Понятие человеколюбия “жэнь” в конфуцианстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:06, контрольная работа

Описание

Конфуцианство – китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551 – 479 до н. э.). Имя Конфуций – латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона.

Содержание

1. Введение
2. Конфуцианство
3. Конфуций о человеке
4. Человеколюбие и гуманность
5. Основные понятия учения. Жень: человечность
6. Заключение
7. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Религиоведение.docx

— 35.49 Кб (Скачать документ)

Но человеколюбие для  Конфуция – это не просто особая способность ценить людей и любить их. Это даже не гуманность как признание  высшей ценности человеческой жизни. Оно  весьма выборочно. Однажды Конфуций осудил человека зато, что он соблюдал траур по родителям в течение  одного года вместо положенных трех лет, назвав его при этом не обладающим человеколюбием.

А был ли гуманен сам  Конфуций? Кто бы мог усомниться в неискренности Конфуция. Но в  жизни его есть эпизод, который  поможет нам, западным людям, понять тот смысл, который вкладывал  Конфуций в понятие «человеколюбие».

Однажды Кoнфуций в качестве знатока всех тонкостей и особенностей Ритуала был приглашен в дoм одного аристократа. Когда началось представление и зазвучала «музыка четырех сторон света», Конфуций потребовал прекратить это, так как культурным людям не подобает слушать музыку «варваров». Когда же на площадку выбежали скоморохи и акробаты, Конфуций повелел придать смерти простолюдинов, которые осмелились насмехаться над знатными особами.

В итоге актеров подвергли  страшной казни – им отрубили руки и ноги.

Разве это не жестокость? Ведь исполнять песни и танцы  – работа актеров, к тому же простолюдины не обязаны разбираться во всех тонкостях  Ритуала. В этом и заключается  особенность восточных религий. Человек обязан строго подчиняться  установленным правилам, иначе его  считают «варваром» и жестоко  наказывают.

 

  1. Основные понятия учения. Жень: человечность

 

Жень – центральная  категория учения Конфуция. Обычно она переводиться как «человеческое  начало», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». Жень обозначает и специфический  признак человека, и программу  его деятельности. Это – человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос, в чем заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Сам же Конфуций на вопрос, что такое «жень», отвечал: «Это значит любить людей». На вопрос «Что есть жэнь?» Конфуций ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».

Древнеиндийские источники  передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к разным просвещенным людям и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было бы успеть почерпнуть, стоя на одной ноге. Наконец он пришел с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилелу. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Иероглиф «жень» состоит из двух знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми. Именно они, эти соотношения, составляют собственно пространство человеческого бытия.

В состав понятия «жень» входит и золотое правило нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Начало взаимности в отношениях – общий принцип поведения. Его  конкретным воплощением является ритуал. У Конфуция есть такие слова: «Сдерживать  себя, чтобы во всем соответствовать  требованиям ритуала, – это и есть человеколюбие». То есть если «жень» это душа человеческого общения, то «ли» – ритуал является плотью общения.

Ритуал, по мнению Конфуция, соединяет людей, но соединяет так, что применительно к каждому  типовому отношению обозначает оптимальную  дистанцию, которая позволяет продуктивно  общаться разным индивидам.

Человеколюбие в учении Конфуция – взаимность, равенство в отношениях. Однако люди являются разными и по природным качествам, и по социальному  статусу. Возникает проблема: как  реализовать принцип равенства  в отношениях между неравными  людьми? Ритуал и является ответом  на этот вопрос. Ритуал у Конфуция –  общественная соразмерность индивидов.

Очень важно понять соотношение  «жень» и «ли». В конфуцианстве «жень» не существует над или наряду с «ли», а только через «ли». При этом и «ли» теряет свое нравственное качество вне соотнесенности с «жень».

Ритуал сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы. Ритуал подвижен, изменчив, но на своей основе и по своим законам.

В содержательном плане конфуцианский  ритуал держится на двух основаниях: сыновней почтительности (сяо) и исправлении имен (чжен мин).

По мнению Конфуция, образец  и норму поведения задает древность. Нравственные усилия человека должны быть направлены на то, чтобы подняться  до уровня идеального прошлого. Такая  установка не просто означает, что  человек смотрит назад. Она имеет  у Конфуция более конкретный и  строгий вид: «Почтительность к  родителям и уважительность к  старшим братьям – это основа человеколюбия».

 

Заключение

 

Конфуций даёт понять, на сколько важным является для хуася соблюдение их этнической обособленности. Он не только прощает своих наиболее жёстких идейных противников, отстаивающих принцип «мы – они», но и поощряет их, одаривая их одним из высших нравственных эпитетов, которым он только мог наградить человека. Это ещё один аспект учения Конфуция, показывающего приоритеты Конфуция в его понимании сущности китайской этнической общности, характерные черты его учения, вышедшего и затем на протяжении всей истории Китая в той или иной степени влияющего на развитие китайской цивилизации. И этот аспект тем показательнее, чем мы более внимательно вчитаемся в вышеуказанные пассажи. Среди ряда исследователей Китая, так или иначе затрагивающих вопросы интерпретации конфуцианского понимания «жэнь», существует мнение о том, что конфуцианская гуманность была не характеристикой каких-то конкретных действий, в чём она противостоит европейской трактовке гуманности, но служила для обозначения определённого внутреннего состояний человека, которого можно было бы охарактеризовать этим термином. Несомненно, что мы можем в известной степени признать это утверждение и тут не нужно лишний раз доказывать, как важны личные качества человека для его самореализации. Однако, как показывает анализ приведённых выше строк из Луньюя, гуманность имела и свои внешние проявления, причём зачастую достаточно утилитарные, а иногда и вообще понималась, весьма своеобразным образом, служа не столько показателем действительно нравственного совершенства человека, сколько его способностью сохранять этническую самоидентификацию и обособленность, привнося некие националистическо-шовинистические нотки в своё звучание.

В любом случае не стоит  идеализировать конфуцианство и  его трактовку гуманности-человеколюбия (жэнь), т. к., как показывает история, эта гуманность существовала, прежде всего, для китайцев, и представителям других народов зачастую отказывалось в возможности обладания её, что мы видим ещё у Конфуция. Кроме того, жэнь носит у Конфуция избирательный характер. Здесь проявляется некий утилитарный прагматизм, маркирующий заботу Конфуция не столько обо всех людях, как это ему часто приписывается, но только о китайцах, причём о тех из них, которые способствовали сохранению определённого социального порядка, некоего статуса-кво существовавшей в, то время этнической общности китайцев.

Мы, конечно, можем продолжать анализировать категорию «жэнь», пытаясь выяснить все оттенки этого понятия. Но это задача большой специальной работы. Слишком уж богата палитра значений у этого понятия даже в раннем конфуцианстве, в интерпретациях самого Конфуция. И зачастую эти интерпретации носят, чуть ли не взаимоисключающий и противоречивый характер, создавая дополнительные трудности для нашего понимания подлинного места и значения «жэнь» в учении Конфуция. Наверное, будет правильнее, если каждый интересующийся данным вопросом человек, сам почитает, первоисточники и сделает для себя выводы о том, что же такое «жэнь» для Конфуция. И в этом плане, данная работа не ставит целью что-то утвердить или даже обозначить конкретное мнение её автора по вопросу, что такое «жэнь» в проповеди Конфуция, она лишь лишний раз призвана показать, что не может быть однозначных интерпретаций таких сложных феноменов человеческой культуры как, например, конфуцианство.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. А.Е. Лукьянов. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. 2001. 384 с.
  2. А.Е. Лукьянов. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. Инсан, Российский международный фонд культуры, 1992. 208 с.
  3. А.Н. Чанышев. Курс лекций по древней и средневековой философии. Высшая школа. 1991. 512 с.
  4. Китайская философия. Энциклопедический словарь. Мысль, 1994. 574 с.
  5. Марсель Гране. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы. Республика, Алгоритм. 2008. 528 с.

 

Интернет ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Конфуций – ВикипедиЯ – свободная энциклопедия
  2. http://www.confucianism.ru/ – Китайская философия, Конфуцианство и все, что с ним связано
  3. http://society.polbu.ru/guseinov_ethichistory/ch12_i.html – Библиотека «Полка букиниста». А.А. Гусейнов. История этических учений Конфуцианская антропология. Концепции природы человека от Конфуция до Хань Юя

 

 


Информация о работе Понятие человеколюбия “жэнь” в конфуцианстве