Философия буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:22, контрольная работа

Описание

Религиозная философия представляет собой совокупность различных школ и течений, конкурирующих друг с другом. Философские направления имеются в буддизме, христианстве, исламе и других религиях. Религиозная философия дает своё решение онтологических, гносеологических, космологических, социальных и других проблем. Её теоретическую базу образуют положения и выводы, так или иначе, согласуются с основополагающими идеями Священного Писания, с вероучением.

Содержание

1 Буддийская философия…………………………………………………стр.3
1.1Философия хинаяны ………………………………………………. стр.3
1.2 Философия махаяны………………………………………………. стр.4
2 Православная философия……………………………………………. стр..8
2.1 Академическая философия………………………………………. стр.9
2.2 Метафизика всеединства………………………………………… стр.10
3 Католическая философия……………………………………………. стр.11
3.1Неотомизм………………………………………………………….. стр.11
3.2 Неоавгустинизм……………………………………………………. стр.12
Список литературы……………………………………………………. стр.14

Работа состоит из  1 файл

религиовед.docx

— 37.52 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное агентство по образованию 

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Южный  федеральный университет»

Волгодонский  институт экономики, управления и права 

(филиал)  ЮФУ 

Заочное отделение 
 

                                                КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

№ ____ 
 

предмет ______________________________

____________________________________

вариант _____________________________

студент ______________________________

____________________________________

курс ____ специальность______________

_____________________________________

преподаватель _______________________

дата  предоставления на проверку______ 
 
 

дата  проверки _______________________

оценка _____________________________ 

подпись преподавателя ______________ 
 
 

                                                          Волгодонск

 

20 12

 

     Содержание

1    Буддийская философия…………………………………………………стр.3

     1.1Философия хинаяны ………………………………………………. стр.3

     1.2  Философия махаяны………………………………………………. стр.4

2    Православная философия……………………………………………. стр..8

     2.1  Академическая философия………………………………………. стр.9

     2.2  Метафизика всеединства………………………………………… стр.10

3   Католическая философия……………………………………………. стр.11

     3.1Неотомизм………………………………………………………….. стр.11

     3.2 Неоавгустинизм……………………………………………………. стр.12

     Список литературы……………………………………………………. стр.14

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

Религиозная философия представляет собой совокупность различных школ и течений, конкурирующих  друг с другом. Философские направления  имеются в буддизме, христианстве, исламе и других религиях. Религиозная  философия дает своё решение онтологических, гносеологических, космологических, социальных и других проблем. Её теоретическую  базу образуют положения и выводы, так или иначе, согласуются с  основополагающими идеями Священного Писания, с вероучением. Тем не менее, между религиозной философией и  теологией, вероучением нельзя поставить  знак равенства, хотя разграничивающие их отличия условны и подвижны. Они различаются по составу, понятийному  аппарату, приёмам и способам рассуждения  и аргументации и т.д.

1  Буддийская философия

Философское, или, лучше сказать, теоретическое, обоснование положений буддизма начало вырабатываться в период становления  этой религиозной системы. При всем разнообразии буддийских философских  школ их можно разделить на два  типа, радикально отличающихся в исходных посылках: хинаянистские и махаянистские.1

1.1   Философия хинаяны 

   Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло учение о дхармах, которое крупнейший русский буддолог Ф.И. Щербатской (1866-1942) назвал «центральной концепцией буддизма». Дхармы - некие непознаваемые (что-то подобное кантовской «вещи в себе») единичные сущности, и только они истинно реальны. Дхармы не рождаются и не исчезают, число их бесконечно. Каждая дхарма обладает определённым неизменяющимся набором признаков. Дхармы, как и всё единичное, могут находиться в должном и недолжном бытии, причем под первым понимается состояние абсолютного покоя. Человек и окружающий его мир конституируются проявлением дхарм, не находящихся в состоянии покоя, «волнующихся». Комбинация таких проявлений образуется только на кротчайший промежуток времени, «мгновение», после чего возникает другая комбинация из проявлений того же самого или несколько иного набора дхарм. Следовательно, все происходящее и существующее во времени и пространстве «дела и вещи», если воспользоваться буддийской терминологией, не что иное, как бесконечно сменяющие друг друга сочетания проявлений дхарм. Из данных онтологических посылок следует, что должное бытие дхарм- абсолютный покой, «неволнение», что предполагает не возникновение каких- либо их сочетаний. Наличие же «дел и вещей», т.е. существование человека и окружающего мира, уже само по себе является свидетельством «волнения» дхарм, т.е. их недолжного бытия, а последнее отожествляется со страданием. Освобождение от страданий является «Успокоение» дхарм, что означает прекращение существования человека как такового, выход из круга перерождений. «успокоение»дхарм, конституирующих то, что представляется человеком, и есть обретение им нирваны. Нирвана- это «инобытие» по отношению к бытию человека, значит сансара и нирвана ни коем образом не совместимы. Существует путь обретения нирваны, т.е. «успокоение» дхарм и перехода в «инобытие».

    Итак, базисным в философии хинаяны  является учение о дхармах.  Для древних философий был  характерен поиск неких первоначал, первоэлементов бытия, и мысль  буддийских философов шла в  русле подобных поисков. 

1.2 Философия махаяны

   Махаянское понимание спасения сопровождалось переосмыслением известных буддийских положений и разработкой новых.

   Во- первых, махаянисты предложили  концепцию Абсолюта, который трактовался  как безатрибутный и рационально  не познаваемый, однако истинно реальный. Дхармы же, как и все единичные сущности, объявлялись не имеющими «собственной природы» т.е. условно реальными.

   Во- вторых, теоретики махаяны по- иному, чем хинаянисты, трактовали  Будду. В хинаяне Будда - человек, которому после пятисот с лишним перерождений было предначертано открыть живым существам, обитающим на земле, четыре «благородные истины». С точки зрения махаяны, то, что люди воспринимали как Будду Шакьямуни, есть проявление, эманация так называемого «тела Дхармы», которое нематериально, безгранично во времени и пространстве, всепроникновенно и которое является исконной, сущностной ипостасью Будды. Так начало формироваться учение сначала о двух, а потом о трех «телах» Будды, важнейшее в буддизме михаяны. В конечном счете, произошло отожествление Абсолюта и Будды в «теле Дхармы».

     Нирвана также была отожествлена  с Абсолютом. Таким образом,  человек, живший в реальном  земном мире, уже находился в  нирване, т.е. нирвана мыслилась уже ни как «успокоение» дхарм и прекращения земного существования. Достижение нирваны - преодоление иллюзорности мира феноменов, обретение независимости от «дел и вещей», источника страдания. Нирвана понимается уже как некое состояние психики Буддиста, поэтому в махаяне резко возрастает функциональная роль психологического

фактора.

  Классическая  махаяна, основополагающие принципы которой были сформулированы в трудах индийских философов, представлена двумя течениями - мадхъямакой и виджнянавадой. Ведущим теоретиком мадхъямаки является крупнейший индийский буддистский философ Нагарджуна (1-2 вв.), а виджнянавады - индийский буддийский философ Асанга (4в.) и Васубандху. Главное внимание Нагарджуна и его последователи сосредоточили на важнейшем махаянистском тезисе об условной реальности единичных сущностей. Виджнянавадины старались решить вопрос об источнике иллюзий, относительно реальности какого бы то ни было явления в процессе возникновения таких иллюзий.

  Отправным  моментом в построении доктрин  мадхъямаки стало переосмысление закона о всеобщей причинности. Логику рассуждений Нагарджуны, поэтому важнейшему вопросу представляется следующим образом.

  Прежде  всего, была подчёркнута неразрывная, органическая связь между определением и определяемым: все «дела и вещи» обязательно как-то проявляются, имеют внешнее выражение, а любые определения всегда что-то характеризуют. Следовательно, нет сущности без атрибута и наоборот. Однако все «дела и вещи»могут быть названы, определены только лишь относительно друг друга. Поэтому, говорит Нагарджуна, «если не имеется «себя», то нет и «его» . и это принципиально важный момент- нечто выявляется при наличии некой точки отсчета, которая, в свою очередь, устанавливается также только относительно другой точки отсчёта, и так до бесконечности. Абсолютной точки отсчета не существует. Далее, поскольку за любым атрибутом должна стоять некая неотделимая от него сущность, то последняя также относительна, а не истинно реальна.

  Философские  основания виджнянавады строятся  в весьма строгой иерархической  подчиненности и начинаются с  анализа феноменального бытия, которое представляется как поток дхарм. Виджнянавады насчитывают сто их разновидностей, которые группируются по тем же категориям, что и философы хинаяны.

  Дхармы, относящиеся к сознанию, представлены  в виджнянаваде восемью разновидностями  и образуют три типа сознания. Прежде всего, выделяются шесть  видов дхарм, которые обусловливают  осознавание слышанного,

видимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и представляемого ментальным органом.

  Второй  тип - обобщающее сознание. Оно  систематизирует результаты осознавания,  получаемые первыми «шестью сознаниями».

Третий  тип-«сознание-хранилище», в котором  находятся так  называемые «семена» представлений.

  Однако  всё многообразие представлений,  дхарм обусловленных «семенами», сводилось в виджнянаваде к  трём типам:

1    Бытие конституировано всеми разновидностями дхарм. Асанга говорил,       

       что такая картина мира «лишена смысла», ложна. Виджнянавады      

      подчеркивали полную иллюзорность бытия, воспринимаемую таким  

        образом.    

  1. Феномены возникают во взаимодействии друг с другом и во    взаимозависимости друг от друга.
  2. Истинное представление о бытии: постигается «недвойственность» всего сущего, принципиальная «одинаковость» всех дхарм истинной сущностью преодолена. В конечном счете оказывается, что истинный вид дхарм-отсутствие каких-либо видов, истинно «только - сознание».2

Подавляющее большинство буддийских школ, возникших  в ареале распространения буддизма, в основу своих учений положили доктрины мадхъямаки, а Награрджу объявляли своим первым патриархом. Представи-тели некоторых из них разработали сложнейшие религиозно - философские системы. В других акцент делался именно на методах достижения просветления. Учения виджнянавады за пределами Индии наследовала, по существу, единственная школа- китайская Фасян, учёные монахи которой в течение многих поколений углубляли и развивали её положения. Тем не менее виджнянаваде, несмотря на попытки японских и китайских теоретиков доказать обратное, отказывались в праве называться махаянистским учением, т. е. признавали её неполноценным буддизмом, из-за того, что, согласно сотериологической доктрине виджнянавады, далеко не все живые существа могли приобрести нирвану.

2 Православная философия

Православная  философия впервые получила широкое  развитие в Византии в связи с  борьбой за утверждение восточной  разновидности христианства и обоснование  основных принципов вероучения. Опираясь на патристику, платоновско-аристотелевскую  традицию и мистику ареопагитиков, её видные представители Иоанн Дамаскин (ок. 675-753), патриарх Фотий (ок.820-ок.891) предприняли попытку раскрыть весь комплекс христианских представлений в соответствии с требованиями аристотелевской логики с целью обосновать истинность и непреходящую ценность христианского вероучения. В обширной работе «Источник знания» Иоанн Дамаскин использовал совокупность знаний своего времени. Считая источником всякого знания Откровение, он одновременно разработал сложную систему доказательств истинности христологических догматов. Задачей философии, с его точки зрения, является приобщение человека к мудрости, которая представляет собой один из важнейших атрибутов Бога. Философия помогает познать духовный и материальный мир, уяснить роль и значение нравственных норм, христианских принципов общественной и семейной жизни. Иоанн Дамаскин сформулировал основополагающие установки схоластики, в том числе и представление о науке как о служанке богословия. В его сочинениях мистика переплетается с рационалистическими посылками.

Информация о работе Философия буддизма