Культура мифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:15, контрольная работа

Описание

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации.

Содержание

Введение.

2. Мифология Древнего Рима.

Работа состоит из  1 файл

культура мифов.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)

  Об  этрусских богах можно сказать  немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование реального  ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

  Этрусские легенды сообщают, что однажды  в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек  с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений  гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

  Далее свое влияние на римскую мифологию  оказала греческая. Дмитриева Н.А. дает такую оценку этому факту: «Первоначальная  римская мифология, в отличии  от греческой безобразна и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал  весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Арес – марсом и т.д. «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций)»[5].            

    На дальнейшее развитие римской  мифологии оказали влияние три  фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная   римская   агрессия   и   знакомство   с  более  развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, а должность главы культа - великого понтифика - выборной, в соединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой касте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала сама гражданская община.           

    Идеологическим же обоснованием  сплоченность гражданского общества  стало почитание предков и  богов. Причем отношение с богами  в новом обществе подверглись  столь же предельной рационализации, как и отношения людей между собой. Традиции, у истоков которых стояли боги, были важнейшим ориентиром, обеспечивающим стабильность жизни. Таким образом, право коллектива получило как бы божественное освящение. Вот почему римская имперская власть, возникшая для поддержания порядка в среде римского общества, сразу же приступила к самообожествлению. «Культ императора должен был олицетворять единство римских граждан, рассеянных по громадной державе, одновременно выступая ориентиром для не имевших гражданства провинциалов. По сути это был культ не личности, а такого же символического знака общественной потребности, каковыми были все языческие боги.»[6]. Античное христианство сумело заместить этот культ потому, что не было связано с различием между гражданами и негражданами. Это произошло тогда, когда в правах были уравнены все жители империи.            

    Появление раннего христианства  было обусловлено тем, что Рим постепенно захлестывала волна всевозможных сектантских учений, философских школ, мистических культов, идущих с Востока. И тенденция установления единобожия была очень сильна. На единую, общую для всей империи религию надеялись как на средство сохранить империю, предотвратить ее распад. Однако было уже поздно, и даже установление единой религии не спасло бы раздираемое противоречиями государство. 
 
 

  2.         Использованная литература:

  1.          Троянский И.М. "История античной литературы", 3-е издание, Л., 1957

  2.          Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.

  3.          Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961г. 
 

http://www.bestreferat.ru/referat-43695.html

Информация о работе Культура мифов