Индуизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:22, доклад

Описание

Индуизм – одна из самых древних и влиятельных религий в мире. Само название этой религии говорит о том, что она напрямую связана с Индией, хотя термин «индуизм» не индийского происхождения. Он – от персидского названия реки Инд. Некоторые исследователи считают индуизм не одной целостной религией, а синтезом ряда родственных друг другу религиозных идей, когда-либо проникавших в Индию с сотнями различных культурных, социальных и племенных групп. Поэтому трудно дать краткое и точное определение индуизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3


1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНДУИЗМА. 4


2. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ИНДУИЗМА. 5


3. ОСОБЕННОСТИ ИНДУИЗМА. КАСТЫ. 7


4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНДУИЗМА. 9


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 14

Работа состоит из  1 файл

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

Шиваизм, одна из двух основных ветвей индуизма. Названа по главному божеству – Шиве.

Истоки мифологического образа Шивы восходят к протоиндийской (хараппской) цивилизации (3–2-е тыс. до н. э.).  В генетическом предшественнике Шивы этого периода, условно названном прото-Шивой, были заложены две контрастные характеристики — эротизм и аскетизм, которые на протяжении последующих десятилетий были отличительной чертой индуистского Шивы. В ведийский период прямым предком Шивы было зловещее стихийное божество – Рудра. Культ Рудры-Шивы в ведах выявлен слабо, причём он засвидетельствован в наименее арианизированных областях.

Со временем Шива становится одним из основных божеств пантеона, его культ приобретает всё большую популярность.

В первые века христианской эры почитание Шивы приобрело регулярный храмовый характер. Цитадель шиваизма – дравидоязычный юг Индии. На юге Шива стал отождествляться с богом – покровителем городского населения.

Для своих приверженцев Шива – великий единый бог, который объемлет собой всю Вселенную, пребывая в ней и во всём сущем. Вездесущий бог проявляется в пяти главных манифестациях и потому часто изображается пятиликим.

Шиваизм сложился как значительное самостоятельное направление в индуизме, противопоставляющее себя вишнуизму. Появились собственно шиваитские священные тексты («пураны», «агамы»). Шива как бог-разрушитель вошёл в триаду главных индуистских богов вместе с Брахмой – творцом мира и Вишну – его хранителем. Для шиваитов же он – не только разрушитель мира, но и его творец и сохранитель, то есть воплощение всех божественных функций главных индуистских божеств.

Всё большую роль стала играть супруга Шивы, выступающая под разными именами – Кали, Ума, Дурга, Парвати. Женское начало стало самостоятельным элементом культа и требовало своих обрядов, священных текстов, способов медитации.

Отличительный внешний признак шиваитов – горизонтальные полосы и трезубец, которые они наносят на лоб и тело; иногда покрывают себя пастой из пепла.

Чаще всего Шива почитается в виде фаллического символа – «линги». Он истолковывается как символ не только плодородия, но и творческой мощи бога, воплощая в себе активное одухотворённое начало Вселенной. «Линга» (лингам) используется как в обрядовой, так и в медитационной практике, составляя существенный элемент йогической тренировки.

Важной частью шиваитских богослужений является ритуальный танец, пляска. Он входит в праздничные церемонии, домашние и храмовые обряды. В прошлом с танцами, исполнявшимися в честь Шивы, был связан институт храмовых танцовщиц – «дэвадаси». Существенной чертой культа шиваизма является и музыка.

Самый значительный праздник шиваитского цикла – Шиваратри (ночь Шивы).  Он празднуется шиваитами каждое новолуние, но особенно торжественно – в 13-ю ночь тёмной половины месяца магха (январь – февраль).

Поклонение Шиве нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в глухих сельских уголках. Вообще же культ Шивы и божеств его круга имеет много практически необозримых исторических и локальных вариаций. Шиве, как и Вишну, посвящены сотни больших и малых храмов.

Шиваизм распадается на несколько течений – сект. Наиболее популярны среди них лингаяты, капалики, пашупаты, натхи и некоторые другие.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Индуизм - это очень сложная и многогранная религия. Как религиозному мировоззрению, индуизму присущ плюрализм, и он проявляется не только в духовных дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а также в пространственных и временных: они сказываются во множестве локальных традиций и в приурочивании религиозной жизни ко всем возрастам человека. Множественные характеристики объединяются общим руслом традиционной культуры и принципами жизни, обязательными для всех индусов.

В индуизме отсутствует единый организующий стержень. Вот почему среди его приверженцев встречаются пантеисты и политеисты, монотеисты и агностики и даже атеисты. Как считают Дж. Макдауэл и Д. Стюарт, индуизм – это «сложный комплекс религиозных и философских воззрений, а также предписаний, регламентирующих все права и обязанности человека от рождения до смерти. Большое место в нем отводится обрядности».

В Индии имеются многочисленные религии и верования, в том числе и все мировые – буддизм, ислам, христианство - но, тем не менее, она была и остается по преимуществу страной индуизма. Именно вокруг него во все века строилось ее культурное, политическое и социальное единство.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб и доп. - М., Кн. дом "Университет", 1998.

 

 

 

  1. Найп Д.М. Индуизм / Пер. Иванова Д.А. // Религиозные традиции мира. - М., 1996.

 

 

 

  1. Оранская Т.И. Современное реформаторское ведийское учение в Индии // Вестн. Восточ. ин-та=Acta Instutionis orientalis. - СПб., 1995. - Т.1, №2.

 

 

 

  1. Эканатх Дас. Духовные аспекты жизни ведического общества // Время великого синтеза: Религии. Науки. - М., 1996.

 

 

 

  1. Салтыков  А. Д. Индуизм: религии, искусство, повседневность Религии. Науки. - М., 1998.

 

 



Информация о работе Индуизм