Шииты и сунниты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:18, реферат

Описание

При Хусейне власть в Ираке принадлежала суннитам. Шииты были угнетённым большинством, и США перед вторжением рассчитывали на их поддержку. Однако в ходе оккупации у суннитов и шиитов появилась общая цель — избавиться от иностранного присутствия и самим управлять своей страной. Проблема в том, что у них имеется различное видение будущего Ирака.

Временная американская администрация Пола Бремера делала ставку на умеренных шиитов, сторонников великого аятоллы Али аль-Систани. Считалось, что население хочет вернуться к нормальной жизни и не поддержит радикальных проповедников. Али аль-Систани, выступая за скорейший уход иностранцев, осуждает насилие и выступает за построение в Ираке демократического общества. Али аль-Систани, однако, не единственный влиятельный лидер среди шиитов, и его видение ситуации в стране иное, чем у радикального Муктады ас-Садра.

Работа состоит из  1 файл

Шииты и сунниты.docx

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Шариат содержит внутри себя определённые пищевые запреты. В частности шариат запрещает  мусульман употреблять в пищу свинину и распивать алкогольные  напитки. Нельзя есть мясо акул, крабов, раков, мясо хищных животных. В ряде стран мусульманские авторитеты вводят в шариат не только обязательные предписания и запреты, но и меры наказания за нарушения этих предписаний  и запретов (публичная порка, тюремное заключение, отсечение руки, смертная казнь и др.).

Служители культа учат, что существуют молитвы трёх видов: шахада (ежедневное свидетельство о вере), намаз (ежедневная пятикратная обязательная молитва) и дополнительная молитва.

Шахада (с арабского - “свидетельство”) - это краткая формула на арабском языке: “Ля ильляха ильляляху ва Мухамадун расуль льляхи” (“Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Его”). Шахада произносится только по-арабски, она повторяется несколько раз в день, обязательно включается как частичка в два остальных вида молитвы. Если немусульманин произнес шахаду при двух мусульманах-мужчинах, то он становится мусульманином (правда, при условии, что он до этого выразил желание стать мусульманином).

Намаз (с персидского - “молитва”) - ежедневный пятикратный  молитвенный цикл. Поэтому можно  говорить о совершении мусульманами пяти намазов в сутки. Намаз включает в себя установленные словесные  формулы (обязательно на арабском языке), определённые позы (стоя, поясной поклон, на коленях, сидя на пятках) и определённые движения. Совокупность формул, поз  и движений называется ракатом. Намаз совершается: первый раз - на рассвете (два раката), второй - около полудня, (четыре раката), третий - между полуднем и закатом (четыре раката), четвертый - после заката (три раката), пятый - перед сном (четыре раката). Перед намазом мусульманин должен совершить омовение, женщины должны молиться отдельно от мужчин. Намаз может совершаться коллективно и индивидуально, в мечети и вне её.

Дополнительными считаются все молитвы, которые  не являются шахадой (хотя шахада обязательно входит внутрь них как особая молитвенная часть) и намазом. Текст этих молитв мусульманин может составить сам. Эти молитвы могут совершаться (и, как правило, совершаются) на родном языке. Именно через дополнительные молитвы мусульманин выражает свои просьбы к Аллаху. Они могут быть произнесены в любое время суток. Все молитвы мусульмане должны совершать, повернувшись лицом в сторону священного города Мекки.

Каждый мусульманин  обязан участвовать в борьбе за веру. Борьба за веру обозначается термином “джихад” (“усилие”, “старание”) Мусульманские богословы различают четыре вида джихада. Первый вид - джихад меча . Это участие в вооружённой борьбе с неверными. Такой вид джихада объявляется в ситуации, когда страна, в которой проживают мусульмане, участвует в каких-либо военных действиях. Так, с 1980 по 1988 год воевали друг с другом Иран и Ирак. В обеих странах среди верующих преобладают шииты (правда, в Иране их больше). Духовные руководители обеих стран назвали мусульман соседней страны “неверными” и соответственно взаимно объявили им джихад. Остальные виды джихада существуют постоянно. Второй вид - джихад руки. Имеется в виду принятие определённых дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности. Как минимум, джихад руки применяется в семье старшими её членами по отношению к младшим. Третий вид - джихад языка. Под этим видом джихада понимается обязанность верующих одобрять окружающих, когда они совершают поступки, угодные Аллаху, и порицать их за нарушение норм шариата. И четвертый вид джихада - джихад сердца, под которым понимается борьба каждого мусульманина с собственными пороками и недостатками.

Паломничество в Мекку обозначается в исламе термином “хаджж”. Фактически большинство паломников посещают не только Мекку (город, в котором родился Мухаммад), но и Медину (город, в котором он умер и похоронен; в 450 км. от Мекки). Но обязательным для паломников является только посещение Мекки.

Главная идея учения в требовании, обращенном к каждому  мусульманину: если он имеет физические и материальные возможности, то обязан хотя бы один раз в жизни или  совершить лично паломничество  в Мекку, или послать в Мекку  своего заместителя. В историческом прошлом требование личного паломничества  было единственным. Но по мере увеличения численности мусульман в мире его буквальное выполнение стало  нереальным. Тогда и появилась  идея о заместителе. Своего заместителя  мусульманин обязан обеспечить необходимыми для паломничества денежными  средствами, а заместитель, в свою очередь, обязан привезти тому, кого он замещает, документ: свидетельство  о совершённом хаджже. Одному мусульманину выдаётся на руки только одно свидетельство, поэтому заместитель должен быть человеком, который в прошлом уже участвовал в хаджже. Паломничество должно совершаться в определённое время года, а именно в последний двенадцатый месяц лунного года (этот месяц называется зу-ль-хиджжа). В хаджже есть обязательная часть (это дни календаря, в которые паломники должны быть в Мекке и её окрестностях) и дополнительная часть ( это дни “до” или “после” обязательной части; в это время паломники могут посетить Медину, а также другие священные места Аравийского полуострова). Паломники должны прибыть в Мекку к 7-му числу мусульманского месяца зу-ль-хидж жа, быть в Мекке и её окрестностях 7 дней и каждый день совершать предписанные для этого дня шариатом обряды. Это: обход Каабы (священного здания во дворе главной мечети в Мекке), испитие воды из священного колодца, семикратная пробежка между двумя холмами (расстояние между ними примерно 300 метров), молитвенное стояние в долине у горы Арафат (18 км. от Мекки) с 12 часов дня до захода солнца (примерно 7 часов), собирание 7-ми камней в другой долине, забрасывание этими камнями в третьей долине каменного столба, который символизирует Шайтана, и в заключение жертвоприношение скота. У мусульман лунный календарь, и поэтому в пересчёте на солнечный время паломничества может оказаться в любом месяце. В последнее время хаджж ежегодно совершают более 2 миллионов мусульман. В обязательные дни хаджжа каждый мусульманин должен быть одет в ихрам (специфическую одежду: два куска белой ткани без швов; в эти куски ткани надо себя искусно завернуть) и ежедневно произносить шахаду не менее 100 раз.

В девятый месяц  лунного календаря (название месяца - рамадан ; в другом произношении - рамазан) мусульмане обязаны соблюдать пост (с арабского - “саум”, с турецкого - “ураза”). От поста в месяц рамадан с условием соблюдения его в другое время освобождаются те, кто по объективным обстоятельствам не могут его соблюдать именно сейчас: участвующие в военных действиях, находящиеся в плену, находящиеся в пути, больные. Без всяких условий от поста освобождаются дети, престарелые, беременные и кормящие женщины. Заключается пост в полном воздержании в светлое время суток от пищи, питья, курения, развлечений. Для мусульман, живущих в северных регионах, где существуют так называемые “белые ночи” (а ближе к Полярному кругу зимой вообще не бывает света, а летом тьмы), час начала и окончания поста устанавливается решениями мусульманского духовенства.

Ислам - вторая религия  мира и вторая религия в России. Этот факт уже требует от любого культурного человека изучения ислама.

 
 

 
 

Информация о работе Шииты и сунниты