Гомилетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:58, автореферат

Описание

Слово "гомилетика" происходит от греческого слова "гомилия", которое означало беседу с одним человеком или собранием лиц, а в последствии получило значение проповеди, которая произносится в религиозном собрании.
В первое время "гомилию" отличали от проповеди. В первые века христианства гомилеей называлось то пояснение, которое предлагалось собранию при чтении какой-либо части Св. Писания.

Работа состоит из  1 файл

Гомилетика ...doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

Слово "гомилетика" происходит от греческого слова "гомилия", которое означало беседу с одним человеком или собранием лиц, а в последствии получило значение проповеди, которая произносится в религиозном собрании.

В первое время "гомилию" отличали от проповеди. В первые века христианства гомилеей называлось то пояснение, которое предлагалось собранию при чтении какой-либо части Св. Писания. Таким образом "гомилия" представляла собой истолковавшую речь, которая произносилась при чтении избранной части Св. Писания и которая состояла из последовательных пояснений на каждый стих с применением смысла их в практической жизни.

Для проповеди  у первых христиан существовало другое слово -"логос" - слово в смысле отдельной речи или "проповедь" в общем смысле проповеднического служения. Проповедь - это есть возвещение евангельского учения о нашем спасении в живой речи перед народом.

Проповедь отличалась от "гомилии" следующим образом: "гомилия" состояла из кратких последовательных пояснений смысла текста, в то время  как проповедь являлась самостоятельной речью, опиравшейся на определённый текст Св. Писания или имевшей определённую тему из Св. Писания.

Но в последствии слово "гомилия" стали употреблять, вообще, в смысле проповеди - самостоятельной речи в  религиозном собрании на какой-либо текст или тему из Св. Писания. В настоящее время учение о проповеди называется гомилетикой.

Гомилетика тесно связана со всеми богословскими дисциплинами и, особенно, с практическим богословием, догматикой и экзегетикой. Гомилетика знакомит с искусством проповеди, с основными правилами риторики (правильное чтение, ясность речи, умеренная жестикуляция), с различными методами составления конспекта и т.п. Цель гомилетики - научить как можно лучше проповедыватъ Христа распятого и Его учение.

Ещё впервые века христианства стали сознавать необходимость внимательного отн-ия к проповеди и усердного изучения её способов. Появилось желание сохранить лучшие образцы проповедей.

Первыми книгами по гомилетике были сборники лучших проповедей. Первый сборник был составлен Оригеном в 3-м веке. Затем более полный сборник таких проповедей был составлен по повелению Карла Великого в 782 году.

Позднее таких сборников было издано в разных странах множество. Но человеческая мысль шла дальше; она требовала  более или менее систематического изложения всех условий, необходимых для правильного проповедывания.

Первая книга, которая более или менее отвечала этой потребности, была "Доктрины христианства" Августина. Затем следовали: сочинение Эразма Роттердамского "Проповедник", "Застольные речи" Лютера, которые дают очень много полезного материала для проповедников.

Но, в сущности, первым, кто написал сочинение, достойное названия гомилетики, был Андрей Гипериус из Марбурга (1564 г.) Его сочинение даёт указания, как выбрать текст, как построить проповеди и т.д.

Василий Великий

Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии. В семье св. Василия к лику святых причислены мать Эмилия, сестра Макрина, брат Григорий. Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.

В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как, будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Св. Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.

Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для которого живу и тружусь».

АРИАНЕ — последователи религиозного течения IV—VII вв., возникшего в поздней Римской империи, распространенного в Египте и среди германских племен и названного по имени его основателя — Ария, пресвитера Александрийского (256—336).

Арий учил, что Христос — небезначален и несовечен Богу Отцу, а является творением Бога. Спор о сущности Сына Божия и о Его подобии с Отцом, начавшийся в 318 г. между Арием и Александром, епископом Александрийским, привел к осуждению и изгнанию Ария из Александрии.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился к Господу, будучи 49 лет. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим.            

Стакли, Уильям 

Дата рождения: 

07.11.1687

Место рождения: Англия

Дата смерти: 

03.03.1765

 Мерсенн,  Марен

Дата рождения: 

08.09.1588

Место рождения:  Франция

Дата смерти: 

01.09.1648

 Франк, Себастьян

Комментарии к  дате рождения: 

ок. 1500

Место рождения: Бавария

Комментарии к  дате смерти: 

ок. 1543

Кастеллио, Себастьян

Комментарии к  дате рождения: 

1515

Дата смерти: 

29.12.1563

 Иисус  Христос 

Комментарии к  дате рождения: 

между 7 и 4 гг. до н. э.

Место рождения: 

Вифлеем

Искусство: Ораторы

Комментарии к  дате смерти: 

7 апреля 30 г.  н. э. (?)

 Пазмань 

Дата рождения: 

04.10.1570

Место рождения: Венгрия

Дата смерти: 

19.03.1637

                     

Пол, Реджинальд

Дата рождения: 

03.03.1500

Место рождения: Англия

Дата смерти: 

17.11.1558

Байзави, Насираддин Абдалла ибн Умар

Комментарии к  дате смерти: 

между 1285 и 1293, или  между 1310 и 1317 гг.

Сервет, Мигель

Дата рождения: 

29.09.1511

Место рождения: Наварра, Испания

Дата смерти: 

27.10.1553

Лютер, Мартин

Дата рождения: 

10.11.1483

Место рождения:  Саксония, Священная Римская Империя

Дата смерти: 

18.02.1546

Таулер, Иоганн

Комментарии к  дате рождения: 

1290

Место рождения: Страсбург

Дата смерти: 

16.06.1361

Петр  Святой

Комментарии к  дате рождения: 

ок. 1 н. э.

Место рождения: Палестина

Комментарии к  дате смерти: 

67 г. н. э., казнён

Ориген (Origen)

Комментарии к  дате рождения: 

ок. 185

Комментарии к  дате смерти: 

ок. 254


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гомилетика