Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 11:17, доклад
Джайнизм — религиозно-философское учение, оформившееся в 6-5 вв. до н.э. и ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавиры (“Великий герой”) и Джины (“Пообедитель”). Возникнув на северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской культуры, джайнизм распространился затем по всей Индии (преимущественно в ее центральных областях), никогда не выходя за ее пределы.
Джайнизм — религиозно-
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЖАЙНИЗМА.
Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности
буддизм, выступал против крайностей ритуализма
и абстрактного догматизма брахманистско-ведийского
мировоззрения и в центр своей доктрины
поставил проблему бытия
личности.Особенностью джайнизма, в
отличие от буддизма, является меньшая
внутренняя цельность, более тесная связанность
с отвергаемым брахманизмом, обусловившая
присутствие в нем как черт догматизма,
так и собственно “ритуализма”.
В основе джайнизма лежит утверждение
определяющего значения двух вечных (несотворенных
и неразрушимых) субстанций, или сущностей
(таттв): дживы (души, вообще живого), основным
свойством которой является сознание,
и адживы (не-души, вообще неживого), выступающей
в виде пудгалы (или материи), акаши (или
пространства), времени, дхармы и адхармы
(эфира, создающего условия для возникновения
движения, и эфира, создающего условия
для его прекращения). В зависимости от
степени связанности с адживой, джива,
определяющая процесс взаимодействия
между сущностями, предстает в двух формах
бытия: совершенном и несовершенном. В
состоянии несовершенного бытия джива,
находясь в соединении с материей, теряет
свои потенциальные качества и повергается
в состояние страдания. В состоянии совершенного
бытия, освобождаясь от материи и оказавшись
способной управлять своим бытием, джива
переходит в состояние блаженства — состояние
нирваны или мокши. Материя в джайнизме
— одна из разновидностей адживы, обладающая
качествами осязаемости, звука, запаха,
цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна
органам чувств, подвержена изменениям,
не имеет начала и конца и не является
результатом божественного творчества.
Кроме того, существует еще тонкая, так
называемая “кармическая материя”, обуславливающая
связь души с телом. Единой души, или высшего
бога, нет: в мире существует огромное
и неизменное количество душ, воплощенных
в живые существа или невоплощенных. Души,
как и материя, никем не созданы, существуют
изначально и всегда. Всякая душа потенциально
всеведуща, всепроникающа и всемогуща,
но ее возможности ограничены конкретным
телом (как уже говорилось выше), в котором
она живет. Соответственно двум видам
бытия дживы, джайнизм признает познание
несовершенное — непосредственное и опосредованное
— и совершенное, интуитивное, доступное
только освобожденному от уз материи.
Признавая в целом адекватность познания
предмету, джайнизм одновременно утверждает
относительность познания, возможность
множества точек зрения, с помощью которых
может рассматриваться реальность. С этим
связан “диалектический” метод джайнизма —
сьядвада.
Решающую роль в переходе бытия из несовершенного
состояния в совершенное играет этическое
воспитание личности. В отличие от буддизма
джайнизм настаивает на обязательности
жестких нравственных норм. Следствием
этого является подчеркивание джайнизмом
различия между идеальным и обычным состоянием,
религиозной и светской моралью. Тщательная
разработка правил и внешних форм аскетического
поведения и требование строжайшего их
соблюдения (в частности принципа ахинсы
— непричинения малейшего вреда живому)
— характерная особенность этической
системы джайнизма.
Джайнизм, как и буддизм, утверждает в
конечном итоге имманентность(неотъемлимость)
божественного человеку при признании
равенства всего существующего.
3. Этика джайнизма.
В основе этики джайнизма
лежат так называемые
“три жемчужины”: правильная
вера, правильное познание
и правильное поведение,
а также ахимса — непричинение
зла живому существу.
“Вера в реальное существование, или таттвы,
— это правильная вера; познание реальной
природы без сомнений и ошибок — правильное
познание. Нейтральное, без симпатии и
отвращения, отношение к объектам внешнего
мира — правильное поведение”. Правильная
вера — это вера в учение Махавиры и почтительное
отношение к истине. Вера — основа основ,
без нее не может быть ни правильного познания,
ни правильного поведения. Вера — это
дверь, ведущая в бесконечный мир истины.
Но с другой стороны, совершенная вера
может быть только результатом совершенного
знания, которое служит отправным пунктом
по пути к освобождению (мокше). Знание
сообщается джайну учителем и его получают
из правильно понятых текстов священных
книг. Знание должно быть двояким: оно
включает понимание и самоотречение. Невежество
— причина страстей, а те, в свою очередь,
причины страданий и зависимости. Люди,
не понимающие причин греха и не отвергающие
их, обречены на новые рождения и новые
страдания. Грех, согласно
джайнистским воззрениям состоит
в причинении вреда
любым живым существам,
в насилии, а также в
стремлении к удовольствиям
и наслаждениям, в привязанности
к этому “страдающему
и жалкому” миру. Души
тех, кто подвержен греху,
заполнены кармой, а
потому они слепы и не
могут видеть свет истинного
В то время как связанность является результатом
дурной кармы, приостановление и прекращение
ее влияния — результат правильного поведения.
Этой третьей “жемчужине” джайнизма
и посвящена большая часть Ачаранги-сутры.
Правильное поведение
— это воздержание от
дурного и выполнение
того, что справедливо.
Для этого необходимо:
во-первых, дать пять
великих обетов; во-вторых,
размышлять о кардинальных
истинах, дающих знание
о самом себе и о мире;
в-третьих, добиваться
невозмутимости, душевной
чистоты, абсолютного
отсутствия жадности,
совершенного поведения.
4. АСКЕТИЗМ
В ДЖАЙНИЗМЕ.
Вообще, джайнизм считает аскетизм (тапас)
одним из самых мощных, сильнодействующих
средств для разрушения влияния кармы
и прошлых деяний. Не зря говорят, что этика
джайнизма — этика аскетизма. Дословно
“тапас” означает “выжигание”. Аскеза
— это тот огонь, на котором сгорают человеческие
грехи. С ее помощью ниргрантха “выжигает”
в своей душе все то, что привязывает его
к этой жизни. Тапас может быть внешним
и внутренним. Внешняя аскеза связана
с телом, тогда как внутренняя — относится
к контролю над умом и умственной жизнью.
Тапас тела — это строгий пост, ограничение
в пище и разнообразные подвиги ради веры.
Тапас ума включает правильную веру, почтение
к учителям (гуру) и священным текстам
и изучение писаний джайнов. А главное
— нельзя совершать насилие, даже в мыслях.
Грех, совершенный лишь мысленно, все равно
остается грехом и затемняет душу, увеличивая
приток кармы.
Для того чтобы идти по правильному пути
и достичь конечной цели — освобождения,
следует соблюдать добродетель (дхарму)
десяти различных видов: прощение, терпение,
честность, правдивость, чистоту, воздержание,
строгость к себе (внешнюю и внутреннюю),
жертвенность, непривязанность к внешнему
миру, безбрачие.
5. ВЕЛИКИЕ ОБЕТЫ.
Как освобождение возможно лишь при соблюдении
всех джайнских добродетелей, так правильное
поведение возможно лишь после принятия
пяти великих обетов
Махавира принимал в общину не только аскетов, но и мирян. Поэтому помимо 4х обетов, он вел