Современные мифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:43, доклад

Описание

Наш век гордится своим рационализмом, но и у него есть свои мифы. Таковыми служат мнения и убеждения, разделяемые людьми, но не обязательно сознаваемые ими. «Миф есть вымысел, получивший признание всего общества». Платон.
Современная мифология – это те предания (мифы) которые воспринимаются как истина и принимаются на веру. Миф при этом не мыслится как миф, а принимается его адептом за правду. Собственно мифом он становится, когда вера в него пропадает.

Работа состоит из  1 файл

домашняя по культ 2.docx

— 17.01 Кб (Скачать документ)

Домашняя работа по культурологии 
«Современные мифы» 
выполнила: студентка 102 группы 
Махова Мария 

Наш век гордится своим  рационализмом, но и у него есть свои мифы. Таковыми служат мнения и убеждения, разделяемые людьми, но не обязательно  сознаваемые ими. «Миф есть вымысел, получивший признание всего общества».  Платон.

Современная мифология –  это те предания (мифы) которые воспринимаются как истина и принимаются на веру. Миф при этом не мыслится как миф, а принимается его адептом  за правду. Собственно мифом он становится, когда вера в него пропадает.

Например, истории о неминуемом конце света сопровождают нас  повсюду: мистическое число 12.12.12, 10 сентября 2008 года и еще бесчисленное множество дат предполагаемых взрывов, столкновений планеты с космическими телами, всасывания ее и Солнечной системы в чёрную дыру и т.д.

Подобные мифы вызывают у  людей смешанные чувства, страх и иронию. 2008, 10 сентября — официальный запуск Большого адронного коллайдера. Некоторые люди боялись, что именно в этот день будут столкновения частиц в коллайдере и может возникнуть чёрная дыра, которая может уничтожить планету. На самом деле, никаких столкновений не было — просто прогнали протоны в БАК по кругу.

Некоторые празднества, отмечаемые в современном мире и внешне являющиеся чисто мирскими, все же сохраняют  мифологическую структуру и функцию. Празднование Нового года или торжества, связанные с рождением ребенка  или постройкой нового дома, или  даже переезд в новую квартиру — все они демонстрируют смутно ощущаемую потребность в совершенно новом начале, то есть полного возрождения. Как бы ни были далеки эти мирские  торжества от своего мистического архетипа — периодического повторения сотворения — тем не менее, очевидно, что  современный человек все еще  ощущает потребность в периодическом  проигрывании таких сценариев, какими бы секуляризованными они не стали. Нет возможности определить, насколько  глубоко современный человек  все еще осознает мифологическую основу своих празднеств; для нас  важно то, что такие торжества  все еще имеют в его жизни  хоть и смутный, но глубокий резонанс.

Современный миф — «условно истинное высказывание, истинность которого выявляется из системного рассмотрения контекста и аксиологически. С этой точки зрения древние мифы были истинными в некотором историческом контексте. При определении современного мифа важным является понятийный ряд реальность–миф–ложь. Если целевой аудитории не известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное высказывание истинно — это ложь. Если целевой аудитории известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное высказывание истинно или оправданно — это миф. Если со всех точек зрения целевой аудитории данное высказывание истинно — это реальность. Из этого определения видно, что непроходимой границы между реальностью, мифом и ложью нет — они контекстуальны, зависят от мировоззрения целевых аудиторий и замыслов менеджеров социальной и физической реальности этих аудиторий. Вышеупомянутые менеджеры на самом деле тоже могут являться представителями целевых аудиторий с точки зрения других менеджеров».

Рассмотрим миф как тип человеческого поведения, и в то же время как элемент цивилизации, то есть таким, каким он есть в традиционных культурах. На уровне индивидуального восприятия миф никогда полностью не исчезал: он проявлялся в сновидениях, фантазиях, стремлениях современного человека. Многочисленная психологическая литература приучила нас к раскрытию больших и малых мифологий в бессознательной и полусознательной деятельности каждого индивидуума. Но сейчас нас более всего интересует, что же в современном мире стоит на том центральном месте, которое в традиционных культурах занимает миф. Другими словами, понимая, что великие мифические темы продолжают повторяться в смутных глубинах психики, мы все еще не перестаем интересоваться — сохранился ли миф как образец человеческого поведения в более или менее деградированной форме среди наших современников. Похоже, что сам по себе миф, как и символы, которые он приводит в действие, никогда полностью не исчезал из настоящего мира психики; он просто меняет свой аспект и маскирует свои действия.

Людям необходимо понять, что миф есть отражение в нашем сознании реального бытия и сам миф реален, закономерен, символичен, социально необходим, т.к. Мы живем в пространстве мифа, оно понятно и беспроблемно. Но его деструктивности должна быть противопоставлена конструктивная сила.


Информация о работе Современные мифы