Общая характеристика славянской мифологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:52, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является исследование «основ» славянской мифологии.
Ключевые задачи:
1)Рассмотреть историческое развитие славянской мифологии;
2)Представить основы мифологической картины мира восточных славян;
3)Представить пантеон языческих божеств и основы веры вдухов славян.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Общая характеристика славянской мифологии…………………………………….4
Модель Вселенной древних славян………………………………………………….6
Славянская мифология: вера в Богов и почитание Духов…………………………9
Пантеон божеств……………………………………………………………...11
Верав духов………………………………………………………………..….14
Заключение…………………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………………...16
Ссылки………………………………………………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

История Культуры Росии.docx

— 44.59 Кб (Скачать документ)

Позднее, с принятием реформы  князя Владимира, Перун встал  во главе славянского Пантеона, считался верховным божеством и покровителем воинов.

Наконец, еще одним важным мужским божеством можно назвать бога Велеса – древнейшего персонажа славянской мифологии, одного из главных божеств славянского пантеона – Велеса. Именуемый в «Слово о Полку игореве» как «скотий бог» - является покровителем скота (диких зверей и птиц, впоследствии – домашнего скота). Как отмечают исследователи его имя созвучно со словами «волос», «волосатый» - что подчеркивает его связь со зверьми. Существовали поверья, что сам Велес мог оборачиваться в облик медведя – хозяина Леса. В честь Велеса также рядились в звериные маски и тулупы на Святки и Масленицу – важные языческие праздники.

«Скотий Бог» - Велес, также считался богом богатства; он покровительствует благосостоянию и достатку в семье и во всем государстве. Примечательно – старинное название казны на Руси – скотница. Также Велес был покровителем купцов на Руси.

В целом, древнейшее значение этого божества связано с плодородием  и плодовитостью; также Велес  является олицетворением богатства  племени. Очень часто Велес фигурирует, как Бог подземного Мира; наконец, еще одно значение этого божества – «бог мудрости», покровитель волхвов и сказителей на Руси.

Ключевыми фигурами среди  женских божеств славянского  пантеона являются образы богинь Макоши, Лады, Мораны и других. Макошь – богиня плодородия у славян. По одной из версий – это богиня Земли, само ее имя происходит от слова «матерь» (мать Сыра земля). Макошь – дарительница Жизни, подательница урожая. Примечательно, что корень «кошь», который имеется в имени Макоши, также встречается в словах «кошелек», «лукошко» и др. Кош – большая плетеная корзина, куда люди складывали главное богатство – урожай. А еще «кошем» называли жребий, судьбу, счастье. Макошь – это также богиня судьбы. По преданию, она на волшебной прялке прядет нити человеческих судеб: кому какая выпадет – Доля или Недоля.

Еще одним женским божеством  является Лада – богиня красоты, любви, покровительница брака, семейного  очага. Иногда именем Лады именуется  одна из богинь-рожаниц. Это почтенная  хозяйка, мать многочисленного семейства. С ее именем в русском языке  связано не меньше слов и понятий, чем с Родом: «ладить», «ладины» - свадебный сговор и т. д. По предпанию, у нее также есть сын Лель –  бог любви и юности. По другой версии, у нее дочь – Леля, младшая  рожаница. С ее именем связаны такие  слова как «лелеять», «лялька» и  др.

Еще один центральный женский  образ – богиня Морана (Морена, Мара). Это богиня смерти и зимы («мор», «морок», «мрак», «смерть», мороз»). Существование  богини смерти и зимы способствует поддержания гармонии в природе. Славяне жили в «циклическом времени», согласно которому мир есть вечное чередование (подобно вращению колеса) жизни и смерти; в таком времени  все идет своим чередом, подобно  природным циклам, и нет начала или конца существования –  мир пребывает в вечности. Так  и человек после смерти продолжает свое существование в ином качестве и в ином мире – в мире «навьих  духов», становясь покровителем своего племени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.Вера в духов

Второй уровень славянской мифологии можно условно назвать  верой вдухов: обожествление и  почитание природных стихий, вера одухотворенные силы. Пространство славяне  делили на «освоенное» (дом) и условно  «дикое» (например, лес). В данной связи  выделяется вера в «домашних» и «природных»  духов.

К числу домашних духов можно отнести: домового, банника, овинника, дворового. В целом, восточные славяне обожествляли огонь домашнего очага, также в системе культов важное место занимал культ предков. По преданию, после смерти человек становился духом-покровителем своего рода. Так, по одной из версий, домовой является духом (душой) самого старшего предка. Так или иначе, домовой – дух-охранитель домашнего очага. Дворовой – дословно «хозяин двора». Обычно описывается как менее доброжелательный, чем домовой. Овинник – хозяин овина – еще менее доброжелательный. Наконец, банник – дух бани (баня – пограничное место между «своим» и «чужим» пространством) – описывается как самый «капризный» дух.

К числу природных духов  можно отнести таких духов, как  леший, полевик и полудница, водяной  и др. Почитание этих существ отражает связь их с особо почитаемыми  стихиями и природными зонами: земля, вода; лес, реки, озера и т. п.

Таким образом, в мифологической картине мира вся природа наделяется душой (анимизм), понимается как божественная сущность. Каждая стихия выступает как священная. Русские люди сакрализовали огонь, воду; предания отмечают, что славяне говорили: «царица-водица», «воздух-господин», «огонь-батюшка, «земля-матушка». И по своей сути славянские божества есть олицетворение могучих природных сил (небо, земля, солнце и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключение

Славянская мифология  как комплекс коллективных представлений  древних славян и способ осваивания мира сформировался в глубокой древности, когда человек выходил из природы, на заре формирования земледельческой  культуры древних славян (2 – 1 тыс. до н. э.) . Это время развития общеиндоевропейских  и затем собственно славянских воззрений  на природу, формирование древних языческих  культов.

Отмечая историю развития славянских мифологических представлений, выделяется самый древний пласт - представляет собой охотничьи представления: почитание небесных лосих, идея о  небесных властителях мира. Второй не менее древний пласт- это земледельческие  верования- воззрения трипольцев, прото- и праславян (2 – 1 тыс до н. э.). В  это время было выработано характерное  для многих индоевропейских народов  аграрно-магическое мировоззрение, основанное на земледельческой космологии, почитании  богинь-рожаниц, живительной влаги, плодородной Матери-Земли. Формируются  воззрения о единой матери Мира, представления о судьбе. Наконец, следующий пласт – это период обособления восточных славян в 1 тыс. н. э. В среднем в науке  подлинное историческое развитие славянской мифологии соотнесено с культурой  Киевской Руси 1 тыс. н. э. В качестве центральной даты выделяется 980 год  – время языческой реформы  князя Владимира: выработка мифологической системы, создание Пантеона Богов. В  тоже время, это время начала упадка собственно древней, живой веры славян и превращение ее в государственную  религию.

988 год – коренной перелом  в язычестве. Это время принятия  христианства на Руси. Собственно  славянская мифология, с ее  героями и сюжетами подвергалась  гонениям. В тоже время происходило  не вытеснение мифологических  персонажей библейскими героями,  но и смешение мифологических  и библейских сюжетов (феномен  двоеверия).

Отмечая «характер», особенности  мифологических представлений восточных  славян, можно резюмировать следующее. Славянами было выработано особое космоцентрическое  мировоззрение – был сформирован  особый образ мира, в котором смысловым  центром выступает космос и природа. Огонь, земля, воздух, вода, солнце, месяц  выступают живыми сущностями.. Сам  же человек не мыслится в отрыве от природы. Мир выступает гармоничным  единством человека и природы.

Славяне рисовали картину  живой вселенной, сравнивая ее с  «поэтическими» образами Мирового Яйца, Мирового Древа, описывая образ чудесного  сада Ирия (или острова Буяна), нашедших свое отражение в фольклоре. Был  создан пантеон языческих богов, во главе с мужскими божествами (Род, Сварог, Перун, Даждьбог, Велес и др.) и женскими образами (Макошь, Жива, Лада, Морана…). Сложилась народная традиция веры вдухов – природных существ.

Наконец, по своей сути славянское язычество есть почитание живой  природы как все порождающей  силы. Природа понималась как живой  организм или как могучее божество, предопределяющее жизнь людей. Главный  культ - культ плодородия, хранящий в себе идею утверждения жизни.

 

 

 

6.Литература:

1.Семенова М. Быт и  верования древних славян. Спб.: «Азбука», 2000.

2.Лихачев Д. С. . «Слово  о полку Игореве» и культура  его времени. Л.: Худож. лит., 1985.

3.Рыбаков Б. А. Язычество  древних славян. М.: Наука, 1987.

4.Афанасьев А. Н. Поэтические  воззрения славян на природу.  В 3 т. М.. 1997

5.Васильченко Л. П. Природа  славян. Томск: Томский государственный  университет, 2002.

6.Белякова Г. С. Славянская  мифология, М. 1995.

Шапарова Н. С. Краткая  энциклопедия славянской мифологии. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство  Астрель»: ООО «Русские словари», 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ссылки:

[1] М. Семенова Быт и  верования древних славян. СПб.: 2000. С. 19

[2] М. Семенова Быт и верования древних славян. СПб.: 2000. С. 20.

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki. Статья: «Славянская  мифология»

[4] http://ru.wikipedia.org/wiki. Статья: «Славянская мифология»

[5] См. Б. А. Рыбаков «Язычество  древних славян».

[6] См. Лихачёв Д. С. «Слово  о полку Игореве» и культура  его времени. Л.: Худож. лит., 1985.

 


Информация о работе Общая характеристика славянской мифологии