Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:05, реферат
Иранская мифология опирается на данные индоевропейской, индоиранской, ведийской и других мифологий. Основные источники иранской мифологии представлены текстами, памятниками искусства и археологии. Мифологическими осмыслениями пространства продиктованы планировки и детали архитектурных сооружений: колонные залы Пасаргад, Суз, храмов огня, дворцов Нисы. Особенную важность представляют так называемые луристанские бронзы с изображением мифологических персонажей, скальные рельефы Ахеменидской и Сасанидской эпох, а также изделия мелкой глиптики.
Иранская мифология
Иранская мифология опирается на данные индоевропейской, индоиранской, ведийской и других мифологий. Основные источники иранской мифологии представлены текстами, памятниками искусства и археологии. Мифологическими осмыслениями пространства продиктованы планировки и детали архитектурных сооружений: колонные залы Пасаргад, Суз, храмов огня, дворцов Нисы. Особенную важность представляют так называемые луристанские бронзы с изображением мифологических персонажей, скальные рельефы Ахеменидской и Сасанидской эпох, а также изделия мелкой глиптики.
Главным источником
для реконструкции иранской
Другой, еще более древний, источник сведений по иранской мифологии – эпические сказания, записанные на классическом персидском языке фарси, среди которых наиболее заметное место занимает эпос «Шахнаме» («Книга царей»).
Веретрагна (авест. Vərəϑraγna «разбивающий препятствие»), Варахрам, Бахрам — бог войны и победы в иранской мифологии. Божество-язат в зороастризме.
Образ Веретрагны восходит ко временам индоиранской общности (см. Праиндоиранская религия), его имя представляет собой иранский вариант эпитета ведийского Индры — Вритрахан «убийца Вритры».
В Авесте описаны перевоплощения Веретрагны: в ветер, быка, коня, верблюда, вепря, коршуна (или сокола), барана, козла и, наконец, в прекрасного воина.[1]
В «Младшей Авесте» Веретрагна включён в число язатов.
ТИШТРЙА
[авест., восходит к индоевропейскому
*tri-striios, «относящийся к созвездию
из трёх светил» (имеется в
виду пояс Ориона)], в иранской
мифологии (в «Младшей Авесте»)
Лит.:
Forssman В., Араоsа, der Gegner des Tistrila, «Zeitschrift für
vergleichende Spra. chtorschung», 1968, Bd 82, Н. 1, 8. 3761; Tilak
В. G., The Orion or researches into antiquity of the vedas, Bombay,
1893.
ВОХУ МАНА (авест., "благая мысль"), в иранской мифологии одно из божеств Амеша Спента, входящих в верховную божественную триаду. Дух - покровитель скота и общины оседлых скотоводов, воплощение "благой мысли". В среднеиранской традиции - Бахман, которому посвящён "Бахман-яшт".
Также покровитель религии, учения, учителей и пастырей, защитник миссионеров и всех находящихся в пути, покровитель животных. С ним связаны благая мысль, слово, контакты, раскрытие тайн, доброта, искренность, порядочность. К человеку приходит в образе старца с магическим посохом, которым он отгоняет злые мысли и который он протягивает для спасения всем странникам и путешественникам, терпящим бедствие. Высший дар Вохумана - дар пророчества, водительства других. Символ - белый или желтый жасмин.
Перевод
АША ВАХИШТА
(авест., букв. «лучший распорядок»),
Арта Вахишта, в иранской мифологии
одно из божеств, составляющих верховную
триаду в семёрке Алеша
Спента. А. В. воспевается в специальном
гимне «Аша Вахишта-яшт» и в «Гатах». Сочетает
функцию духа огня и абстрактную сущность
идеального распорядка в мире, общине
и семье, «праведность», духовную персонификацию
верховного жреца зороастрийских общин.
А. В. как божеству правды-праведности
противостоит злое божество лжи - Друг (Друдж).
«Видевдат» завершается афоризмом, выявляющим
центральное место А. В. в зороастризме:
«Есть лишь один путь, этот путь Аша, всё
остальное - беспутье».
В позднейшей иранской мифологии образ
А. В. трансформировался в представление
о небесном рае (фарси, Бехешт) и в его духа
Орду - Бехешт, ставшего названием второго
месяца иранского солнечного календаря
(расцветающего месяца весны, примерно
апрель).
Мифология: Иранская мифология
Предмет статьи: бог
Армайти (Армаити, Арматай, Спента Армаити) (авест. - "благочестие", "благонамеренность") - в иранской мифологии - одно из божеств Амеша Спента, добрый дух (ахура), покровительница земли и персонификация преданности (набожности).
Вне ортодоксального зороастризма Армайти воспринималась как богиня земли, иногда жена либо сестра (дочь) Ахурамазды, пребывающая с ним в кровнородственном браке ("Яшт" XIX 16) - мотив мирообразующего инцеста, восстанавливаемый ещё на индоиранском уровне. В "Яште" XVII Армайти - супруга Ахурамазды и мать Аши, Сраоши, Рашну, Митры.
Елисеева Л
Верховные боги Древнего Ирана
Мазда – Бог мудрости
Варуна – Бог клятвы, бог воды.
Митра – Бог договора, бог огня.
Боги Древнего Ирана
Ахуры – «добрые» боги.
Дэвы – «злые боги»
Веретрагна – бог войны и победы. Иконография
– сокол, кабан.
Тиштрйа («созвездие из трёх светил») –
бог-предводитель всех со-
звездий ночного неба. Олицетворение звезды
Сириуса. Ответственный за
дождь в период засухи. Почитался и как
стрелок, лук которого – орудие
судьбы. Иконография – юноша, белый конь,
златорогий бык.
Апаоша – демон засухи. Иконография –
безобразный чёрный конь.
Ахура-Мазда (Ормузд – греч.) – Бог
добра, мудрости, порядка,
справедливости. Творец всего существующего.
Ангра-Маинйу (Анхра-Майнью – Ариман –
греч.) – Бог зла, про-
тивник Ахура-Мазды.
Амэша спэнта («Бессмертные святые») -
Шесть главных богов зороастризма, помощников
Ахура-Мазды
1. Воху-Мана – «Благой помысел», бог скота.
2. Аша-Вахишта – «Лучшая праведность»,
бог истины и огня.
3. Спэнта Армаити – «Святое благочестие»,
бог земли.
4. Хшатра-Ваирйа – «Желанная власть»,
царство Божие, бог неба.
5. Хаурватат (Аурват) – «Целостность»,
бог воды.
6. Амэрэтат (Амартат) – «Бессмертие», бог
растений.
Саошйант – спаситель мира.