Миф и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:44, реферат

Описание

МИФ И РЕЛИГИЯ — формы культуры, имеющие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, изучая непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре мифа и религии. Религия, как таковая, предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, основанных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения складываются в границах мифологического сознания. Религия выражает потребность человека в ощущени

Работа состоит из  1 файл

Миф и религия.doc

— 25.50 Кб (Скачать документ)

Миф и религия. 

МИФ И РЕЛИГИЯ  — формы культуры, имеющие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, изучая непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре мифа и религии. Религия, как таковая, предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, основанных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения складываются в границах мифологического сознания. Религия выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего. В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством.

Религия стала  доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. 

Одновременно  существует и тенденция обособления  мифа от религии. Сообразно с логикой  мифа можно изучать социально-культурные явления или же создавать идеальные конструкции средствами художественной фантазии. Миф — первая форма рационального постижения мира, его образно-символическое воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий. К тому же, миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая могла претворяться в магическое действие как средство покорения непостижимого. Мифологические образы наделяются смыслом, понимаются как реально существующие. Мифологические образы в высшей степени символичны, являются продуктом отражения синтеза чувственно-конкретного и понятийного моментов. Так, Посейдон — властитель морской стихии, имя Аида символизирует царство мертвых, а Аполлон — бог света. 

Можно сказать, что развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпритировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века.

Информация о работе Миф и религия