Национальные религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:00, доклад

Описание

Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества в рамках определенного этноса (народности). Особенности национальной религии определяют исторические, бытовые и культурные условия развития той или иной народности. Верования и культовая система национальных религий отражали и закрепляли специфику культуры определенной этнической общности. Эти религии генетически связаны с родоплеменными религиями, образы и элемента культа которых, они ассимилировали.

Содержание

1 Вступление
2 Национальные религии Китая
3 Протестантские церкви в современной Украине.

Работа состоит из  1 файл

религиовед-е.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)


 

Перевірив:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харків

2009

             

 

Вопрос: 1 Национальные религии Китая

              2 Протестантские церкви в современной Украине.

 

 

 

 

 

Список используемой  литературы:

1 С. А. Токарев Религия в истории народов мира

2 А. А. Ерышев Религиоведение уч. пос. 3-е изд. стер

 

 

 

 

план.

 

 

1 Вступление

2 Национальные религии Китая

3 Протестантские церкви  в современной Украине.

 

 

 

1 Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества в рамках определенного этноса  (народности). Особенности национальной религии определяют исторические, бытовые и культурные условия развития той или иной народности. Верования и культовая система национальных религий отражали и закрепляли специфику культуры определенной этнической общности. Эти религии генетически связаны с родоплеменными  религиями, образы и элемента культа которых, они ассимилировали.

 

2 На протяжении двух тысячелетий своеобразный тип религии формировался в Древнем Китае. Историки – китаеведы (синологи) выделяют четыре наиболее крупные формы национальной китайской религии, которые одновременно можно рассматривать и как основные этапы ее эволюции: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство.

Культ Шан-ди – типичная ранняя политеистическая форма религии. В середине второго тысячелетия до н. э. в долине Хуанхэ сложилась иньская цивилизация. Иньцы почитали многих богов – духов, которым приносили жертвы. Верховным божеством был Шан-ди, одновременно легендарный родоначальник иньцев и их предок- тотем. Со временем на первый план выдвинулось отношение  к Шан-ди как к первопредку, который, прежде всего, должен заботиться о благосостоянии своего народа. Это обстоятельство привело к тому, что основой основ религиозных систем  Китая стал культ предков и опора на традицию (с его помощью обеспечивались единство и преемственность рода), а так же к усилению рационального начала: не раствориться в абсолюте, а научиться достойно жить в соответствии с принятой нормой, ценя саму жизнь, а не ради грядущего спасения, обретения блаженства в другом мире.

Со временем  в эпоху династии Чжоу культ Шан-ди слился с культом Неба. Китайский правитель стал сыном неба, а его страна Поднебесной. Верующие китайцы считали, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Добродетель истолковывалась  как следование закону Неба. Древнему китайскому  мировосприятию была глубоко созвучна идея совершенства природы, внутренней ее гармонии.

Около 6 в. до н. э. сложилось учение Лао-Цзы, имя которого означает буквально «старый философ». Центральной идеей философии Лао-Цзы была идея «Дао», что на китайском языке буквально означает путь. Даосизм складывается в развитую религиозно – культовую систему. Согласно ханьскому историку Сыма-Цаню настоящее имя Лао-Цзы было Лао–Дань.

Лао-Цзы приписывается авторство книги: «Дао-де-цзин», которая стала основой развития даосизма. Дао означает здесь недоступный человеку, укорененный в вечности «путь», само божественное первосущество, Абсолют, из которого возникают все земные явления и человек. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм развивает мистическую сторону китайской религиозно – культовой системы. Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, которое позволяет ему погрузиться в общение с божественным Дао.

Почти одновременно с философскими книгами Лао-Цзы и его учеников появилась в Китае другая группа философских сочинений, восходящая к родоначальнику другой господствующей религии Китая – Кун-Цзы (конфуцианство).

Конфуцианство – китайская государственная религия, представляющая собой философию морали, облеченную в религиозную форму. Ее основатель – философ, историк и государственный деятель Конфуций. Известно, что  вначале  он был низшим чиновником в государстве Лу, позже в течение нескольких лет странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни Конфуций посвятил ученикам, их обучению и упорядочению некоторых классических книг. Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» (« У-цзин») и «Четверостишие» («Сы- шу»).

Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Основное содержание учения Конфуция составляют пять простых и великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество. Этика Конфуция понимает человека в связи сего социальной функцией, а воспитание – как поведение человека к надлежащему исполнению этой функции.  Такой подход имел большое значение для социально – экономического упорядочения жизни в аграрном Китае, однако он вел к редукции (сведению) индивидуальной жизни к определенному социальному положению и деятельности. В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества, просуществовавших более тысячи лет в почти неизменном виде. Высшим божеством этой религии считалось строгое и ориентированное на добродетель Небо, а в качестве великого пророка не вероучитель, провозглашающий истину данного ему божественного откровения, а мудрец Конфуций, предлагающий моральное усовершенствование в рамках строго фиксированных, освященных авторитетом древности этических норм.

Выступая против тех, кто желал строить общество только на насилии и страхе наказания, Конфуций захотел утвердить его на чисто этических принципах. По содержанию своему конфуцианский культ представлял собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае  с древности, семейно- родовых обрядов. Важнейшим из них был культ предков. Этот культ стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Каждая семья имела свой  семейный храм или молельню, где выполнялись в определенное время обряды семейного культа.

Основной принцип конфуцианства – незыблемость существующего строя. Это идеология патриархальной монархии, ставшая основной идеологией китайского феодализма. В «Чжун-юн» весь традиционный уклад жизни сведен к «пяти отношениям» - Это отношения между государем и чиновниками; родителями и детьми; мужем и женою; старшими и младшими братьями, между друзьями. Иерархические отношения положены в основу всего. Одним из существенных факторов поддерживавших в действии этот государственный культ, служила система государственных экзаменов, которая в императорском Китае  была единственным средством получения государственных должностей. Для сдачи государственного экзамена нужно было в совершенстве обладать знанием классических конфуцианских книг.

Одним из основных правил написанной конституции старого Китая было то, что император должен управлять через конфуциански образованных чиновников.

Совершенно ясна политическая роль этой религии. Для Китая это сугубо консервативная  религия, весь смысл которой состоял в соблюдении традиций, в религиозном отношении к государственным обязанностям, к обязанностям чиновника в освящении феодально-деспотического государственного строя.

 

 

3  Протестантские движения в Украине являются неоднородными и делятся на две группы:

Первая группа – это разнообразные церкви и течения, учения которых сформировалось на почве  западного протестантизма, который откололся  от католической церкви. К ним принадлежат: баптисты, евангелисты, пятидесятники, адвентисты, иеговисты и др. Эти церкви и секты еще называют «поздним протестантизмом»

Вторая группа – церкви и секты, вероучение которых сложилось на почве православия, они откололись от православной церкви. К ним принадлежат старообрядцы, истинно православная церковь православные христиане  и др.

Самые распространенные в Украине протестантские конфессии западного направления. Другие не приобрели значимого распространения.

Церковь Евангельских христиан- баптистов (ЕХБ) – наиболее распространенная среди протестантских церквей. Организовалась в 1944г. вследствие объединения баптистов с близкими к ним евангелистами и некоторой частью общин пятидесятников. Был создан  Всесоюзный совет евангелистов христиан – баптистов, как высший орган церкви. Евангелизм распространялся в Галичине одновременно с баптизмом из США. В Нью-Йорке состоялся съезд галицинских евангелистов, который создал Украинское  евангельское объединение (УЕО). Объединение посылало проповедников  в Украину, щедро финансировало  местные общины. В 1925г. состоялся  съезд евангелистов  в Станиславе, который создал Украинский евангельский церковный совет. Деятельность этого совета щедро финансировалась  американским банком Рокфеллера через местного капиталиста Цеклера. Церковь Евангельских христиан-баптистов – строго  централизованная  религиозная организация. В отличие от православной  и католической церквей она построена на принципе фиксированного членства. Верующие по территориальному принципу создают общину. Почти каждая религиозная община – это активное подразделение, которое проводит систематическую религиозную пропаганду. В Украине зарегистрировано свыше 2000 общин  евангельских христиан-баптистов. Высшим органом  баптистской церкви  является Общество евангельских христиан-баптистов Украины,  которое находится в Киеве.

Социологические исследования, проведенные в последнее время в разных областях страны, свидетельствуют  об интенсивном процессе перемен духовного мира  современного верующего. Современный верующий  иначе оценивает свое место в мире, роль религии в историческом процессе, а так же в решении социальных  проблем общества. Все это существенно отражается на его характере, религиозных взглядах и деятельности. 

Пьятидесятничество - протестантское вероучение, которое сформировалось в США в 19 ст. Название происходит от ветхозаветного праздника пятидесятницы. В Новом Завете оно называется Троицей и празднуется на 50-ый день после Пасхи. Это сравнительно молодая, однако активно действующая секта в Украине.

В1922г. в западных областях Украины мессионер из Неметчины организовал  религиозные общины христиан веры евангельской. В 20-х г.в Украине появились «пятидесятники-суботники» и евангельские христиане – «святые сионисты». В Украине пьятидесятничество неоднородное в нем есть течения названные именами их основателей. Для пятидесятников характерно глубокое фаталистичное отношение к жизни. Подобный пессимизм существенно влияет на социальную активность верующих, усвоение ими ценностей культуры. Конкретно социологические исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют, что в среде пятидесятников прослеживается постепенное размывание индеферентности  и социальной пассивности. Много верующих не только реалистично воспринимают действительность, но и проявляют активность в сферах трудовой, гражданской и культурной жизни.

В Украине существуют более 900 пятидесятнических общин. Они объединены в Союз христиан веры евангельской Украины. Ныне действуют 180 общин христиан евангельской веры  вне союзов, 67 общин харизматического направления, 144 общины церкви полного Евангелия, 50 общин Союза свободных церквей христиан евангельской веры Украины. В нашем государстве более распространенное течение адвентистов седьмого дня Адвентизм – протестантское вероучение, которое возникло в30-е годы 19 ст. в США. Основатель – Вильям Миллер. Сохраняя основы баптизма, адвентисты акцентируют внимание на ожидании пришествия (адвентус) Иисуса Христа, в результате чего воскреснут праведники. Другие воскреснут тоже, но для Страшного суда после тысячелетнего царства Христа. В нашу страну адвентизм был завезен американскими проповедниками в конце 19 ст.

Адвентизм не является однородным течением, он состоит из многих направлений: адвентисты седьмого дня, адвентисты первого дня, адвентисты тысячелетия, адвентисты евангельские адвентисты-реформаторы, адвентисты будущего столетия и др. Высшим органом адвентистов седьмого дня является генеральная конференция, исполнительный комитет, которой находится в Вашингтоне. В Украине высшим органом является «Украинская унионная конференция церкви адвентистов седьмого дня, которая объединяет свыше 1000 общин. Украинские адвентисты официально в международные адвентистские организации не входят. Авентистские общины в Украине процесс перестройки и национального возрождения встретили позитивно. Проповедники призывают верующих быть социально активными, добросовестно исполнять свой гражданский долг, брать активное участие в труде на благо общества, в борьбе за мир.

Иеговизм – (Свидетели Иеговы) – протестантское движение христианства,

возникшее в 70-х  г. 19 ст. в США. В Украину иеговизм в нач.20 ст. проник из западных государств в частности из Польши, Неметчины, Уорщины, Словакии и Румынии. Его распространяли иеговистские мессионеры.

Иеговисты отбрасывают догмат о Святой троице. Они поклоняются Богу-отцу, имя которого Иегова. Подобно адвентистам иеговисты  отбрасывают христианский догмат о бессмертии души и существовании загробного мира.

Иеговизм пытается держать своих последователей  в постоянном страхе и ожидании мировой катастрофы. Идеология иеговизма неодинаково воспринимается верующими. Социологические исследования, проведенные в разных областях Украины, свидетельствуют о том, что около половины опрошенных свидетелей Иеговы  в основном воспринимают модернистское вероучение  бруклинского центра. Следует учитывать специфику содержания и формы поведения молитвенных собраний иеговистов.

Молитвенные собрания иеговистов – это своеобразные семинарские собрания, на которые верующие приходят не только для того, чтобы помолиться и послушать проповедь, а главным образом для того, чтобы изучать бруклинскую литературу про Библию и самим комментировать Святое Письмо. Кроме того на таких собраниях формируются специфические отношения между присутствующими, что характеризуется определенной эмоционально-психологической солидарностью, групповой религиозной мыслью, которая морально влияет на каждого верующего.

Большинство св. Иеговы в нашей стране позитивно встретили реформы и национальное возрождение Украины. Они добросовестно работают в сфере производства и их моральное сознание ориентировано не только на религиозные. Но и на светские духовные ценности.

В мире сегодня насчитывается около 30 тыс. иеговистских общин и соответствующее количество корпораций старейшин. В Украине действуют около 570 иеговистских общин, которые объединены в «Религиозную организацию свидетелей Иеговы Украины».     

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 


4

 



Информация о работе Национальные религии