Основы православной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:52, реферат

Описание

Православие, как одно из основных направлений христианства, окончательно сложилось в 11 веке как восточнохристианская церковь. Сегодня в Росси многие желают познать основы православной веры[1]. Православие называют «наукой из наук» - сложнее всех наук.

Содержание

Введение
Глава 1
Глава 2
2.1 Понятие о религии
2.2 Происхождение религии
2.3 Откровение
2.4 Ветхозаветная религия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 30.96 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1

 

Глава 2

 

2.1 Понятие о религии

 

2.2 Происхождение религии

 

2.3 Откровение

 

2.4 Ветхозаветная религия

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Православие, как одно из основных направлений христианства, окончательно сложилось в 11 веке как  восточнохристианская церковь. Сегодня  в Росси многие желают познать  основы православной веры[1]. Православие  называют «наукой из наук» - сложнее  всех наук. Это особое мировоззрение, основывающееся на множестве своих  понятий без сознания которых не возможно воспринять веру предков.

 

Девять веков Православная Церковь была в нашей стране основной созидающей, защищающей непобедимой  духовной силой благодаря воспитанию в народе нравственности и любви  к Отечеству.

 

Православная вера каждому, кто её обретал, давала осознание  высшего смысла жизни, помогала возрастанию  лучших качеств – доброте и  красоте души, творческим и созидательным  способностям, стойкости и героизму. Эта сила собрала и объединила разрозненные народы в Единую русскую  нацию, создала Великую русскую  культуру; в основном мирным путём  овладела громадной территорией (одной  шестой частью земли на планете) и  успешно защищала её от захвата другими  народами.

 

Феномен духовной силы можно  почувствовать только через постижение многосторонней духовной мощи России, которая создаётся благодаря  нескольким факторам:

 

церковным Таинствам Крещения, Покаяния, Причащения, Венчания;

 

покровительству Христа, Богородицы и святых по сердечным молитвам народа к ним;

 

самоотверженной любви к  Богу, ближним и Отечеству;

 

прекрасным храмам с чудотворными иконами, святыми мощами и колокольным  звоном;

 

почитанию Креста Христова и  его животворящей силе;

 

лучшим произведениям  русской литературы и искусства, пропитанных православным духом и содержанием.

 

Такая особенная непобедимая  духовная мощь была и есть у России. В том была крепость Руси, что  она неизменно веровала в Бога. Теперь Россия опять испытывает бедствие многостороннего кризиса. Как и  в прежние времена, Православная Церковь становится и должна быть главной силой в преодолении  очередного исторического кризиса.

 

Современное состояние России и путь её спасения глубоко и точно  выразил в 1990 году известный православный поэт иеромонах Роман (Матюшин):

 

Без Бога нация – толпа,

 

Объединённая пороком,

 

Или слепа, или глупа,

 

Иль что ещё страшней –  жестока.

 

И пусть на трон взойдёт  любой,

 

Глаголющий высоким слогом.

 

Толпа останется толпой,

 

Пока не обратится к  Богу!

 

 

Глава 1

 

В 90-е годы в России духовно  пробудилось много людей, имевших  безбожное, атеистическое воспитание. У них появилось почтение к  вере своих предков и к Богу или они приняли Крещение, стали  носить нательный крестик, накладывать  на себя крестное знамение или оказали  помощь делам возрождения веры и  Церкви. Они сделали первый шаг  к Богу, но не дошли пока до храма, поскольку не имеют для этого  необходимых сил. Сегодня к ним  относится большинство народа России. Для них требуется особое миссионерское  просвещение и духовное окормление. И всё же для человека, который  был всегда в темноте неверия  и маловерия, первый шаг к Богу – это настоящий духовный подвиг[2].

 

В Евангелии об этом сказано: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали  много. Придя же, одна бедная вдова  положила две лепты. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Марк,12:41-44). Здесь имеется ввиду скудость и богатство веры и дел вероисповедания людей, сделавших первый шаг к Богу, по сравнению с теми, кто постоянно молится и ходит в храм.

 

Православная вера имеет  свою систему основополагающих понятий, своё мировоззрение. Без их познания затруднительно обрести сердечную  веру в Бога. Вот некоторые из них.

 

Таинство Крещения – это  духовное рождение человека для вечной жизни, когда крещаемый очищается  от грехов прошлой жизни, в полноте  соединяется с Богом и может  иметь от него всестороннюю защиту и покровительство.

 

Крест нательный – это  святыня, соединяющая человека с  Богом и передающая его силу и  помощь; защита и ограждение нас  от тёмных сил и бесовских нападений; утешение и поддержка в скорбях  и печалях; свидетельство Божией любви к нам, за нас Христос  отдал себя на крестные муки. Каждый достойный человек несёт по жизни  свой крест добрых дел и испытаний. А нательный Крест Христов  помогает с ними справляться. Поэтому  наши предки никогда не снимали с  себя креста.

 

Крестное знамение – крестообразное осенение себя или кого-либо. Оно  освящает человека, даёт ему защиту и помощь в разных обстоятельствах.

 

Молитва. Наши предки в сложных  жизненных обстоятельствах прибегали  к защитной молитве. Просили Бога, Богородицу или святых о помощи и  часто получали просимое.

 

Православные священники-врачи  утверждают, что почти все болезни  начинаются с грехов. А если грех не является первопричиной недуга, то нарушения Божиих заповедей во время болезни затрудняют выздоровление. Чтобы лечение было успешным, нужно, во-первых очиститься на Исповеди от совершенных  грехов, во-вторых, воздерживаться от нарушения  Божиих заповедей. По мнению священников, в современном обществе имеют  распространение следующие грехи:

 

- осуждение людей, когда  говорим о человеке плохое, даже  если это правда;

 

- злые слова и мысли  о ком-то, присутствие в сердце  обиды, злобы, ненависти (всё  это поражает в первую очередь  себя);

 

- непочтительное отношение  к Богу, святым, родителям, Церкви, нецензурная брань;

 

- нецеломудрие и прелюбодеяние;

 

- чтение растлевающих  книг, просмотр подобных телевизионных  и театральных зрелищ и прочее.

 

Болезнь с точки зрения православных священников обретает двусмысленное толкование. В книге  Половинкина А.И. «Азбука Православия», говориться: «Нужно знать и помнить, что болезнь – это также  и благо для человека. Её пускает Господь для защиты от предстоящих возможных грехов или очищения от уже совершённых в пошлом нарушений Божьих заповедей, чтобы оправдать человека на Суде».

 

Православная вера и Церковь  – это самое большое богатство  русского человека. Обретение веры и православного образа жизни  помогает укреплению совести, исправлению  грехов и соответственно возрастанию  доброты и любви к людям. Регулярное чтение Евангелия и Псалтири умножает мудрость человека. Обострение веры способствует раскрытию и возрастанию высшего  рода творчества. Человеку нужна православная вера, чтобы полнее и глубже воспринимать русскую культуру и продолжать её лучшие традиции. Православие является культурообразующей верой – основой  русской культуры. Поэтому неверующему  человеку не возможно глубоко и полно  воспринимать и почувствовать произведения Достоевского и Пушкина, Чайковского  и Рахманинова и других знаменитых творцов.

 

 

Глава 2

 

2.1 Понятие о религии

 

Современный человек окружён  большим количеством разнообразных  вер и идеологий. Но все они  объединяются в конечном счете вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма.

 

Говоря о религии, можно  сразу же указать на одно её существенное логическое отличие от атеизма. Главным  предметом их разногласий, как известно, является вопрос о бытии Бога. Отсюда в зависимости от подхода к  решению этого вопроса уже  можно сделать весьма серьёзные  выводы о логической обоснованности обоих мировоззрений.

 

Религия может быть рассмотрена  с двух сторон: внешней (так как  она представляется постороннему исследователю) и с внутренней (которая открывается лишь человеку, живущему религиозно). Понимание религии даёт и сама этимология данного слова.

 

Существует несколько  точек зрения на происхождение слова  «религия» (от лат. religio – совестливость, святость, благочестие и так далее). Происхождение слова «религия»  указывает на два основных его  значения – благословение и соединение, которые говорят о религии  как о таинственном духовном союзе, живом единении человека с Богом.

 

С внешней стороны религия  есть мировоззрение, определяемое несколькими  конкретными признаками, без которых  она теряет самое себя, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и  прочее. Все эти псевдорелигиозные  явления, хотя и содержат в себе отдельные  элементы, в действительности представляют собой лишь продукты её распада.

 

Одной из первых и главных  истин религии является исповедание  личного, духовного Начала – Бога, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в  том числе и человека. Признание  Бога в религии всегда соединяется  с верой в духов добрых и злых, ангелов и демонов и так далее.

 

Следующим важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение  в том, что человек способен духовному  единению с Богом, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий  догмам и заповедям данной религии.

 

Важным признаком религии, прямо вытекающим из предыдущих, является и утверждение ею первичности  для человека духовных и нравственных ценностей по сравнению с ценностями материальными. История свидетельствует, что чем слабее звучит это принцип  в религии, тем она грубее, безнравственнее. И напротив, чем с большей силой  утверждается необходимость господства духа над телом, власти личности над  своей низшей животной природой, тем  религия чище, выше и совершеннее, тем она человечнее.

 

2.2 Происхождение религии

 

Вопрос о происхождении  религии является одним из основных в дискуссии между религией и  атеизмом. В ответ на утверждение  религиозного сознания об изначальной  религии в человечестве и о  сверхъестественном характере её возникновения. Отрицательной критикой было представлено много различных вариантов так  называемого естественного происхождения  идеи Бога.

 

Существуют несколько  атеистических происхождений гипотез: натуралистическая, анимистическая, Л.Фейербаха, социальная.

 

Натуралистическая (от лат.natura – природа) гипотеза, высказанная  ещё римским поэтом и философом  Лукрецием (I век до н.э.), утверждает, что идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед  грозными явлениями природы, не понимая  их, незнания законов природы.

 

Это психологическое объяснение, однако, не учитывает того обстоятельства, что страх скорее вызывает стремление избежать данного явления, скрыться от него, нежели олицетворять его и  обращаться к нему с мольбой. Человек  много боялся, но тем не менее обоготворял не все предметы страха: хищников, стихии, своих врагов – людей и т.д., а лишь некоторые из них и часто самые безобидные (камень, дерево). Видимо страх явился причиной религиозного отношения к ним.

 

Несостоятельность натуралистической  гипотезы в том и состоит, что  она совершенно не объясняет того, как страх (или, напротив, восторг, восхищение) перед окружающим земным, материальным миром мог вызвать в первобытном, «примитивном» сознании человека идею бытия совершенно нового, духовного  Существа, бытия принципиально иного  – невидимого, неслышимого и неосязаемо-духовного  мира. Но если явления этого мира сами по себе не способны породить в  сознании человека идеи Бога и мира потустороннего, то есть дать начало религии. То, напротив, при наличии такой  идеи и чувства в душе человек  способен не только верить в Единого  Бога, но при определённых условиях и обоготворить любое явление  природы, любое существо, даже свою собственную фантазию. И тогда  становится вполне объяснимой религиозность  как древнего, так и современного человека.

 

Анимистическая гипотеза (от лат.animus – дух), высказанная и  подробно развитая в прошлом столетии, видит источник происхождения религии  в сновидениях, обмороках, галлюцинации, смерти и прочих явлениях, наблюдения за которыми привели «неразвитого человека»  к мысли о существовании другого  столь же реального мира, как и  этот.

 

Изъяны данной гипотезы столь  значительны и бесспорны, что  даже в серьёзных атеистических  кругах она перестала пользоваться каким-либо доверием.

 

Гипотеза Фейербаха. Несколько  иную идею происхождения религии  высказал один из гегельянцев прошлого столетия Фейербах (1872). Свою гипотезу он основывает на старом положении  об олицетворении человеком сил  природы как основе древних религиозных  верований. Религия, по его мнению, непосредственно  вырастала из олицетворения отдельных  сторон и свойств абстрактной природы человека, превратного её объяснения. «Что такое дух, - вопрошает Фейербах, - как не духовная деятельность, получившая самостоятельное бытие благодаря человеческой фантазии и языку, как не духовная деятельность, олицетворённая в виде существа?». Он делит религии на «духовные»: иудаизм, буддизм, христианство, ислам и «естественные»: все первобытные и древние языческие верования. В «духовных» религиях «Бог, отличный от природы, есть ни что иное как собственное существо человека», а в естественных религиях «отличный от человека бог есть не что иное как природа или существо природы».

 

Кратко точку зрения Фейербаха  можно изложить следующим образом: тайну теологии составляет антропология. Этот тезис у него прямо вытекал  из понимания им существа религии, которое  определяется одним словом – человекобожие. Фейербах и пытался создать новую, по его мнению, религию с культом  человека. Ошибка его в утверждении  того, что религия есть фантастическое отражение в человеческом сознании самого сознания и всей действительности. Создание абстракций и вера в их объективную реальность, тем более  в их божественность, - вещи, слишком  далеко друг от друга стоящие, чтобы  их можно было так легко объединять, как это сделал Фейербах. Гипотеза эта годна разве для объединения  происхождения различных языческих  видов религии, но никак не происхождения  самой идеи Бога.

Информация о работе Основы православной культуры