Нетрадиционные религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

В последние годы наше общество переживает один из наиболее драматических периодов в своей истории. В кризисной ситуации, которая охватила все сферы экономики, социальных отношений, культуры, многие люди видят выход в религиозных поисках. В этих условиях в Россию в большом количестве начинают проникать нетрадиционные религии из Западной Европы и США. Проникая в нашу страну, нетрадиционные секты и культы создают новую, небывалую доселе панораму религиозной жизни.

Содержание

Введение
1.Понятие и причины возникновения нетрадиционных
религий
2. Вероучение, культ и организация Международного
Общества Сознания Кришны.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ имени ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ.docx

— 36.47 Кб (Скачать документ)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ имени ЕКАТЕРИНЫ  ВЕЛИКОЙ

 

 

Факультет управления, экономики и менеджмента

 

 

 

Дисциплина «Религиоведение»

 

 

Контрольная работа (реферат)

 

 

Тема: (вариант) «Нетрадиционные религии».

 

 

 

 

                                                               

 

 

                                                                Выполнила: Смирнова Е.А.

                                                       Группа: ___________

                                                             Проверил: ____________

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2012 год

 

                                                       Содержание

 

Введение 

1.Понятие и причины возникновения нетрадиционных

религий

2. Вероучение, культ и организация Международного  

      Общества Сознания Кришны.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы наше общество переживает один из наиболее драматических  периодов в своей истории. В кризисной  ситуации, которая охватила все сферы  экономики, социальных отношений, культуры, многие люди видят выход в религиозных  поисках. В этих условиях в Россию в большом количестве начинают проникать  нетрадиционные религии из Западной Европы и США. Проникая в нашу страну, нетрадиционные секты и культы создают  новую, небывалую доселе панораму религиозной  жизни. Если ранее на территории СССР, а затем на территории России существовали несколько традиционных религий (православие, ислам, ламаизм и некоторые другие, в том числе и протестантские секты), а принадлежность человека к  одной из них определялась культурными  и духовными традициями среды  его обитания, то теперь человек  поставлен в ситуацию религиозного плюрализма, т. е. выбора религии для  исповедания. В этих условиях возрастает и актуальность теоретического рассмотрения проблемы возникновения и развития нетрадиционных движений.

 

1. Понятие и  причины возникновения нетрадиционных  религий

 

Мировые религии, наряду с  национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего  населения земного шара. Однако процесс  формирования религиозных систем продолжается и в наше время. Религиоведами  установлена определенная взаимосвязь  между характером той или иной эпохи и зарождающимися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в  соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновидности религии. На этой идее базируется классификация религий, созданная крупнейшим американским социологом Р. Белла. По мнению Р. Белла  в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется  ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных  движений, организаций, культов.

Дмитрий Розет в работе «Определения и признаки культа»  предлогает четыре подхода к определению  культа:

·Популярный подход: это  подход журналистов и политиков. Не будучи специалистами в данном вопросе и преследуя популистские цели, приверженцы подобного подхода  действуют по принципу: «Культ - это  все, с кем я не согласен».

·Психологический подход: в основе психологического подхода  к проблеме лежит убеждение, что  культы насильственно изменяют мышление человека, и что любой человек, при определенных условиях, может  стать жертвой такого влияния.

Чаще всего в рамках психологического подхода используются два термина: деструктивный культ  и тоталитарная секта.

Тоталитарная секта - это  группа с жестким авторитарным управлением, сознательно отрывающая человека от общества и ограничивающая его свободу  выбора и самостоятельность мышления.

Деструктивный культ - группа, учение и действия которой наносят  вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются  на его общественной, семейной и  личной жизни.

·Социологический подход: культ в данной типологии - это  тоже молодая энергичная группа, только в отличие от секты не имеющая  исторических связей с какими-либо из ранее существовавших в данном обществе церквей. Культ - это религиозное  нововведение, либо импортированное  из какой-то другой культуры, либо самостоятельно развившееся внутри данной культуры.

·Богословский подход к определению  культа основан на понятии христианской ортодоксии или исторического христианства.

Согласно определению  д-ра Майкла Лангоуни культом следует  называть группу, которая проявляет  чрезмерную привязанность к некоему  человеку, идее или вещи; использует программу изменения мышления для  того, чтобы убедить, контролировать и социализировать своих членов (т.е. ввести их в круг характерных  для группы внутренних взаимоотношений, убеждений, ценностей и обычаев); систематически порождает в членах состояние психологической зависимости; эксплуатирует членов с целью  достижения поставленных руководством задач; наносит вред членам, их семьям и обществу.

Исследователь Л.Н. Митрохин предложил назвать возникшие  в нашем веке религиозные вероисповедания  религиями «Нового века». Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии». В широком  смысле слова нетрадиционные религии  обозначают «все религиозные движения, возникающие в новое время, примерно с середины XIX века» (Р. Флаше). М.Ю. Смирнов говорит о нетрадиционных движениях как о религиях, не имеющих длительного существования в историческом прошлом какого-либо народа и исповедуемые ограниченными группами населения на основной территории проживания этого народа. В своей работе «Религиозная толерантность в свете традиционных и нетрадиционных религий» он пишет: «Понятие нетрадиционной религии не имеет однозначного применения. Вне научного дискурса оно чаще всего употребляется в порицательном смысле, как указание на опасное присутствие чуждых религиозных влияний или квази-религий, подрыв традиционных духовных основ общества. Нормативность такого звучания придает негативное значение всем характеристикам нетрадиционной религии. Любое проявление нетрадиционной религии рассматривается как враждебное «истинной религиозной вере».

По словам профессора Айлин  Баркера нетрадиционным движением  называется «религиозная, этническая или духовная группа, не получившая (или еще не получившая) общественное признание в качестве деноминации  или церкви, - в особенности, если она имеет нетрадиционное вероучение и не является сектой».

Нетрадиционные религии  получают распространение в США  и Европе с конца 1950-х, в странах  СНГ - с конца 1980-х. Причины появления  нетрадиционных религий многие исследователи  видят в кризисе постиндустриальной культуры (материалистической по своей  сути): масштабные ценностные трансформации  после Второй мировой войны; секуляризация  дает обратную реакцию в виде массовой сакрализации при замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугубление чувства трагичности  от бесперспективности разрешения нарастающих  проблем (экологический кризис, политический экстремизм, ядерная угроза и т. п.); феномен социальной робинзонады  личности: рост чувства одиночества  человека, отчужденности, бессилия. В. Франкл обобщил эти причины как  экзистенциальный вакуум, т. е. утрата людьми смыслообразующих ценностей  жизни, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Согласно концепции  Тоффлера, массовое появление новых  религий, сект и культов - следствие  крупнейшего цивилизационного сдвига, означающего вступление западных стран  в постиндустриальную фазу общественного  развития.

Итак, термин нетрадиционные движения охватывает собой широкий  круг движений, начиная с тех, которые  основаны на новых подходах к религии  и духовности и предоставляющие  своим последователям свободное  членство, и заканчивая общинными  организациями, которые требуют  от своих последователей значительного  соответствия другим членам группы и  социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества.

Причиной возникновения  нетрадиционных религий считается  экзистенциальный вакуум, в котором  оказались многие западные общества в 1940-1950-е гг., их духовный кризис и  утрата ими высоких стандартов ценностных жизненных смыслов, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Их истоки лежат в упадке постиндустриальной материалистической по своей сути культуры - масштабных трансформациях ценностей  после Второй мировой войны; обратной реакции на секуляризацию в виде массовой сакрализации несакральных объектов и замещении традиционной религиозности  квазирелигиозным сознанием; усугублении  чувства трагичности от нарастания глобальных угроз (экологический и  др. вызовы, политический экстремизм, ядерная  опасность и т.п.); росте чувства  одиночества, отчужденности и бессилия человека перед валом обрушившихся на него проблем.

 
2. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны.

Наиболее крупной из неоориенталистских современных вероисповеданий является «Международное Общество Сознания Кришны» 
(религиозная организация вайшнавов). «Международное Общество Сознания Кришны» (MOCK) было основанно в 1966 году в США индийским проповедником Абхай Ширан Де (1896—1977) получившим ритуальное имя Его Божественная Милость Бхактиведанты Свами Прабхунда. Благодаря активной миссионерской деятельности основателя общества сознания Кришны и его последователей это религиозное вероучение получило широкое распространение по всему миру. В России деятельность кришнаитов началась в 1972 году, начало которой положил сам Свами Прабхунда. В настоящее время в России имеется более 90 храмов МОСК. Общее количество приверженцев этой религии около 700 тысяч человек. Ведется подготовка кадров священнослужителей, издается журнал «На пути к Богу». 
Учение кришнаитов генетически связано с индуизмом. Кришнаиты представляют свое вероучение и культ как органическое продолжение, современную интерпретацию древнего ведического учения. Основной труд, в котором Свами Прабхунда изложил свое учение, называется «Бхагават-Гита, как она есть». Таким образом, кришнаиты хотят подчеркнуть, что их религия не является каким-то новообразованием. Она имеет древнейшие корни и базируется на «ученической преемственности», цепь которой возникла на заре творения, когда Кришна — Верховная личность Бога, вложил ведическое знание в сердце Брахмы, первого сотворенного живого существа во Вселенной. Брахма передало это знание своему сыну и ученику Нерьяде, который впоследствии стал духовным учителем Шрилы Вьясадевы, составителя Вед. В XX в. эта цепочка дошла до Бхактиведанты Свами Прабхунды, который сумел изложить это учение на понятном для человека нашего времени языке — языке людей, воспитанных в традициях европейской культуры. 
Вероучение кришнаизма или религия вайшнавов (преданных Богу) основано на принципе монотеизма. С точки зрения этого вероучения, существует единственный абсолютный Бог — Кришна, который выступает в трех сторонах своего проявления: Бхагавака, Брахман и Паратама. Бхагавак — это сторона Бога как Верховной личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, красотой. Брахман — это внеличностная сторона: 
всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бесконечная сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Паратме выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой — дживой. 
Бог вечен и несотворим, обладает бесконечным разнообразием энергий. В соответствии со множеством действий у Бога множество имен, но главное из них — Кришна (Всепривлекающий). Остальные Боги мыслятся как аватары (воплощения) Кришны. В качестве такой аватары выступает в кришнаизме и Иисус Христос. Кришнаизм, как и многие другие вероисповедания, возникшие в XX в., стремится стать религией объединения. Поэтому он включает в свой пантеон всех Богов традиционных религий. 
Кришнаиты большое значение придают учению о двойственной природе всего мира: духовного и материального. Человек также представляет собой существо, состоящее из двух начал: духовного и материального. Духовное начало является основой человека, то, что живет вечно, тело лишь оболочка души, и душа постоянно меняет эту оболочку. Следуя традициям ведической религии, кришнаиты утверждают, что душа способна перевоплощаться в 8400000 форм жизни. Эти перевоплощения происходят по закону Кармы и могут продолжаться бесконечно. Однако, когда душа приобрела человеческий облик, у нее появляется возможность прервать эту цепь перерождений, развить свое изначальное духовное сознание и осознать себя неотъемлемой частицей Верховного Господа. Иными словами, у нее появилась возможность слиться с Кришной. 
Освободиться от материального мира, развить в себе сознание Кришны может каждый человек. Для этого он должен посвятить себя преданному любовному служению Богу. Это служение составляет основу бхакта-йоги, которая складывается из девяти видов деятельности. 
Бхакта-йога составляет основу культовой деятельности кришнаитов. Цель культовой деятельности кришнаитов, по их мнению, заключается в том, чтобы полностью погрузиться в духовное сознание, восстановив свои взаимоотношения с Богом и развить в себе любовь к Богу, изначально присущую каждому живому существу. 
Один из важнейших принципов, на которых базируется культовая практика кришнаитов, состоит в самоограничении человека. Кришнаит — «преданный» должен стремиться свести к минимуму потребности материального тела, чтобы поднять свое сознание на более высокий уровень и сберечь время для духовной деятельности. Самоограничение включает в себя отказ от мирской жизни и всех благ, которые она предоставляет. Идеальной формой такого отказа является прежде всего имущество, пожертвование средств в пользу Общества Сознания Кришны и переход на положение монаха или монахини в храм. Те, кто не переходят на монашеский образ жизни, могут продолжать свою деятельность в мире, зарабатывая себе на жизнь и внося пожертвования в храмы. 
Большое значение в кришнаизме придается пищевым ограничениям. «Преданным» запрещается употребление в пищу мяса, рыбы, яиц. Кришнаиты пропагандируют вегетарианскую пищу. Вместе с тем, они запрещают применение одурманивающих и возбуждающих средств, в том числе кофе, чая, табака. Осуждают недозволенные половые отношения, то есть половые отношения, не предназначенные для зачатия детей. 
В культовой практике кришнаитов большое место отводится омовению. Чистоплотность, по их мнению, — это одно из важных качеств «преданного». Омовение рекомендуется совершать два — три раза в день. Совершив омовение «преданный» наносит на тело тилак. Тилак — это глина с берегов Ямуны — одной из священных рек Индии. Тилак наносится на лоб и двенадцать других мест на теле, каждый раз произносится одно из имен Вишну. Эти знаки, с точки зрения кришнаизма, защищают тело и указывают на то, что человек носящий тилак является преданным Верховной Личности Бога, Нуш Кришны. 
Большое место в культовой практике кришнаитов занимают ритуальные богослужения в храме. Эти богослужения совершаются каждый день, начиная с рассвета — в 4 утра — и заканчиваются в 21 час. Особое значение в культовой практике занимают медитации. Во время медитации человек полностью выключается из этого мира и концентрируется на любви к Богу. Исключительная роль во время медитации отводится мантре (очищение ума): «Харе Кришна, Кришна Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама Рама, Рама Харе, Харе». С точки зрения кришнаитов, мантра — это воспевание святых имен Бога. В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 17 28 раз. Как утверждают учителя кришнаизма — гуру, повторение мантры необходимо для того, чтобы полностью сконцентрировать сознание на Боге, придя в молитвенное состояние и медитируя на звуки Его святого имени. Медитации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Индивидуальные медитации (джана) совершаются на четках. Коллективные медитации осуществляются во время службы в храме. Этот вид медитации называется киртана. 
Кришнаиты придают религиозное значение всей жизнедеятельности своих последователей — «преданных». Поэтому в качестве культовой деятельности выступают и уборка храма, и перевод на родной язык учения Свами Прабхунды, и благотворительная деятельность. За каждым «преданным» закреплены определенные обязанности и выполнение их осмысливается как осуществление религиозного долга, форма проявления любви к Кришне и служение ему. Наиболее же важной признается миссионерская деятельность, проповедь и пропаганда учения, включая и переводческую и издательскую деятельность. 
Международное Общество Сознания Кришны представляет собой религиозную организацию типа деноминации. Основными ячейками религиозной жизни являются храмы. При храмах, как правило, создают проповеднические (миссионерские) центры — гуркулы, где получают систематическое религиозное образование и воспитание пришедшие в общину «преданные». После прохождения обучения они получают посвящение в вайшнавы. Все храмы в административном отношении самостоятельны. Вместе с тем, имеются три уровня взаимодействия и координации их деятельности: региональный, зональный и национальный. На низшем уровне координация проходит через региональные советы, состоящие из представителей храмов региона. На национальном уровне — через совет президентов наиболее крупных храмов данной страны. Мировой центр международного общества Сознания Кришны находится в Индии — Западная Бенгалия, город Маяпур.

Заключение

 

Нетрадиционные религии, ставшие самым заметным явлением общественной жизни России с последнего десятилетия XX в., представляют собой  противоречивый культурно-исторический феномен, различные формы проявления которого можно обнаружить на всем протяжении истории, особенно в периоды  глубоких и острых изменений в  общественной жизни. Современный всплеск  интереса к ним во многом вызван всем ходом развития современной  цивилизации, так как в своих  доктринах нетрадиционные религии  в мистифицированном виде отражают наиболее актуальные, острые проблемы, вызванные научно-технической революцией, ее последствиями и издержками.

Сегодняшний этап в понимании  нетрадиционных религий как культурно  исторического общественного феномена характеризуется, прежде всего, наработкой и накоплением исходного исторического  материала и созданием гипотез  цельной системной концепции. Сделан значительный шаг в создании типологии  нетрадиционных религий, достигнуты определенные результаты в выявлении причин ее возникновения, распространения и  воспроизводства.

Распространение нетрадиционных религий - в большей степени результат  резких и глубоких социокультурных  изменений конца 80-х - начала 90-х годов. В результате «перестройки», за очень  короткий промежуток времени Россия, великая мировая держава, переместилась  из одного исторического периода  в другой. Эти социокультурные  изменения породили чувство пессимизма, бесперспективности жизни, психологическое  ощущение хрупкости окружающего  мира, невозможности достичь гармонии в обществе, осуществить в нем  гуманистические идеалы. Общими для  определенной части населения стали  кризис гуманизма, разрушительный для  существования человека и культуры.

В условиях российского кризиса, неотступно сопровождающего наше общество на всем протяжении переходного периода, трудно ставить вопрос о гражданской  религии так, как это характерно для высокоразвитых стран мира, где  на протяжении многих десятилетий накоплен положительный опыт установления социально-политического  консенсуса с новыми религиями и  их ассимиляции с господствующей культурно-исторической традицией.

Итак, идеальная религиозная  ситуация в стране, к которой целесообразно  стремиться российскому обществу в  своем развитии, определяется единством  трех компонентов: секулярного государства (гарантирующего свободу совести своим гражданам), религиозного плюрализма и гражданской религии, направленной на позитивное, заинтересованное и активно-созидательное отношение к социальной действительности. Эти три условия явятся залогом веротерпимости между людьми, будут способствовать изживанию раскола общества по религиозным убеждениям и его внутреннему сплочению благодаря ориентациям на демократические, гуманистические и патриотические приоритеты.

Информация о работе Нетрадиционные религии