Погребальная обрядность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 02:05, реферат

Описание

Много напоминаний былой жизни народов рассеяно по белому свету в полях, лесах, озерах, реках, но лучше всего объясняют старину древние могилы. Хороня покойника, люди всегда думали, что отправляют его на новое житье, подобное настоящему, но гораздо худшее. Поэтому снаряжали покойника в лучшее убранство и клали с ним в могилу все, что ему нужно было и при жизни, да по временам приносили ему на могилу “гостинцы”.

Работа состоит из  1 файл

погр. обрядность.docx

— 39.81 Кб (Скачать документ)

Похоронные  обряды

      Много напоминаний былой жизни народов  рассеяно по белому свету в полях, лесах, озерах, реках, но лучше всего  объясняют старину древние могилы. Хороня покойника, люди всегда думали, что отправляют его на новое житье, подобное настоящему, но гораздо худшее. Поэтому снаряжали покойника  в лучшее убранство и клали  с ним в могилу все, что ему  нужно было и при жизни, да по временам приносили ему на могилу “гостинцы”. Сами кости людей, погребенных в могилах, при сличении их с костями известных уже рас человеческих, могут указать нам, какому именно племени людскому принадлежат те или другие могилы.       Похороны в глубокой древности отличались от похорон последнего времени. Так, например, в памяти народов Кавказа, как то: у осетин, армян, курдов, персов и других, умерших, плотно укутав, подвешивали к деревьям на подмостках или клали на вершины деревьев высоко от земли. У арийских народов было в обычае спускать труп на лодках или на плотике по воде. Память об этом способе похорон, по описаниям очевидцев, сохранилась у русов, нормандских немцев. Покойника сжигали в лодке, которая плыла. Даже у народов арийского племени.       В зимнее время те же племена, зашедшие на север, не могли по воде спускать покойников, а потому и обычай стал другой: там запрягали в сани необъезженных коней или оленей и, положив на них лодку с покойником или просто покойника, спроваживали его таким образом в неизвестную даль, в неизведанную новую жизнь.  
 Память о похоронах такого рода сохранилась до позднейшего времени в древних славянских обрядах и в народных сказаниях о ночных разъездах мертвецов-колдунов. Существует один рисунок в рукописном описании жития святых Бориса и Глеба (XIV век). По указанию этой рукописи, мощи святого Глеба везут из Вышгорода в Киев на санях. Тело святого равноапостольного Владимира сын его, Святополк, кладет в сани. Киевский летописец, говоря о поучении, которое писал своим детям Владимир Мономах, замечает, что он писал его сидя в санях, то есть перед смертью, на смертном одре.  
 Когда человек испускал дыхание, в старину ставили на окне чашу со святой водой и мису с мукой или кашей (кутьей). Это был остаток язычества, существовавший также у татар.  
 Мертвеца обмывали теплой водой, надевали чистую сорочку и завертывали в белое покрывало, или саван, обували в сапоги или башмаки, на голову ему надевали корону. Толпы знакомых и соседей посещали покойника, причем дом оглашался плачем с причитаниями разного характера, выражающим сожаление и скорбь.  
 Когда мертвеца клали в гроб, то, по какому-то поверью, клали ему в рот несколько мелких монет, как будто для издержек в дальней дороге на тот свет, а к гробу привешивали кафтан покойника.  
 Летом русские хоронили очень скоро, в течение суток; а если по какому-либо случаю погребение откладывалось, то труп, во избежание зловония, относили в погреб. Мертвеца выносили из дома покрытым покровом или шубой и непременно на руках; если мертвец был монашеского звания, то несли его монахи или монахини. 

Погребальные  обычаи в православии

      Задолго до крещения Руси - восточных славян сложились обычаи проводов умерших, захоронения и поминок. С течением времени они претерпевали изменения, огромное влияние на них оказало  и христианство.  В истории славянской погребальной обрядности археология выделяет ряд переломных этапов, обусловленных крупными переменами в осознании человеком окружающего, мира, в воззрениях на судьбу умершего. Ранняя форма погребений древних славян - погребение трупа в скрюченном виде, то есть положении зародыша - связана с идеей реинкарнации, перевоплощения умершего, его второго рождения на земле, перехода его жизненной силы (души) в одно из живых существ.   
 На рубеже бронзового и железного веков возникает способ погребения умерших уже в распрямленном виде, а затем и кремация - сожжение трупа на погребальном костре. Этот ритуал также был связан с представлением о неистребимости жизненной силы. Новым было представление о местожительстве невидимых душ - небе, куда души попадали с дымом погребального костра. Обе формы погребального обряда постоянно сосуществовали, хотя в разное время в разном соотношении. Прах сожженного покойника хоронили в земле, помещая его в урны-горшки или просто в ямы. Первоначально над каждой могилой строилось надмогильное сооружение в форме жилого дома - домовина, "столыть".   
 Именно отсюда берет начало встречающийся до сих пор кое-где обычай (в частности у старообрядцев) делать над могильным крестом навершие, похожее на двускатную крышу. Оно имеет не только утилитарное назначение предохранить крест от дождя и снега, но является и символом русской избы - дома для умершего.  
 Кладбище в несколько сотен домовин у древних славян представляло собой «город мертвых», место поклонения предкам рода. Культ предков раздваивался: одни магические действия были связаны с представлениями о невидимых и неосязаемых предках, витающих в небесном пространстве, другие - привязаны к кладбищу, месту захоронения праха, единственному месту на земле, реально связанному с умершим.   
 В середине первого тысячелетия обряд захоронения погребальных урн сменился захоронением в курганах - «могилах». Появившись в VI веке, обряд захоронения праха под курганными насыпями постепенно стал общеславянским и продержался несколько столетий. Его объясняют миграционным движением племен древних славян, их стремлением уберечь прах предков от опасности разорения.   
 После крещения Руси в X веке (988 г. - дата официального принятия православного крещения великим князем Владимиром), но далеко не сразу, а постепенно, русские переходят к захоронению умерших в земле в гробах из досок или выдолбленных колодах, которые также получили название домовин. Кстати, до сих пор во многих областях это название сохранилось.  
 Церковь боролась с языческими обычаями. Но они изживались медленно. Только с XII века в славянских деревенских могилах появляются христианские символы (крестики, иконки). Разведение ритуальных костров на кладбищах, символизирующих сожжение трупа, сохранилось кое-где вплоть до XIX века, а вложение в гроб предметов, которые якобы пригодятся покойному на том свете, случается и до сих пор.  
 Погребальный обряд русского населения представлял и представляет собой комплекс ритуальных действий, порожденных верой в посмертное существование души. В этом комплексе христианский и языческий мировоззренческие пласты порой достигали органического взаимопроникновения, порой существовали параллельно. Конкретные формы существования умершего за гробом, сам облик умершего, соотношение его тела и души, локализация загробного мира, дорога туда - ответ на эти мировоззренческие вопросы дает анализ как самих обрядов, так и народное объяснение их деталей, толкование обычаев, входящих в похоронно-поминальный ритуал.   
 Пожалуй, главное расхождение между православным и народным обрядом похорон состоит в самом отношении к смерти. Несмотря на горечь проводов умерших, на непраздничный характер отходной службы, панихиды, отпевания - православные похороны не несут отпечатка трагедии случившегося. Наоборот, это в большой степени радость от надежды на то, что душа умершего благочестивого человека попадет в рай, предстанет перед Богом и будет молиться там за оставшихся на земле.  
 В житейском же представлении смерть, безвозвратная потеря близкого и любимого человека всегда и вполне естественно является горем, требующим своего выражения в плаче и причитаниях. В старину для придания похоронам особенного торжественно-печального характера существовала даже профессия плакальщиц. Церковь не одобряла этого. Однако встречающиеся в русской глубинке и до сегодняшнего дня, зафиксированные в особую форму «плачи» представляют собой интересные образцы народного устного поэтического творчества.  
 По вероучению Православной Церкви, назначение погребального обряда - облегчить душе умершего путь в Царство Небесное, отогнать от него «нечистую силу», замолить его грехи перед Богом. Однако христианскому истолкованию смерти как блага, вестницы покоя и радости всегда противостояло народное представление о ней как о враждебной силе, роковом неизбежном зле. Глубинные психологические корни осмысления смерти как трагедии обусловлены трагизмом самого события - невосполнимой утратой близкого человека, ухода его в небытие. Явление смерти во все времена потрясало чувства и воображение людей, заставляло еще раз обратиться к вопросу о цели и смысле жизни, назначении человека на земле, нравственном долге перед умершими и живыми.  
 Вопрос о причинах смерти - важнейший вопрос, приковывающий неослабевающий интерес людей. Человеку свойственно стремление узнать свою судьбу, приоткрыть завесу будущего.   
 Тема смерти воплощена в целом цикле народных примет, гаданий, предсказаний, фатальных знамений. Их направленность - узнать причины и сущность смерти, освободиться от страха перед ней, определить судьбу человека с тем, чтобы подготовиться к ней, активизировать в борьбе с ней свои действия. Во всех приметах заложена попытка понять и объяснить причинно-следственные связи окружающего мира, предугадать будущее.  
 Негативные приметы и гадания, то есть такие, которые предвещали смерть, неблагополучие, грядущее несчастье, сопровождали в прошлом всю жизнь человека: рождение, возмужание, вступление в брак, появление детей в семье, болезни, уход из жизни, похороны умерших. Их объектом был прежде всего сам человек, состояние его здоровья, личная жизнь, дом, бытовой уклад, природная среда. Главная тема этих примет - определение жизнестойкости, длительности жизни, счастливой или неудачной судьбы человека.  
 Так, при рождении ребенка уже загадывали, выживет ли младенец после рождения, будет ли вообще жить. Приметы свадебно-венчального цикла отмеряли молодоженам отрезок жизненного пути, который они проживут после свадьбы, загадывали, кто из молодых будет жить дольше, кто раньше умрет; приметы во время болезни - выздоровеет ли больной или нет. Особая группа примет связана с состоянием больного перед смертью и самими похоронами. Наступление смертного часа узнавалось по целому ряду распространенных примет: запаху тела больного («землей пахнет»), появлению на нем темных пятен, изменению цвета металлического креста, опущенного в воду, которую пил больной, и т.д. Приметы либо предугадывали смерть, либо направлялись на ее предотвращение: если в доме в короткое время умерло двое, то нужно ждать новой смерти; если кто-то умер с открытыми глазами, то "высматривает" очередную жертву. В гаданиях и приметах приобретали функции магического символа смерти некоторые предметы (нож, игла, булавка, а также пояс, веник и некоторые другие), что, видимо, объясняется возможностью применения как смертоносного орудия или символического выметания человека из дома. "Найденную иглу, булавку и вообще все острое не поднимать - постигнет несчастье", Широкое распространение имело истолкование "вещих снов", некоторые из них означали смерть в доме: выпадение зуба, особенно с кровью, означало смерть кровного родственника (по аналогии, ряд зубов - семья, один зуб - член родственной группы); увидеть во сне яйца - к покойнику.  
 Тема личной жизни и судьбы в гаданиях о смерти неразрывно связана с темой жизни окружающей природы, растительного и животного мира. В предсказаниях смерти широко использовалась традиционная символика древнего животного эпоса, носящего отзвуки тотемических верований. Это образы животных и птиц - или чудесных помощников человека, или пророков несчастья. Символом смерти всегда являются хищные птицы, предвестники смерти: ворон, ястреб, филин, сова, имеющие зловещую силу. Они прилетают и садятся на дом, как бы предчувствуя свою добычу - мертвечину: "Ворон каркает - к покойнику".   
 И в наши дни главный символ смерти по-прежнему воплощен в птице: это воробей, курица, цыпленок и др. Птица стучит в окно, садится на плечо человека, залетает в дом -все это знамения грядущей смерти. Широко известно гадание - счет продолжительности жизни по кукованию кукушки. В образах добрых желанных птиц - ласточки, голубя, а также крылатого насекомого - мотылька, бабочки - олицетворялась душа умершего. Их прилет в дом рассматривался как посещение души умершего или прилет за душой человека посланников Божьих. То есть в любом случае это предвещает новую смерть. Чуткими предвестниками смерти являлись и являются домашние животные - собака, кошка, лошадь, корова, куры. Верным признаком смерти члена семьи считался вой собаки и рытье ею ямы. "Кошка дорогу перебежала - к несчастью".   
 В русских гаданиях и приметах отражена тема «строительной жертвы» - смерти человека во вновь отстроенном доме. Поэтому в новый дом обычно первым входил старик, так как молодым членом семьи больше дорожили, чем доживающим свой век. А чтобы не человек, а животное оказалось первой жертвой смерти, в новый дом на ночь запирали петуха или кошку. И сейчас многие стараются при въезде в новую квартиру, первой запустить туда кошку, не догадываясь, что это отголосок древней предохранительной приметы.  
 До сих пор широко известно поверье о разбитом зеркале: зеркало - отражение души, двойник человека; разбитое зеркало - расколовшаяся жизнь. С этим же связан народный обычай завешивать в доме зеркала, когда кто-нибудь из домашних умирает.   
 На близкую смерть человека указывал всегда также комнатный цветок, который никогда не цвел, а вдруг неожиданно расцвел.  
 
Влияние природных стихий также не осталось вне поля зрения народных примет о смерти. Общеизвестно символическое значение падения с неба звезды, означающее закат жизни человека. Завывание ветра, вой бури пророчили смерть: считалось, что во время бури покойники воют, так как они недовольны живыми людьми и требуют от них жертвы.  
 И, наконец, весьма распространенная примета, имеющая очень древние корни, - увидеть во сне уже умершего человека, который зовет к себе, - тоже к смерти.   
 Суеверия, связанные со смертью, вряд ли можно считать только исчезающими пережитками древних верований. Имеются данные, говорящие о том, что эти верования не только трансформируются, но и возрождаются в новых условиях, в реальной действительности находят почву для дальнейшего существования. Каждый конкретный случай, отдельные бытовые подробности жизни, на которые в обычное время никто не обращал внимания, при трагическом стечении обстоятельств задним числом приобретают символику знамения. Если человек умер, то вспоминают какое-либо необычное событие, природное явление, потерю (во сне или наяву), предшествующие смерти: "Недаром цветок не вовремя расцвел", "Недаром кура петухом кричала" и т.п.   
 Прекращение земного существования, непредставимость загробного существования всегда пугают человека. В народных обычаях отразились попытки предков истолкования необъяснимости природы смерти, скажем, происками колдунов. Естественное чувство самосохранения приводило к поискам средств противодействия смерти, что с особой силой проявлялось в момент ее приближения. Отсюда обычай закрывать сразу же после смерти окна, двери, то же зеркало (как особенное магическое средство проникновения), чтобы злые чары не вошли в дом, не подействовали, на живых.  
 
 Отпечаток христианских идей несут представления о «хорошей» и «нехорошей», «трудной» и «легкой» смерти. Желательной представлялась в прошлом и настоящем смерть в кругу родных и близких без продолжительной и мучительной болезни. Как долг первой необходимости рассматривалось присутствие в момент смерти у постели больного близких родственников. Это было связано, во-первых, с желанием получить благословение умирающего на дальнейшую жизнь, во-вторых, с необходимостью принять меры для облегчения его предсмертных мучений и помочь его душе в поисках пути в загробный мир. По народным поверьям, при последнем вздохе человека - испускании духа - душа расстается с телом и происходит борьба за душу между «нечистой» силой и ангелом, посланным Богом за душой умирающего. Предсмертные страдания объяснялись не тяжестью болезни, а тем, что умирающего в последние минуты мучает «нечистая» сила (черт, дьявол), она будто бы не отдает душу ангелу. Стараясь облегчить душе путь к Богу, вкладывали в руку умирающему «Богову» свечу, кадили вокруг него ладаном.   
 Хорошей считалась смерть на Пасху, в день Христова Воскресения, когда, по поверьям, открыты «райские двери» по аналогии с царскими вратами в храме. Легкая смерть расценивалась в народе как награда за благочестивую жизнь, трудная - как удел грешников. 

      Погребальные  обычаи в буддизме      Погребальные обряды у всех народов мира традиционно связаны с их миропонимаением, также и буддийский ритуал погребения тесно связан с буддийским мировозрением, а именно с представлением о перерождении души. Буддист с самого начала знает, что само рождение есть медленное продвижение к смерти. Что смерть неизбежна. Поэтому от готовится к ее приближению всю свою жизнь, творя добро и избегая зла, чтобы переродиться в высшем мире. Примером обычно служит жизнь и смерть Будды.  
 
 Старость - это один из «вестников» приближения смерти. Есть "универсальный закон" природы, когда все окружающее подчинено причинно-следственным связям (кармический закон). Этот закон никто не может изменить полностью, но каждый, благодаря своим поступкам, может повлиять на ход событий в будущем.   
 Служители культа (священнослужители) перед смертью человека учат его, как встретить смерть, как определить первые ее признаки, о чем думать в это время. Согласно этому учению, буддист должен в последний день своей жизни лечь на правый бок, положить руку под голову и думать о прекрасном. В этот момент у вас нет больше никаких дел, что бы вы могли делать. Настает момент, когда вы хотите что-то сказать, но вы не можете, ваши губы становятся сухими. Начинает постепенно теряться зрение, слух, обоняние, замедляется дыхание, и с прекращением его жизнь начинает покидать ваше бренное тело. И тот, кто был при жизни Иваном или Петром, становится бывшим или уже никем.   
 Согласно буддийскому мировозрению, или учению, вся жизнь человека связана с окружающей природой, точнее - с изменением лунных фаз, с ходом Солнца и Земли. В день смерти очень важно знать время до сотой доли минуты, чтобы правильно вычислить все данные, необходимые для обряда погребения. Астролог должен сказать, дожил ли человек до тех лет, которые были даны ему судьбою, или нет. Что явилось причиной его смерти. Кому он был дорог и близок в момент смерти. О чем он жалел. Кому может принести вред его смерть и т. д. После этого астролог дает список необходимых служб и обрядов для умершего. Важно четко соблюсти все правила, чтобы душа умершего не заблудилась. Астролог должен сказать также точное время выноса тела - день, час и направление выноса. Считалось, что похороны - это проводы человека в другой мир. Что человек не исчезает, он переходит в более прекрасный мир, если он этого он заслужил своей праведной жизнью.  
 Первые три дня нельзя двигать тело умершего, чтобы не спугнуть душу. Во время обряда погребения кто-то из родственников обязан дотронуться до его тела, а кому-то вообще нельзя принимать участие в погребении. Все это говорит астролог. В день погребения проводится специальная служба, читают молитвы и проводят "обряд погребения". Непременным условием для обряда погребения является момент, когда священнослужитель проводит освящение места погребения, или, говоря простым языком, просит землю для умершего. Если захоронение будет поведено без данного обряда, могут быть плохие последствия для родственников умершего.   
 Женщинам строго запрещалось посещать кладбища, особенно беременным и тем, у кого были маленькие дети.   
 Во время похорон запрещалось употреблять спиртное.   

Погребальные  обычаи в иудаизме

      Еврейская традиция рассматривает проводы  усопших как одну из важнейших  заповедей, плоды исполнения которой  человек вкушает как в этом мире, так и в грядущем. Обряд  от смерти до закрытия гроба для  мужчин выполняют мужчины, для женщин - женщины.   
 Убедившись в наступлении смерти, приступают к произнесению благословения. Присутствующие стоя разрывают по кромке свою нижнюю или верхнюю одежду.   
 Если разрыв одежды не был совершен дома, он производится в траурном зале. К числу обязанных надорвать одежды относятся семь родственников: отец, мать, сын, дочь, жена, сестра и брат. Когда умирает кто-либо из этих родственников, разрыв одежды производят на 10 см. При похоронах родителей надрывают левую сторону от сердца, остальных родственников - справа, причем не нижнюю, а верхнюю рубашку. Женщине следует прикрыть место надрыва. Процедуру совершают стоя, склонившись над открытым гробом. При погребении родителей надрывают руками, в случае же с другими родственниками можно использовать и различные инструменты. Если хотят попросить прощения, это делается лишь после процедуры разрыва одежды. Одежду, разорванную по случаю смерти родителей, принято носить всю следующую неделю. Если же есть необходимость сменить одежду в течение этого времени.   
 После этого умершему следует закрыть глаза. Далее снимают с умершего возможно имеющиеся на нем украшения ( кольца, браслеты и т.п.), приводят в горизонтальное положение, раздевают до рубашки, по правую сторону тела подсовывают свернутую в трубочку до середины ширины льняную простыню, протягивая с левой стороны так, чтобы он оказался уложенным на простыню, и заворачивают дальше, пока полностью не укутают его от изголовья до ступней. После этого открывают окно и ставят у изголовья свечу. Не ранее чем через 20 минут после кончины тело поднимают с постели.   
 После предварительной подготовки пола - укладки матраса, соломы и т.п. - умершего бережно опускают, при этом желательно выбрать место у хорошо проветриваемого, но не солнечного окна. Голове покойного придают слегка приподнятое положение, вытягивают ноги и возлагают руки с выпрямленными пальцами. Во время пребывания умершего в комнате следует закрыть или отвернуть все имеющиеся зеркала. Умершего нельзя оставлять в комнате одного - с ним должен находится охранник, а в случае с женщиной - охранница.   
 Для очищения тела необходимо: теплая вода для омовения, достаточное количество холодной воды, сосуды, платки, льняные полотна, носовые платки, вата и др.   
 Одеяние для покойного - должно быть сделано из белого хлопчатобумажного (не шерстяного) материала, прошитого льняными нитками. Шапка, похожая на высокую ермолку, должна быть двухслойной, чтобы ею можно было прикрывать лицо умершего. На одеянии не должно быть украшений, ничего металлического - золото, серебро, вензеля, значки, а также пуговицы и кнопки - нельзя давать мертвому с собой. Однако специальные похоронные украшения удалять запрещено. Умерший укладывается на стол очищения, затем его покрывают простыней, убирая использованную, и произносят соответственную молитву. После этого начинается омовение: в порядке старшинства присутствующие обливают тело тепловатой водой с головы вниз. Ковши не должны в это время передаваться из рук в руки, после использования их следует ставить на место. Затем тело очищается при помощи платков. Очистив верхнюю часть тела, переворачивают его на левую сторону и очищают правый бок и половину спины, то же самое повторяют с левым боком. После этого начинают основную часть очищения, предварительно вылив всю воду от омовения. Наполняют два ведра чистой водой и ставят их слева и справа от изголовья. Далее берут чистую простыню и поднимают ее над умершим развернутой за четыре конца, глядя в сторону, в это время удаляет влажную простыню, покрывающую покойного. Двое соответственно слева и справа, берут наполненные котлы и по очереди (сначала стоящий справа, а затем слева) опустошают их от головы через весь корпус, причем второй принимается за обливание раньше, чем опустеет котел первого. После этого как стекла вся вода, на тело умершего кладут развернутую чистую простыню и вытирают его всеми чистыми платками.    
 Если тело находится в таком состоянии, что очищение невозможно, его заворачивают в простыню, укладывают в гроб, а одеяния, не надевая, лишь складывают по порядку, пытаясь по возможности надеть хотя бы шапку и носки.  
 После очищение производят облачение. Оно проходит в следующем порядке: надевает шапку, брюки, рубашки, савана, перчатки и пояс. Саван и рубашка должны быть распрямлены. Для женщин необходимо соблюсти следующую последовательность: сначала надевают рубашку, которая завязывается на шее и рукавах; затем саван, завязки на плечах которого оборачиваются вокруг рук таким образом, чтобы большой палец мог пройти через разрез, находящийся на конце завязки. Таким образом, все завязки одеяний покойного или покойной делаются в этом виде. Шаль и вуаль кладутся в гроб заранее.   
 Погибшего или убитого хоронят в той одежде, в которой он встретил смерть.  
 Перед укладкой в гроб имеющая в наличии стружка распределяется так, чтобы голова оказалась на возвышении. В угол гроба укладывают простыню и тело в гроб, и заворачивают его в простыню, накрывая сначала левую, затем правую строну и, наконец, верхнюю часть. Белье, одежда, платки и другие вещи, каким-либо образом запачканные кровью, кладут на дно пустого гроба и погребают вместе с покойным. Все, что было отрезано или отпало от тела, кладут на дно гроба и погребают вместе с покойным. Гроб накрывается крышкой, будучи немного приоткрытым у изголовья, покрывается черным полотном и ставится к выходной двери.  
Готовясь к похоронам проверяют:  размер могилы;   наличие треугольной прорези на левой стороне нижней части гроба;  наполнение землей мешочка из открытой могилы, который кладется под голову покойного;   осыпание умершего землей Страны Израиля;   покрытие рта и глаз глиняными черепками, после чего надевается на голову шапка.    
 Женщинам во время похорон и проводов следует находится во внутреннем помещении траурного зала, не будучи при этом рядом с мужчинами. Далее гроб, не разворачивая, несут на плечах прямо до могилы или катафалка. На кладбище на приготовленных веревках гроб опускается в могилу так, чтобы ноги лежали на Восток, а голова на Запад. Первыми осыпают могилу землей сыновья, а также другие родственники покойного, затем раввины, а далее остальные присутствующие. При этом лопату оставляют прямо на земле, не передавая из рук в руки. Когда могила наполняется до половины, в изголовье устанавливают табличку с именем умершего, затем земля насыпается доверху и сооружается могильный холм. До его завершения нельзя удаляться с могилы.   
 
 После похорон при выходе с кладбища присутствующие выстраиваются в два ряда, через середину которых проходят родственники покойного и принимают соболезнования.   
 В случае если смерть наступает в субботу или в праздник, возникают некоторые изменения в процедуре. Ни благословения, ни разрывов одежды в эти дни не производят. Перемещение тела производят, положив на него кусок хлеба.  
 В субботу и праздники не предпринимают очищение; если же смерть наступила в праздник или незадолго до него, очищение, как и похороны, проводят после их исхода. Если же похороны выпадают на второй день праздника, а в его канун произвести очищение было невозможно, то последнее также делают во второй день. При очищении в праздники используют много платков для впитывания и осушения влаги, поскольку вытирание в этот день запрещается.   
 В праздники дети должны надрывать одежду по случаю смерти родителей. Надрывов одежды по другим родственникам производится только по окончании праздников.   
 Заколачивание гроба в праздник производится не евреями. В праздник не читают текстов молитв, которые читают перед захоронением. Также не организуют траурный ряд.   
 Запрещено оставлять покойника на ночь, за исключением ряда случаев, например, смерть в субботу или праздник, неготовность документов и других вещей, невозможность прощания родственников с покойным или оказания ему необходимых почестей до исхода дня.   
 Запрещается кремировать умершего. Расстояние между могилами на кладбище должно составлять 30 см, высота же могилы - (60 см).   
 Нельзя хоронить на еврейском кладбище не еврея. Не принято хоронить религиозного еврея рядом с нерелигиозным. На новом кладбище желательно выделить три части: для религиозных; для нерелигиозных; для не евреев. Самоубийц и прах кремированных можно хоронить только в третьей части кладбища.   
 Первые семь дней траура нельзя выходить из дома ( кроме выхода в синагогу), нельзя сидеть на обычных стульях (сидят на полу или на небольших возвышениях), надевать кожаную обувь, мыться горячей водой, вступать в сексуальные отношения. Есть обычай, чтобы все семь дней горели свечи.  
 Первую трапезу после похорон готовят друзья или соседи. Принято съесть что-то круглое ( фасоль или вареное яйцо).   
 Первые три дня находящиеся в трауре не идут на работу. Траур по всем умершим родственникам, кроме родителей, кончается на тридцатый день после похорон. В эти дни нельзя надевать новые одежды, участвовать в свадебных церемониях, стричься. Траур по родителям длится двенадцать месяцев.

Погребальные  обычаи в исламе

      Вся жизнь мусульманина от рождения до смерти определяется Шариатом - систематизированным  сводом мусульманских законов. Шариатом предлагается целая система правил по переселению мусульман в загробный  мир. Строгое соблюдение погребальных обрядов долг каждого мусульманина.  
 После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд. Покойному подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия).   
 Над умершим совершается обряд омовения и обмывания водой. Как правило, умершего омывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок; водой, смешанной с камфорой; чистой водой.   
 Затем производится обмывание. Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачивается голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащий кедровый порошок. Кладут покойного на левый бок и моют правый. Льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойника на правый бок. Запрещено класть грудью вниз. Свыше трех раз - считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, ароматизируется благовониями лоб, ноздри, руки, ноги покойного.   
 В омовении и обмывании участвуют не менее 4-х человек. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей. Жена может обмывать тело своего мужа. Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Он требует окутывать его саваном. Саван изготовляется из белого полотна.  
 Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, - в знак уважения к нему. Если умерший был несостоятельным человеком, обязательное условие - покрыть тканью все тело. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запретом является - покрытие тела умершего мужчины шелковой тканью.   
 Перед окутыванием борода и волосы не стригутся, не расчесываются. Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благовониями типа розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают, начиная с левой стороны, затем - правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем правую, и завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязывают при опускании тела в могилу.  
Порядок окутывания женщин идентичен мужскому, однако разница в том, что перед надеванием камиса, груди покойной закрывается хиркой. Надевается камис, и волосы опускаются на него. Лицо покрывается платком - химором, подложенным под голову. Различие только в этом.  
 Плач по умершему Ислам не запрещает, однако строго запрещается оплакивать громко. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату, если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать.   
 Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Мусульман не принято хоронить в гробу. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван. В могилу бросают горсть земли. Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли.   
 Особенность мусульманских кладбищ в том, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в строну Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, читают суру из Корана. Хоронить мусульманина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещается. Если умирает жена мусульманина - христианка или иудейка, и она была беременной, то ее хоронят на отдельном участке спиной к Мекке, чтобы ребенок в чреве матери лежал лицом к Мекке.  
 Шариат не одобряет различные надмогильные постройки, считая их расточительством, ибо богатые семейные склепы, мавзолеи и гробницы унижают бедных мусульман или вызывают у некоторых зависть.          Учитывая вышесказанное, можем сделать вывод, что погребальный обряд – это крайний обряд жизненного цикла. Но, в сознании предков, окончание земной жизни не означало окончания существования человека, ведь в славянских представлениях о душе было место и представлению о загробном мире, жизнь в котором является точным отображением земной. Можно сделать вывод, что погребальный обряд имел целью помочь человеку избавиться от всего, что задерживало его душу на земле и облегчить его переход к загробному существованию.

Информация о работе Погребальная обрядность