Сущность и смысл ритуала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:48, контрольная работа

Описание

Ритуал, по нашему убеждению, лучше всего рассматривать через то, что он, собственно, делает и к чему приводит, нежели через то, что он может означать. Следует отметить, что в прошлом бóльшая часть научной литературы, посвященная этой тематике, фокусировалась на значении. Но, несмотря на многочисленные ценные находки, эта литература способна затушевать некоторые ключевые аспекты ритуала, которые только выигрывают от смещения фокуса исследования с того, что ритуал значит, на то, что ритуал делает.

Содержание

Введение 3
Понятие и сущность ритуала 5
Ритуал как манера поведения 7
Заключение 16
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

кр.сгу религия сущность и смысл ритуала.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание 

      Введение                                                                                                      3

    1. Понятие и сущность ритуала                                                               5
    2. Ритуал как манера поведения                                                              7

    Заключение                                                                                                 16

    Список  литературы                                                                                    17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение 

      Ритуал, по нашему убеждению, лучше всего рассматривать через то, что он, собственно, делает и к чему приводит, нежели через то, что он может означать. Следует отметить, что в прошлом бóльшая часть научной литературы, посвященная этой тематике, фокусировалась на значении. Но, несмотря на многочисленные ценные находки, эта литература способна затушевать некоторые ключевые аспекты ритуала, которые только выигрывают от смещения фокуса исследования с того, что ритуал значит, на то, что ритуал делает.

      Ритуал  признает правомочность отношений  и их последствий для человеческого  существования в окружающем мире, устанавливая существующие отношения  между связанными сообществами, но не является инструментальным информационным кодом, через который передаются описательные послания. Ритуал поддерживает разделяемые социальные договоренности, которые включают как различия между ролью и властью, так и саму идею личности. Несмотря на то, что эти свойства ритуала неприемлемы для модернистских предположений об автономии индивидов, они заслуживают подробного исследования именно из-за важности границ континуального существования как социальных личностей, так и социального мира, в котором они взаимодействуют.

      Нашей целью не является демонстрация всевозможных взаимосвязей между ритуалами и претендующими на «истинность» моделями мира. Наши притязания носят гораздо более скромный характер: путем исследования специфической динамики этих взаимосвязей можно достичь нового, более полного понимания того, как функционирует ритуал и почему он остается важным инструментом познания. Это необходимо для современного мира, представления которого почти полностью сфокусированы на том, что есть истинно и искренне. И это особенно важно для такого мира, границы которого еще долго не будут четко определены.

      Вышесказанное определяет актуальность темы контрольной  работы.

      Цель  работы- рассмотреть сущность и определить смысл ритуала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Понятие и сущность ритуала

      Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или лиц, призывающихвсех, кто присутствует, обратить внимание на какое-либо  явление  или факт и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать  общественному настрою. При этом обязательны некоторые принципы:

      во-первых общепринятая условность действия; во-вторых общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; в третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический  настрой в группе  людей, вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления. В чем и как выражается это психологическое переживание зависит от конкретной цели.

      Любое действие или текст в ритуале  приобретает специфическое значение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл, который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала.

      Во  многих религиях центральное место  занимает не верование, а ритуальное поведение. Так, в иудаизме, например, от верующего требуется в первую очередь не знание догматов, а определенное, строго регламентированное поведение, соблюдение множества предписаний, обрядов.

      В самом широком смысле слова ритуал представляет собой совокупность повторяющихся, регулярно совершаемых действий в установленном порядке. Ритуальное действие является формой социально санкционированного символического поведения и в отличие от обычая лишено утилитарно-практических целей. Его назначение другое - он выполняет коммуникативную роль, символизирует определенные значения и установки в отношениях как повседневной, так и официальной жизни, играет существенную роль в социальном воспитании, контроле, осуществлении власти и т.д. Ритуал в отличие от этикета связан с убеждением в его глубинном ценностном смысле.

      Религиозные ритуалы вместе с соответствующими верованиями направлены на "священные вещи". Магический ритуал - это, собственно, колдовское действие, заговор, заклинание, техника воздействия на явления окружающего мира. Исполнителем этого действия является индивид, а не коллектив. Магический ритуал ориентирован прагматически - в большей степени на "материальный" результат, чем на ценности знакового порядка. Смысл магического действия не в "служении" высшей силе, а в обслуживании человеческих потребностей.

      В религиозно-богословских работах этот момент отражается в виде противопоставления архаических верований с нарастающей на них "уродливой корой магии" - "благоговению перед Высшим". А. Мень характеризует магию как "механический способ заслужить расположение таинственных сил, заставить их работать на себя" по принципу: "Я дал Тебе - Ты дай мне". "Люди были убеждены, что определенные ритуалы с естественной необходимостью должны доставлять желаемое"1.

      Люди  не были бы людьми, если бы не придавали  смысл тому, что их окружает и  что они сами делают. Суть культуры в настоятельном для людей требовании, чтобы в конкретной, окружающей нас реальности был установлен какой-либо смысл. Глубочайшими корнями своими признание смысла, наделение смыслом ухо-

      дит в недра культа. Культовый ритуал - священнодействие, таинство, а не мифы и не догматы вероучений, и тем более не правила поведения, составляет ядро религии. В античной религии вера в определенные комплексы мифов не была обязательной в качестве характеристики истинной религии. И не мораль составляет сущность религии. Ритуалы значат для общества больше, чем слова и мысли, благодаря ритуалам религия становится в древних обществах частью социального порядка, укореняясь и в общей системе ценностей, в том числе и в этических ценностях сообщества, которые с ее помощью становились общей для всех системой образцов поведения. Одни религии могут быть более этическими, чем другие, но если религия становится моралью, она перестает быть религией.

      ритуал  относится к области религиозной  практики, ортопраксии, в то время  как миф - к когнитивному компоненту религии, ортодоксии. Они связаны таким образом, что миф определяет границы понимания ритуала и дает ему обоснование, хотя это не обязательно на осознанном уровне.

      Преимущество  символа перед понятием в том, что он не требует предварительной "работы ума"1, "школы мышления", логической дисциплины. Символы воспринимаются гораздо легче и проще интеллектуальных дефиниций, схватываются "налету" на основе не требующих и не поддающихся сколько-нибудь строгому определению эмоций, переживаний, верований.

      Поскольку ритуальные действия ориентируются  на религиозные символы, мифы, которые  определяют их смысл, они рассматриваются  как совершенно отличные от внешне схожих действий человека в "обычной" жизни: в христианском таинстве причащения человек "вкушает тело и кровь Христову" не для того, чтобы утолить голод и жажду. Ритуал обретает свое значение, становится ритуалом только в контексте соответствующего мифологического верования.

      Только  в контексте евангельского рассказа о последней трапезе Иисуса и  его учеников ("Тайной вечере") имеет смысл сам ритуал христианской евхаристии - причащения хлебом и вином. Только в контексте мифа о первородном грехе имеет смысл ритуальное очищение от греха, таинство исповеди.

      2. Ритуал как манера поведения 

      Всё в религии имеет двоякий смысл: бытовой в форме легенд, манер поведения – ритуалов, и скрываемый за ними физический про Человек сам по себе обладает высоким потенциалом энергии, так как относится к более высокому миру, а сущности вроде чертей, вроде тех, кто приходит из низких миров, обладают низкой энергией и не переносят энергию высоких частот.

      Поэтому крестное знамение, которое делает верующий, являет, прежде всего, разность потенциалов между ним и низкопотенциальной сущностью. И чем выше эта разность потенциалов, тем весомее удар.

      Так как каждый человек обладает своей  энергетической мощью, то у разных людей  сила крестного знамения будет отличной друг от друга: у одних сильней, у  других слабей. Для сравнения можно  сказать, что самый слабый «меч»  от крестного знамения будет у людей пьющих, так как алкоголь сжигает энергию человека, а самый мощный – у святых. И по поводу крестных знамений существует множество притч и легенд, учащих человека защищаться и одновременно вовлекающих его в религиозные ритуалы.

      Теперь  рассмотрим такой элемент ритуала как поклон.

      Человек молится и периодически кланяется. Для чего это надо?

      На  бытовом плане поклон выражает уважение и поклонение Богу. Это мера воспитания человека: не возносить себя слишком  высоко, а всегда помнить, что есть в мире те, кто умней и сильней него. И он, как менее развитый и более слабый, должен беспрекословно подчиняться ему, обязан научиться уважать того, кто превзошёл его в развитии, должен научиться слушаться Вышестоящих, усмирять свою гордыню и отдавать Им дань почтения от чистого сердца и с любовью.

      С другой точки зрения поклон в энергетическом процессе представляет собой сброс  излишков энергии. Когда человек  стоит в церкви или другом месте  и молится, он расслабляется, и в  него свободно входят энергетические потоки.

      Когда человек долго молится, то организм способен пересыщаться энергией, что в итоге может привести к головной боли, повышению давления, к перегрузкам сердца и так далее. Чтобы этого не происходило, периодически необходимо сбрасывать излишки энергии. Для этих целей и были введены поклоны при положении стоя.

      Вертикальное  положение при незамкнутых руках  и ногах обеспечивает свободную  циркуляцию энергии внутри тела. Космический  поток, проходя через человека и  все его энергетические каналы, прочищает  их и сбрасывает шлаки и грязную энергию в ноги, откуда она уходит в землю. Поэтому вертикальное положение человека при молении обеспечивает прочистку энергетической системы организма, как промывку водой.

      Когда человек становится на колени, нижний энергетический круг замыкается, происходит накапливание энергии уже внутри тела и, чтобы организм тоже в этом положении не пересыщался ею, прихожанин должен сбрасывать её, но уже гораздо чаще, чем при вертикальном расположении тела.

      При положении «на коленях» начинают больше работать верхние чакры и идёт подъём духовной энергии в верхние области тела и чакры, а также в тонкие оболочки. Подобная поза считается более высокой медитацией, при которой человеком производится энергия более высокого качества и в то же время эта поза способствует развитию высоких духовных центров человека.

      В религиозный ритуал входит и омовение ног. Что означает данная процедура?

      Мы  знаем, что на стопе находится  множество биоактивных точек  или каналов выхода энергии, идущих от каждого органа человека.

      Каждый орган сбрасывает грязную, ненужную энергию через каналы, выведенные на стопы. Когда при ходьбе ноги начинают болеть и быстро устают, это свидетельствует о том, что произошла закупорка каналов и грязная энергия, скапливаясь в ногах, не может свободно сбрасываться в землю, вызывая болевые ощущения.

      Омовение  ног холодной водой представляет собой прочистку каналов, выведенных на стопу. Поэтому с энергетической точки зрения рекомендуют омывать  ноги холодной водой каждый день.

      Омовение  водой тела обязательно раз в неделю, рекомендовано тоже религией и не только с точки зрения физиологической гигиены, но и духовной тоже. Вода, особенно холодная, очищает тонкие оболочки человека, отпадают присосавшиеся к ним энергетические вампирчики и другие низкие сущности, а на теле прочищаются выведенные на кожу энергетические каналы – акупунктурные точки.

      Помазанье тоже имеет цель прочистки чакр и  благотворного влияния особых химических веществ на тонкие оболочки.

      Помазанье лба, рук происходит в определённых местах, а именно – в чакрах, а через чакры влияние передаётся на соответствующие оболочки.

Информация о работе Сущность и смысл ритуала