Современный креоцеанизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:47, реферат

Описание

Люди, которые принимают, Божественное происхождение человека называются креационистами, а сама наука получила название креационизмом. В широком смысле слова креационизм объединяет всех сторонников идеи сотворения нашего мира Создателем. С этой точки зрения к креационистами можно отнести и Чарльза Дарвина, который не отвергал Творца, а эволюцию считал механизмом, с помощью которого Создатель творил биологическое разнообразие мира. Только с лёгкой руки последователей Дарвина - Эрнста Геккеля, Томаса Гексли, Климента Тимирязева и других эволюция стала противопоставляться творению.

Работа состоит из  1 файл

26 И сказал Бог.docx

— 39.67 Кб (Скачать документ)

            I.Введение.

            «26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

            27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

            28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

            (Быт.1:26-28)»

   Такими словами свято отеческое придание начинает повествовать нам о возникновении на земле человека. То, что человек был создан Богом, являлось непреложной истинной вплоть до середины  XIX века с распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира. Результатом этого антагонизма в дальнейшем стало последовавшее возрождение креационизма как совокупности телеологических концепций, являющихся реакцией консервативно настроенных христиан на ставшие доминирующими представления об эволюционном и естественном пути происхождения живой и неживой природы.

      Люди, которые принимают, Божественное  происхождение человека называются креационистами, а сама наука получила название креационизмом. В широком смысле слова креационизм объединяет всех сторонников идеи сотворения нашего мира Создателем. С этой точки зрения к креационистами можно отнести и Чарльза Дарвина, который не отвергал Творца, а эволюцию считал механизмом, с помощью которого Создатель творил биологическое разнообразие мира. Только с лёгкой руки последователей Дарвина - Эрнста Геккеля, Томаса Гексли, Климента Тимирязева и других эволюция стала противопоставляться творению.

В настоящее  время преобладает более узкое  понимание креационизма. Оно утвердилось  с 60-х годов ХХ века с появлением трудов Генри Морриса, Джона Уиткомба, православного иеромонаха Серафима (Роуза) и ряда других учёных-христиан. Они отстаивают идею дословного понимания Библии в отношении идеи шести дней творения, происхождения Вселенной, создания биологического мира и человека. В этом направлении креационизм противопоставляется современному эволюционизму как теории самопроизвольного появления и развития различных видов материи. Так что же такое креационизм и имеет ли он место в современном мире?

Креационизм.

Креационизм (от лат. creare — создавать, форма creatio – создаю) — философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских ученых, утверждающая происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего — Бога. Креационизм имеет два источника. С одной стороны, своим становлением он обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы (шестидневное творение). С другой стороны, своим становлением он обязан целой серии научных фактов, объяснить которые невозможно с точки зрения эволюционизма. К таким фактам относится, например, невозможность естественного объяснения появления духовной жизни человека, отделяющей его от мира животных, лишенных самосознания, абстрактного мышления, грамматически структурированного языка, всех форм духовной творческой активности – науки, искусства, религии.

В настоящее  время креационизм представляет собой широкий спектр концепций — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность. Тем не менее общим для этой совокупности концепций является то, что они отвергаются большинством учёных как ненаучные: выводы из посылок креационизма не имеют предсказательной силы, так как не могут быть проверены экспериментом. Лица, позицирующие себя как креационистские учёные, часто используют приёмы демагогии («давление» на эмоции), подтасовки, допускают (зачастую элементарные) ошибки при расчётах. Многие не имеют специального образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Виды и направления креационизма.

      По определению, креационизм - религиозная и метафизическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира, человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким Сверхсуществом (Богом). И возник он как результат противоречия между буквальным прочтением священных текстов и научными данными и теориями.

      Среди течений креационизма наиболее представительными и сильными являются младоземельный креационизм , настаивающий на буквальном следовании шестидневному творению Книги Бытия Ветхого Завета, и староземельный креационизм , где шесть дней творения интерпретируются как символическая формула - метафора, приспособленная к уровню восприятия людей различных эпох с различным уровнем знаний, что, возможно, имеет своим основанием в том, что слово день (евр. «йом») не означает в Священном Писании только сутки, но также часто указывает на неопределённый отрезок времени. «У ГОСПОДА ОДИН ДЕНЬ, КАК ТЫСЯЧА ЛЕТ, И ТЫСЯЧА ЛЕТ, КАК ОДИН ДЕНЬ». (2 ПЕТ.3:8) 

    Среди староземельного креационизма важно  выделить креационизм постепенного творения , согласно которому Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления, не нуждаясь в видообразовании путем естественного отбора. Как включенное в креационизм направление необходимо рассматривать и эволюционный креационизм (теистический эволюционизм), признающий теорию эволюции в виде инструмента Бога.                 

                  

                1) Религиозный креационизм.

А) Христианский креационизм.

В христианском креационизме существует множество  различных течений, расходящихся в  интерпретации естественнонаучных данных. По степени расхождения с  общепринятыми в науке воззрениями  на прошлое Земли и Вселенной  среди них различают:

Буквалистский, или младоземельный, креационизм настаивает на буквальном следовании Книги Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии — за 6 дней и около 6000 лет назад. Однако, согласно самой авторитетной в западном мире хронологии архиепископа английского и ирландского Джеймса Ушера (середина 17 века), это уникальное событие произошло в ночь с субботы на воскресенье 23 октября 4004 года до новой эры. Наиболее активны в пропаганде буквалистского креационизма религиозные общины США. Здесь основная масса верующих – как протестантов, так и католиков, - считает библейский рассказ, точно и правильно отражающим историю возникновения человека. Столь буквалистское прочтение Библии характерно для фундаментальной религиозности. Свою роль играет и то, что в последние десятилетия вопрос о правоте или ложности теории эволюции был в США сильно политизирован. Во второй половине 20 века консервативное крыло республиканской партии приняло креационизм в качестве одного из пунктов своей партийной платформы, призванной сплотить вокруг республиканцев жителей - Юга и Среднего Запада страны.

Метафорический (староземельный) креационизм : в нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет, поскольку в Библии слово «день» ( "йом") означает не только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени. Верхушка католической церкви придерживается метафорического, или староземельного, подхода к креационизму. В нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний

22 октября  1996 года пап Иоанн-Павел II обратился к Папской академии наук с посланием, где заявил, что выводы светских наук, касающиеся теории эволюции, в том числе и её роли в происхождении тела человека, основываются на прочных научных основаниях, подтвердив слова своего предшественника Пия XII «Humani Generis» (1950 год): «В вопросе о человеке и его происхождении между теорией эволюции и доктриной веры не будет противоречий, если мы сохраним незыблемые основные фундаментальные положения». Близкое миропонимание излагается в публикациях православных священников, протоиерея Александра Меня («История религии»), диакона Андрея Кураева («Может ли православный быть эволюционистом?»)

Православные церкви единой официальной позиции по отношению к теории эволюции и, соответственно, креационизму в настоящее время (2011 год) не имеют. Некоторые группы православных верующих (например, «Православное общество защиты и раскрытия святоотеческого учения о сотворении мира»]), тем не менее, настаивают на обязательности принятия всеми православными младоземельного креационизма (вплоть до отказа причащать сторонников теистического эволюционизма, как еретиков). Обычно такая позиция обосновывается ссылками на Отцов Церкви, толковаших Шестоднев в буквалистском духе. Такая аргументация сводится к утверждению: «Эволюции не было, потому что её существование отрицалось святыми отцами».Алексей Гоманьков назвал такую позицию «патрологическим» креационизмом

Противники  креационизма (протоиерей Александр Мень, протоиерей Георгий Нейфах , протоиерей Глеб Каледа, протодиакон Андрей Кураев, ректор Московской Духовной Академии (1982—1992) священник Александр Тимофеев, богослов и юрист Н.Н.Фиолетов), богослов А. И. Осипов и др.) в ответ на подобные аргументы возражают буквалистам, что древние Отцы Церкви жили в то время, когда науки как метода познания природы ещё не существовало, а новые авторы, в том числе и почитаемые как святые, — принадлежат к консервативному крылу церковно-общественной мысли, представители которого отстаивали, кроме буквализма в понимании Шестоднева, ещё и ряд других спорных доктрин, не относящихся непосредственно к богословию.

Патриарх  Московский и всея Руси Алексий II 29.01.2007 на 15-х Рождественских образовательных чтениях в Государственном Кремлевском дворце заявил: «Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, — пусть так считает, но не навязывает это другим»

Б) Исламский креационизм.

Исламская критика эволюционной теории является гораздо более резкой, чем христианская. Исламская критика во многих своих  чертах напоминает идеи французских постструктуралистов, изложенные в таких работах, как «Символический обмен и смерть», «Дух терроризма» (Ж. Бодрийяр), «Капитализм и шизофрения» (Ж. Делез, Ф. Гваттари). Достаточно неожиданным является сходство это критики и с некоторыми идеями современного неомарксизма (А. Негри).

В настоящее  время наиболее активна пропаганда креационизма в Турции, где действует организация «Фонд научных исследований» , возглавляемая Харуном Яхьёй (Аднаном Октаром ), действующая в тесном контакте с креационистами США. В 2005 году профессор Умит Сайын, характеризуя деятельность BAV, заявил: «В 1998 году я смог мотивировать шесть членов Турецкой Академии наук выступить против креациониcкого движения. Сегодня невозможно мотивировать никого. Они боятся, что будут атакованы радикальными исламистами и BAV»

Высказывания  Харуна Яхьи о теории эволюции, и  характер его аргументации часто  подвергаются научной критике. Ряд исламских учёных также не разделяет взглядов Х. Яхьи. Так, Далиль Бубакёр, президент Союза мусульман Франции, комментируя книги Харуна Яхьи, отметил, что «эволюция — это научный факт», и «теория эволюции не противоречит Корану»:

Поскольку в Коране, в отличие от Книги Бытия, отсутствует подробное описание сотворения мира, буквалистский креационизм в мусульманском мире значительно менее распространён, чем в христианском. Ислам считает (в соответствии с текстом Корана), что люди и джинны созданы Богом. Современные взгляды многих суннитов на теорию эволюции близки к эволюционному креационизму 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2) Современный креационизм.

Особенно  популярна в последнее десятилетие  идея «разумного плана» (intelligent design). Её приверженцы признают, что Земля возникла более четырёх миллиардов лет назад, что одни виды животных вымирали, другие возникали, но все эти события протекали по заранее намеченному Творцом плану. Один из аргументов сторонников идей теории «разумного замысла» (a fine-tuning argument) основывается на известной чувствительности Вселенной и жизни к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип).

Область допустимых значений констант оказывается очень  узкой, и из малой вероятности  «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искусственности и  о наличии Разумного Творца. Духовным отцом «горнего плана» считается Филипп Джонсон, юрист, автор бестселлера «Дарвин на испытательном стенде» (1991).  «В любой культуре есть миф о сотворении мира, - пишет Джонсон, и имеются жрецы. Это эксперты, которые толкуют историю сотворения. Они могут быть церковными деятелями или же видными учеными – в любом случае они вправе требовать, чтобы монополия на истину принадлежала им. Кто владеет историей сотворения мира, тот во многом влияет на умы людей, принадлежащих к данной культуре».Как убеждает опыт ряда американских штатов, когда библейская история маскируется под науку, она легко откладывается в умах неотложным законом, вроде «яблока Ньютона».

Информация о работе Современный креоцеанизм