туристских услуг, которые  может предоставить та или иная фирма  в процессе использования этого  ресурса. Музей-усадьба Кусково - уникальный туристский ресурс, однако спрос на предоставляемый турпродукт невелик из-за бедности широких слоев населения, ограниченности платежеспособного спроса. Соответственно мала и величина мо­нопольной туристской ренты, которую ныне она (усадьба) может принести. Причина и следствие могут меняться местами. Ниже будет показано, как важен в сфере туризма вопрос о формировании объема спроса на турпродукт при существующей на данный момент платежеспособности населения.

Информация о работе Сущность и значение туристской ренты