Предыстория эпоса о Гильгамеше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 04:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить специфику мифических образов героя и антигероя, а именно - Гильгамеша и Хумбабы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «эпос»;
- раскрыть мифологическую основу эпоса о Гильгамеше;
- выявить приметы мифологического мышления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..………………………………………..3
Глава 1 Предыстория эпоса о Гильгамеше…………………..…………………………………..………………..5
1.1. Спорные главы и переводы………………………………………………………………………………………………5
1.2.Мифологизм в эпосе о Гильгамеше……………………………………………………………………………….8
Глава 2 Герой и антигерой в эпическом произведении………………………..…………………….12
2.1. Специфика образа положительного героя .……………………………………………………………..12
2.2. Специфика образа отрицательного героя…………….…………………………………………….…..…14
Заключение……..……………………………………………………………………………………………………………………..……….18
Список использованной литературы………..……………………………..………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГОТОВАЯ.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..………………………………………..3

Глава 1 Предыстория эпоса  о Гильгамеше…………………..…………………………………..………………..5

1.1. Спорные главы и переводы………………………………………………………………………………………………5

1.2.Мифологизм в эпосе  о Гильгамеше……………………………………………………………………………….8

Глава 2 Герой и антигерой  в эпическом произведении………………………..…………………….12

2.1. Специфика образа положительного  героя .……………………………………………………………..12

2.2. Специфика образа отрицательного  героя…………….…………………………………………….…..…14

Заключение……..……………………………………………………………………………………………………………………..……….18

Список использованной литературы………..……………………………..………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Данная  работа является анализом древне-шумерского  произведения – «Эпос о Гильгамеше. О всё видавшем». Прежде всего, нас интересуют герой и антигерой эпоса, а именно Гильгамеш и Хумбаба. Актуальность данной темы определяется проблемами, затронутыми в произведении. Во-первых, это вопрос противостояния добра и зла. Это крайне популярная тема, всегда интересовала людей. С древнейших времен и до наших дней,  противоборство этих двух сторон является одним из самых часто используемых сюжетов в мировой литературе и современном кинематографе. Во-вторых, это дружба - дружба, помогающая бороться со злом, как внешним, так и внутренним - злом в душе, которое есть в каждом из нас. Эпос о Гильгамеше — это гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает. Поэтому, именно  тема «Герой и антигерой в Эпосе о Гильгамеше» была выбрана для исследования.

    «Эпос о Гильгамеше» крайне интересный и важный памятник древнейшей литературы и довольно часто он является объектом исследований. Но в основном, эти исследования связаны с историей о Всемирном Потопе, упоминаемой в таблице 11 эпоса. Эта история никак не связана с сюжетом поэмы и может, как относиться к циклу объединенных в поэме различных легенд о Гильгамеше, так и быть самостоятельной историей, приписанной Гильгамешу ассирийцами. Что же касается самих героев эпоса, специфика их характеров и отношений остаётся практически не тронутой исследованиями. В свое время «Эпос о Гильгамеше» исследовали многие ученые, наиболее известный из них - В.К.Шилейко – эксперт в области клинописи, переводчик древних текстов. Им было написано несколько трудов и докладов на эту тему, например  "Значение муки в поэме о Гильгамеше". Он же подготовил целый том "Ассиро-вавилонский эпос", где так же имеется исследование и анализ «Эпоса о Гильгамеше». И. М. Дьяконов, был переводчиком и исследователем, автором работы «Образ Гильгамеша». Ещё одна, довольна содержательная работа это «Гильгамеш и Хумбаба», написанная О.Ю.Вертей, эта статья, одна из немногих посвящена именно взаимодействию характеров в эпосе. Так же «Эпос о Гильгамеше» упоминается в обобщенных работах по мифологии, например - Элиаде М. – «Аспекты мифа», Мария-Луиза фон Франц – «Психология сказки: Толкование волшебных сказок. Психологический смысл искупления в волшебной сказке». Вместе с тем - тема героя и антигероя не достаточно разработана.

     По поводу  актуальности, можно сказать, что хоть эта тема и интересна, и не достаточно освещена, но тем не менее она весьма специфична и интересна не всем, а лишь определенной категории людей. Не каждого обывателя заинтересует проблема взаимодействия характеров героя и антигероя древне-шумерского эпоса.

     Объект исследования - «Эпос о Гильгамеше».

     Предметом исследования является – герой и антигерой в рассматриваемом эпосе.

     Цель исследования  – выявить специфику мифических  образов героя и антигероя, а именно - Гильгамеша и Хумбабы.

    Для достижения  цели необходимо решить следующие  задачи:

- проанализировать  понятие «эпос»; 

- раскрыть мифологическую  основу эпоса о Гильгамеше;

- выявить приметы мифологического  мышления.

    Основным источником для исследования является, в первую очередь, текст эпоса в переводе Дьяконова.

     В ходе исследования,  были  использованы  в  основном  общенаучные 

методы – описательный (дескриптивный) и аналитический.

 

 

 

1.  Предыстория эпоса о Гильгамеше

1.1. Спорные главы и переводы

«Эпос о Гильгамеше» представляет большой  теоретический интерес: во-первых, это  древнейшая из известных нам крупных  поэм (написание ее относится  ко времени около 2300—2100 гг. до н. э., то есть она старше гомеровских поэм более чем на тысячу лет), а во-вторых, это один из немногих эпосов, жизнь которого на протяжении столетий мы можем до известной степени проследить не только путем анализа текста, но и по разновременным записям. Мы располагаем следующими письменными источниками для изучения эпоса о Гильгамеше:

1. Пять отдельных  коротких шумерских эпических  песен о Гильгамеше (3 тысячелетие  до н. э.  в копиях 19—18 вв. до  н. э):

 а) песня  об освобождении Гильгамешем  города Урука из-под власти  Аки, правителя города Каша;

б) песня о походе Гильгамеша против чудовища Хувавы;

в) песня об убиении  Гильгамешем небесного быка;

г) песня об изгнании Гильгамешем злых духов из священного дерева богини Инаны и о нисхождении  Энкиду, слуги Гильгамеша, в преисподнюю;

д) песня о  смерти Гильгамеша.

2. Большая эпическая  поэма о Гильгамеше на аккадском

З. Хеттский перевод 14 в. до н. э. (фрагмент)

4. Еще не вполне понятная поэма «О Гильгамеше и Хуваве» на хурритском языке (фрагмент). [5. c.7]

     Прежде чем приступить к основной  части исследования – специфике характеров героя и антигероя в эпическом произведении, следует уточнить некоторые вопросы:

- история древне-шумерских племен, их язык и письменность

-  разнообразие  трактовок и переводов «Эпоса  о Гильгамеше»

- упоминание в эпосе о Всемирном потопе

- «эпос» и «миф», сходство и различие этих понятий

     Невозможно изучать и анализировать эпическое произведение, являющиеся, по своей сути, народным творчеством, не зная историю создавшего его народа, особенностей языка и письменности. Шумеры - цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья в IV—III тысячелетиях до н. э., считается одной из первых цивилизаций на Земле, оставивших подлежащие историческому рассмотрению материальные следы.  Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Шумерская письменность  является древнейшей известной письменной системой, в дальнейшем развившаяся в клинопись – систему письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой (стиллом) на табличке из сырой глины. Клинопись распространилась на все Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока вплоть до I века н. э. [4. c.31]

     Песни и легенды о Гильгамеше записаны на глиняных плитках – «таблицах» на четырех древних языках Ближнего Востока  - шумерском, аккадском, хурритском и хеттском. Гильгамеш это аккадское имя, шумерский вариант образован от формы «Бильга-мес», что значит «предок героя». В аккадской версии эпоса содержатся все главнейшие особенности окончательной редакции, но в ней отсутствовали вступление и заключение позднего варианта, а также, вероятно, рассказ о великом потопе. От «старовавилонской» версии поэмы до нас дошло шесть-семь не связанных между собой отрывков - сильно поврежденных, написанных неразборчивой клинописной скорописью. По-видимому, несколько иная версия эпоса представлена аккадскими фрагментами, найденными в Мегиддо в Палестине и в столице Хеттской державы в Малой Азии - в Хаттусе (ныне городище Богазкёй), а также фрагментами переводов на хурритский и хеттский языки, тоже найденными на Богазкёе; все они относятся к 15—13 вв. до н. э. Эта так называемая «периферийная» версия была еще короче «старовавилонской». Третья, так называемая «ниневийская», версия эпоса была, согласно традиция, записана «из уст» Син-леке-уннинни, урукского заклинателя, жившего, по-видимому, в конце 2 тыс, до н. э. Но во всех вариантах у  Гильгамеша и его друга Энкиду один и тот же противник — Хумбаба (Хувава), охраняющий священные кедры. За их подвигами следят боги, в шумерских песнях носящие шумерские имена, в эпосе о Гильгамеше — аккадские. Но в шумерских песнях отсутствует связующий стержень, найденный аккадским поэтом. Сила характера аккадского Гильгамеша, величие его души — не во внешних проявлениях, а в отношениях с человеком Энкиду. [5 c.45.]

     В связи с тем, что существует несколько разноязычных вариантов эпоса, до сих пор ведутся споры относительно некоторых элементов повествования. Крайне интересно и  достаточно противоречиво воспринимается упоминание в «Эпосе о Гильгамеше» о Всемирном потопе, содержащееся в таблице 11. Хотя ее очень близкое сходство с нарративом книги Бытия очевидно, выводить из этого заимствование библейской истории из "Гильгамеша", по меньшей мере неосторожно. Можно выдвинуть несколько вариантов – заимствование сюжета о Потопе из эпоса или наоборот. Еще более естественно предположить, что обе истории повествуют об одном и том же событии, зафиксированном в исторической памяти народов независимо друг от друга. Но относительно упоминания в эпосе о Всемирном Потопе ничего нельзя утверждать, и любое мнение по этому поводу, пока, останется лишь чьим-то субъективным мнением, догадкой.

 

 

1.2. Мифологизм в эпосе о Гильгамеше

     Немного разобравшись с историей  древне-шумерских племен, вариантами  изложения и перевода «Эпоса о Гильгамеше», следует изучить и проанализировать используемые в данной работе термины – «эпос» и «миф». Всё более глубокий интерес сегодня проявляется к сакральному периоду бытия, когда мир является людям в своей изначальной цельности, таинстве и всемогуществе - обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала у всех народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов[7,c,86]. Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Мир у древних не делился на профанный (земной) и сакральный (божественный): любое земное действие затрагивало струны мироздания и обладало собственной священностью. [11.c.119]. Они не верили в своего Бога или Богов - они жили в мире, где Боги существовали изначально и по определению, это была первейшая аксиома их бытия.  

      Понятие «эпос», в первую очередь, означает историю какого-либо народа, записанную, как героическое, но не сакральное произведение. Этот факт является основным различием между эпосом и мифом, так как «миф» - это история, которая повествует о сакральном первосюжете, таком как, например, создание Мира. В эпосе уточняются время и место действия, в то время как миф не имеет конкретного времени и пространства. Ещё одно существенное различие между эпосом и мифом это их функция - миф делает какой-либо социальный порядок священным, цикличным, то есть традиции предков должны повторяться, а функция эпоса – сохранение исторической памяти, то есть повествование о начале истории того или иного народа [12]. У мифа есть еще одно существенное отличие от эпоса – обязательно должен  рассказываться  только посвященным лицам и только в сакральной обстановке. Как правило, это происходило в процессе инициации, жрец, либо просто уважаемый член племени, рассказывал инициируемому священную историю – миф. Эпос же мог рассказываться в более непринужденной обстановке любым человеком, знающим его – то есть у эпоса не было такого сакрального значения, как у мифа, и передавался он гораздо проще, без каких-либо условностей. Миф и эпос возникли из потребности древних людей в осознании окружающей их природной и социальной стихии, сущности человека, а так же из необходимости знать историю своего народа, своих героев и их подвигов. И оба этих древнейших «жанра» протяжении всей истории человечества были, и по сей день остаются существенными аспектом культуры.

     Как уже говорилось, герои мифов,  как правило, не являются реальными  людьми и никаких конкретных  исторических данных о них  нет. Что касаемо героев эпосов, а в данном случае им является  Гильгамеш, то о них можно найти но некоторые исторические свидетельства, как о реально существовавших людях. Гильгамеш — царь шумерского города Урука представитель 1-й Династии Урука, сын энома Кулаба.

     В начале своего правления Гильгамеш был подчинён лугалю Киша Аге. Ага, через послов, потребовал, чтобы Урук принял участие в предпринятых Кишем ирригационных работах. Совет старейшин Урука предлагал Гильгамешу подчиниться и исполнить требование Аги, но Гильгамеш, поддерживаемый народным собранием, отказался покориться. Народное собрание провозгласило Гильгамеша военным вождем — лугалем. Ага прибыл с войском на ладьях, спустившись вниз по Евфрату, но начатая им осада Урука окончилась поражением кишцев. Власть над Нижней Месопотамией перешла к Гильгамешу. В дальнейшем, под его властью были объединены такие города как Адаб, Ниппур, Лагаш, Умма и др. Гильгамеш упоминается в качестве строителя ниппурского святилища Туммаль. В Лагаше Гильгамеш построил ворота, носящие его имя [8.c.43.].

    Но все это – история – наука достаточно точная, и она не терпит выдумок и дополнений. Народ же в стремлении запечатлеть своих предков и правителей в фантастическом образе, соответствующем мировоззрению и мироощущению того времени, создаёт произведение - «Эпос о Гильгамеше», позднее причисленное к эпическому жанру.

     "Эпос о Гильгамеше" – произведение, которое рассказывает о приключениях легендарного правителя города Урука -  полубога Гильгамеша (героя) и его друга Энкиду, их походе на властителя гор Ливана монстра Хумбабу (антигероя), смерть Энкиду, которого возненавидела отвергнутая Гильгамешем богиня Иштар, и странствие самого Гильгамеша в страну мертвых к хозяйке богов Сидури и праотцу Утнапишти за цветком бессмертия.

        Казалось бы, смерть Энкиду — конец всему. И на этом естественно бы кончить повествование о Гильгамеше, возвратив его в родной Урук. Но автор поэмы заставляет своего героя совершить новый, самый выдающийся подвиг. Если ранее Гильгамеш обличал одну богиню Иштар, то теперь он восстает против решения всех богов умертвить Энкиду и отправляется в подземный мир, чтобы вернуть другу жизнь. Этим самым он восстает и против вековой несправедливости — боги удержали бессмертие только для самих себя.

     В ходе исследования «Эпоса  о Гильгамеше», нельзя не обратить  внимание на мифологизм этого  эпического произведения. Тема путешествия  героя в чужеземную страну  и испытание его моральной  и физической силы, в соединении  с мотивами волшебных даров  и волшебного помощника, не только позволяет вскрыть мотивы, связанные с обрядами инициации, но и показывают степень мифологизации произведения, составленного как героико-исторический памятник. Вообще в рассматриваемом эпосе наблюдается довольно много примет мифологического мышления – например путешествия Гильгамеша в поисках бессмертия. В ходе этого путешествия он отправился в страну мертвых – обязательный элемент мифологической картины мира любого общества. Там он получает ответ на волнующий его вопрос и отправляется дальше – достаточно распространенное представление древних народов о том, что в Загробном мире можно узнать все тайны мироздания и получить ответы на все интересующие вопросы. Так как смерть представлялась переходом из одного состояния в другое, то, как и любой переход она сопровождалась процессом инициации, в ходе которого инициируемый получал знания недоступные другим - не посвященным. Достигнув своей цели и получив цветок дарующий молодость, Гильгамеш отправляется в обратный дорогу – домой. Но по пути его подстерегает Змей, который съедает заветный Цветок и тем самым лишает Гильгамеша последнего – надежды, так как он знает, что это был единственный шанс обрести бессмертие. Здесь мы видим очень распространенный в мифологии образ Зла – Змея, и это в очередной раз указывает на степень мифологизации сознания людей и не то, что все мифологии имеют определенные традиции и классические элементы, присутствующие во всех произведениях древних времен.

Информация о работе Предыстория эпоса о Гильгамеше