Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:27, реферат

Описание

Третьей, самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. На сегодня это одна из самых распространенных мировых религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти все исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама. В нашей стране мусульмане также составляют большую группу населения. Несмотря на такую большую географию, все народы, исповедующие ислам составляют единое культурное целое, поэтому правомерно говорить об исламском типе культуры.

Содержание

1. Введение
2. Становление ислама и его основные заповеди.
3. Священные тексты ислама: Коран и Сунна
4. Система мусульманских ценностей
5. Заключение

Работа состоит из  1 файл

РАБОТА.docx

— 43.45 Кб (Скачать документ)

    Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других религий, легенд и преданий арабского народа, которые в той или иной мере отражают социально-экономические отношения, существовавшие на Аравийском полуострове в VI —VII веках нашей эры.

    Наряду с Кораном важным источником исламского вероучения является Сунна — мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов — рассказов об изречениях и действиях пророка Мухаммеда. Не все мусульмане признают сунну, признающие ее называются суннитами, они составляют большинство среди исповедующих ислам.  Но более популярным среди мусульман сборником хадисов является "Аль-Джами ас-Сахих", составленный Аль-Бухари. Этот сборник считается второй книгой после Корана. Согласно мусульманской традиции Аль-Бухари собрал около 600 тысяч хадисов и после тщательного их изучения признал достоверными 7250 хадисов. Основная часть сборника посвящена разъяснению вероучения, культовых предписаний, правил ритуальной чистоты, две большие книги посвящены вопросам толкования и превознесения достоинств Корана. В значительной части сборника рассматриваются правовые и нравственные проблемы, есть немало хадисов исторического и биографического содержания. На основе этих религиозных книг можно составить представление о содержании мусульманского вероучения. 

    В  его основе лежит вера в бога, признание его как всемогущего, бессмертного, милосердного, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ, вера в то, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он же обуславливает саму возможность получения урожая, размножения скота и так далее. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть верны своему Богу, которому нет равных в мире. Он изображается как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям.

    Мусульманская  доктрина нравственности исходит  из абсолютного значения норм  морали, установленных Кораном, из  неизменности и универсальности  этих норм для любых народов  и времен. Причем исламская мораль  исходит из того, что человек  по своей природе порочен, только  страх божьего наказания может  заставить его вести себя правильно.  «Знайте, - обращается Коран к  мусульманам, - что жизнь в здешнем  мире есть обманчивая утеха,  обольщение, суетный наряд, тщеславие  между вами, желание отличиться  множеством имущества и детей:  она подобна тем произрастаниям  при дожде, которые собой пленяют  земледельца, потом увядают. Жизнь  в здешнем мире есть только  обманчивое наслаждение». Высший  нравственный долг человека —  это служение богу, его восхваление.  Все остальное является второстепенным, несущественным. 

    Система мусульманских ценностей               

    Догматика ислама проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один Бог – Аллах. Культ Аллаха – всемогущего, всемилостивого, бессмертного, милосердного Бога. Аллах абсолютная ценность, но нечто внешнее по отношению к человеку. Даже к людям он обращается через «махди» (мессия, посланник, пророк). Мухаммед был его посланником - пророком, через которого было дано божественное откровение, до него Бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но их учения были искажены во многом их последователями, поэтому Мухаммед как последний выше их всех. Ислам - единственная истинная религия, хотя ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другие религии, считая их «людьми писания».

    Аллах обуславливает возможность и существования человечества. Человек был сотворен Аллахам из земли: вылепив оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» - жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей – телесной и духовной. Женщина вышла из ребра Адама: во время его сна ангел по воле Бога достал у Адама ребро и произвел на свет Хаву (Еву) – «приятного товарища», чтобы Адам не скучал. Мусульманин должен быть покорным Аллаху и, умирая в битве за веру, он останется шахидом и идет прямо в рай. Женщина должна быть покорной мужчине, и неизвестно, обладает ли она душой. Мужчина признавался абсолютным лидером. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье, счет родства велся строго по отцовской линии. Божье благословение лежало именно на сыновьях, поэтому только после рождения сына человек здесь считался полноценным. В жизни женщина в мусульманском мире – униженное существо. Достаточно мужу трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей «ты свободна» или «таляк» (развод), и жена должна безропотно покинуть дом мужа и очутиться на улице. Женщина должна жить только на своей половине дома. Видеть ее могут муж, отец, свекор, сыновья, рабы и евнухи. Изменившую мужу забивали камнями. Бесплодие женщины считается наказанием Аллаха, огромным несчастьем. Намеренная бездетность, как и безбрачие – тяжкий грех.

        На Земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине, в умме, которая символизирует собой общность всех правоверных. Жизнь каждого мусульманина, его образ мыслей, быт и система ценностей строго контролируются уммой, вне которой индивид становится изгоем и не может рассчитывать на благочестие и религиозное спасение. Отношения мусульман внутри уммы регламентируются Кораном, Сунной и шариатом – сводом религиозно-этнических предписаний, который был разработан в VII – XII веках в Арабском халифате. Шариат исходит из принципа равенства мусульман и выступает в качестве мусульманского права. Мусульманское равенство предполагает, что все не более чем песчинка по сравнению со всемогущем Аллахом, и каждый покорный воле Аллаха и судьбе является воином ислама – федаином.

    Причастность  к исламу, к умме в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы.           

    Мусульманская  культура практически не признает  социальную замкнутость сословий, наследственной социальное неравенство.  «Напротив, религиозно освящен  и практически всегда реализовывался  принцип социальной мобильности:  сила, способности, случай открывают  двери наверх перед каждым, достойным  того». Вся система исламской  культуры воспитывала в правоверном  чувство превосходства над неверным. Исламское государство облагало  неверных более высоким налогом,  чем поклонников Аллаха. Неверный  всегда рассматривался в мусульманском  государстве как неравный правоверному.

        Как проста догматика ислама, также просты и его обрядовые и практические заповеди. Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв. Мусульманин должен пять раз в сутки совершать молитву - намаз: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Перед молитвой следует заявить намерение вслух или про себя. Молитва предполагает полное подчинение воле Аллаха и сосредоточение душевных сил. В одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями.

  Особое место  в ритуалах исламской культуры  занимает пост рамазан. Он

соблюдается в  девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый  день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться  к женщине. После заката и пред восходом солнца мусульмане умеренно едят и пьют, очищают мысли и настраиваются на благочестивый лад. Пост прежде всего нацелен на укрепление веры в Аллаха. Каждый день до наступления рассвета мусульманин должен произносить особую формулу – нийа, в которой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без нее пост недействителен.

    Паломничество «хадж» в Мекку, по местам, где жил и проповедовал пророк Мухаммед, посещение храма Каабы (черный камень) по возможности хотя бы раз в жизни мусульманин должен осуществить. Паломник, осуществивший обряд полностью получает почетное звание «ходжи».

    В  основу мусульманского образа  жизни и мышления входит также  налог в пользу бедных - «закят» (очищение богатства). Каждый мусульманин должен пожертвовать часть своего дохода в пользу бедных, это может быть еда, одежда, деньги. В некоторых мусульманских странах на деньги верующих поддерживается здравоохранение и образование. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать пожертвований из того, что любите». Закят не только символизирует единство уммы и заботу богатых о бедных, но и содержит оправдание политической и религиозной власти претендовать во имя Аллаха на имущество любого состоятельного мусульманина. Ни один мусульманин не обладает правом уклониться от богоугодного дела помочь бедным, подготовить священную войну против неверных – джихад, содействовать умме своим имуществом.

    Существовали и запрещенные поступки (харам) – четвертый тип действий, те за которые наказывали и при жизни и после смерти: запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать.

    Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она активно вмешивается во все стороны жизни людей. В переводе с арабского «ислам» означает покорность, а "мусульманство" (от арабского "муслим") – предавший себя Аллаху. И личная и семейная жизнь верующих, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все должно быть подчинено целиком религиозным традициям. Еще не так давно в мусульманских странах было полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. В современном понимании ислам – это и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела.

    Благодаря особенностям ислама — жёстко предписанному поведению, нераздельности культовой, бытовой и политической жизни — исламская цивилизация сохранила единство, охватывающее множество стран. Однако и в исламской цивилизации существуют ответвления, так называемые региональные ветви. Они возникли в результате объединения различных культур, когда ислам распространялся на землях других цивилизаций. Обычно та или иная ветвь принимала одно из главных (суннизм, шиизм) либо второстепенных (мазхабы — направления суннизма) направлений ислама, отторгая все прочие.

     Художественные традиции исламского мира.    

    Исламская культура своеобразна и неповторима. Она богата философскими и художественными традициями. Философия (фалсафа) представленная Фараби, Ибн-Синой, Ибн Рушдом и другими внесла весомый вклад в мировую мысль.

    Фараби (870-950) развивал идеи Аристотеля. Также он разрабатывал учение об идеальном обществе, которое должно основываться на принципах, общих и человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу.

    Ибн-Сина (Авиценна) жил в XI веке. Он автор фундаментальных трудов, в которых систематизировались все современные ему научные знания.

    Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) – арабо-испанский философ. Большинство его трудов – комментарий к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается лишь учеными, так как только они оперируют доказательствами, но отнюдь не теологами.

    В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Основное содержание фалсафы  составляли идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа ее получения и обоснования.

    В философии Востока существует и несколько иная традиция, связанная с

возникновением  в IX веке в Аббасидском халифате суфизма – мистико-

аскетического течения внутри ислама.

   Его последователей называли факирами или дервишами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с Богом, разработали учение о постепенном познании Бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитивные божественные озарения. Суфизм повлиял не только на религиозную сторону жизни мусульман, но и оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока. Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает самое широкое распространение поэзия. В стихотворной форме автору было гораздо легче выразить себя через поэтические вольности, полунамеки, нарочито сложные и туманные образы. Кроме того, стихи, особенно короткие и легкозапоминающиеся были прекрасным средством распространения вольнодумных идей.

    Всемирно известно творчество Омар Хайяма (1040-1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма – это маленькая поэма с философским подтекстом.

    Творчество Абулькасима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шахнаме» не оставляет равнодушным. В ней он воспевал иранских царей, но в центре находится эпический герой Рустам, сын своего народа.

    Творчество Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением

замечательного  поэтического движения. Поэзию он сочетал  с философией,

суфизмом, музыкой. В его лирике преобладают темы любви и жизни, смерти и страданий.

    Основная композиционная форма арабской поэзии – знаменитая «касыда» - сложилась во второй половине VIII века. Это небольшая поэма из 80-10

Информация о работе Ислам