Церковь в послании святого апостола Павла к Ефесянам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 01:25, реферат

Описание

Русская Православная Церковь непоколебимо и верно хранит вероучение Господа нашего Иисуса Христа. «Все ошибочные мнения о Церкви происходят из-за непонимания людьми главной истины учения Христова о спасении человека. Зная немощь и растление естества человеческого, Премилосердный Господь заповедал нам спасаться не в одиночку – разрозненно и самостоятельно, но совместно, помогая друг другу на этом пути, составляя единую духовную семью, единое благодатное царство добра – Церковь Христову. Соединяясь в духе Истины и Любви, мы с вами становимся Церковью по мере того, как воплощаем в нашей жизни заповеди Божии. Церкви Своей Господь даровал все необходимое для спасения человеческого: законных пастырей, правую веру, благодатные Таинства».

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 51.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 Церковь в послании святого апостола Павла

к Ефесянам

 

Русская Православная Церковь  непоколебимо и верно хранит вероучение Господа нашего Иисуса Христа. «Все ошибочные мнения о Церкви происходят из-за непонимания людьми главной  истины учения Христова о спасении человека. Зная немощь и растление естества человеческого, Премилосердный            Господь заповедал нам спасаться не в одиночку – разрозненно и самостоятельно, но совместно, помогая друг другу на этом пути, составляя единую духовную семью, единое благодатное царство добра – Церковь Христову. Соединяясь в духе Истины и Любви, мы с вами становимся Церковью по мере того, как воплощаем в нашей жизни заповеди Божии. Церкви Своей Господь даровал все необходимое для спасения человеческого: законных пастырей, правую веру, благодатные Таинства».1

Прежде, чем исследовать послание св. ап. Павла, хочется остановиться на немаловажном вопросе. Что же такое  Церковь, что мы вкладываем                              в это понятие?

Вникая в учение Писания о  Церкви, мы видим, что она именуется «домом Божиим» (1Тим.3, 15), «градом Божиим» (Евр.12, 22), телом, Главою которого является  Сам Христос (Рим.12, 5; 1Кор.6, 15; 1Кор.12, 12-28).

В Евангелии Господь Сам говорит  о Церкви как об овечьем дворе, винограднике, лозе... По слову учителей Церкви, она есть начало Царствия Божия на земле, «зерно горчичное», возрастающее в великое дерево (Мф.13, 31-32). Можно сказать, что Церковь есть рост слова Божия в нас: «Слово Божие росло и распространялось» (Деян.12, 24). Толкуя притчу о закваске (Лк.13, 21),               многие отцы утверждают, что Церковь и есть эта брошенная в мир закваска            новой жизни.

Христианам апостольских времен не надо было объяснять, что такое Церковь, потому что они составляли ее и  жили ею. Книга Деяний святых апостолов повествует о возникновении Церкви в Иерусалиме, когда на пятидесятый день после Воскресения Спасителя Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов. С того дня вера христианская стала быстро распространяться в разных частях обширной Римской империи. По мере ее распространения в городах и селах стали возникать христианские общины-церкви. В повседневной жизни, по причине огромных расстояний, эти общины жили более или менее обособленно друг от друга, однако, они считали себя органически               принадлежащими к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Их объединяли единая вера и единый источник освящения, почерпаемый в благодатных таинствах.

В течение многих десятилетий после  возникновения Церкви, у христиан возникали вопросы религиозно-нравственного и практического порядка.             Апостолы, не всегда имея возможность лично разбирать эти вопросы на месте, откликались на них в своих письмах-посланиях. Благодаря апостольским посланиям, мы имеем живое свидетельство о том, как учили апостолы и как           формировались и жили первые христианские общины. Церковь всегда        смотрела на апостольские послания, как на слова Духа Святого и чистый источник Истины.

Из всех новозаветных священных  писателей более всего потрудился в изложении христианского учения апостол Павел, написавший 14 посланий, которые являются богатейшим источником духовной мудрости и вдохновения. Эти послания составляют одну из самых важных после Евангелия частей Нового Завета. Свои письма апостол направлял различным общинам, они признавались нужными и важными всеми христианами. Их читали на молитвенных собраниях, переписывали, передавали от одного к другому. Сами апостолы не оставляли без внимания этих назидательных творений своего возлюбленного собрата, младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам.

Эти послания отличаются особой высотой  религиозной мысли, отражающей обширную ученость и знание ветхозаветного Писания, а равно и его глубокое понимание новозаветного Христова учения.

 

Продолжая тему Церкви, обратимся  к посланию к Ефесянам                          св. ап. Павла.

В начале своей проповеднической деятельности апостол Павел провел несколько  лет в Ефесе. Блестящий Ефес был  главным городом римской провинции Асии, где находился знаменитый храм богини Артемиды. Кроме греков здесь жили и евреи, имевшие синагогу. Здесь, в Ефесе, подвергаясь смертельной опасности от иудеев и язычников, апостол Павел проповедовал Евангелие, «возвещая Иудеям и Еллинам покаяние перед Богом и веру в Господа Иисуса Христа» (Деян.20,21).

В годы своего второго путешествия  по землям языческим апостол Павел  пробыл там недолгое время (Деян.18, 19-21), в течение же третьего путешествия он сделал этот город центром своей деятельности и жил в нем около трех лет (Деян.19), откуда написал два послания (к Галатам и первое к Коринфянам).

Народное волнение, поднятое мастером Димитрием, заставило апостола расстаться с общиной, которая отвечала на его  любовь к ней пламенной любовью (Деян.20, 17-37). Но и в разлуке он не переставал думать о ней, как о том свидетельствует послание к Ефесянам.

Написано оно было, скорее всего, около 63 года из Рима, где апостол  пребывал в узах, и доставлено Тихиком (Еф.6, 21). Святой апостол, находясь в  темнице, и потому в телесной немощи, был бодр духом. Более того, свободный от повседневного апостольского подвига и связанных с ним забот и огорчений, он пишет послание в состоянии высокого духовного созерцания. И именно Церковь – Тело  Христово – является главной темой этого послания.

Христос – духовный центр  всего сотворенного, Он же и глава  Церкви, а Церковь – Тело Его. Сам автор говорит о том, что  главный предмет послания есть тайна  домостроительства Божия, а затем  вытекающие из нее нравственные требования (Еф.3, 2-9).

Апостол напоминает ефесянам, что они, как христиане, избранники Божии «прежде создания мира» (Еф.1, 4), и что Бог предопределил «усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли своей» (Еф.1, 5), независимо от желания человека, хотя и в согласии с ним, по вере в Сына Божия. «Никто не придет ко Христу, если Отец не привлечет. Но и Отец влечет подающего Ему руку. Ибо сотворить нас Бог мог без нас, а спасти нас без нас не может».2

Говоря об «универсальности»  Церкви, следует отметить, что она  не ограничивается физическим миром, но простирается и в мир небесный. Бог Отец «...все небесное и земное соединил под главою Христом» (Еф.1, 10), и Он «...превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1, 21-23).

Эти стихи содержат в себе важное учение о превознесении Воскресшего Христа как Богочеловека превыше всякой твари и о покорении Ему всего существующего. Это свидетельство о том, что Господь Иисус Христос, даже и как Человек, есть Царь и Господь неба и земли, Ангелов и человеков. Это учение о Господе Иисусе Христе как о Главе Церкви чрезвычайно важно. Как члены нашего тела составляют с головой один живой организм, так все верующие со Христом образуют также один телесно-духовный организм – Церковь.                 «В Церкви и христианах все Христово. Она полна Христом; Он ее наполняет всю, во всем составе и во всех членах».3 Апостол дал здесь образ Церкви как таинственного Тела Христова, как единого духовного организма, возглавляемого единым главою – Христом.

Но иудеев, считавших себя народом Божиим, имеющим обетование спасения, крайне смущало вхождение язычников в Церковь без предварительного обращения в иудейство через обрезание. Поэтому апостол Павел специально раскрывает ефесянам тайну их призвания и единения всех в единой Церкви Божией. До уверования язычники были «без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф.2, 12-13). Господь как бы вновь сотворил человечество, примирив и иудеев и язычников с Богом посредством Своего Креста, убив вражду и разрушил «стоявшую посреди преграду» (Еф.2, 14).

Соединенные между собой  в христианстве, иудеи и язычники составили одну Церковь, как бы одно здание, утвержденное «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2, 20) и скрепленное одним Духом. Таким образом, Христос есть глава Церкви, ее основание, здание которой растет за счет новых живых камней – верующих и целых народов. И в этом здании все члены Церкви разные, но слагаются стройно, гармонично и организованно.

Возвращаясь опять к  образу Церкви как телу Христову и  говоря о ее единстве, апостол Павел  пишет: «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф.3, 6).

Апостол говорит, что  члены Церкви должны быть связаны  между собою, «стараясь сохранять  единство духа в союзе мира» (Еф.4, 3). Единое тело должно управляться единым духом, ибо «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, и во всех нас» (Еф.4, 5-6). Как всякое живое тело растет и развивается, так и тело Церкви постоянно возрастает, пока все его члены не придут «в единство веры и познания сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4,13).

Для этого мирного  и любовного созидания и возрастания  Тела Церкви Своей, «к совершению святых, на дело служения, для созидания  тела Христова» (Еф.4, 12) Христос поставил «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4, 11-12). Здесь ясно утверждается богоучрежденность церковной иерархии в обличение тех учений протестантов и сектантов, которые отрицают законную иерархию.

Далее апостол дает образ  Церкви как Невесты Агнца Христа(Еф.5, 22-33). Этим уподоблением раскрывается любовь, которая существует между Христом  и верующими, Его забота о Церкви и послушание Церкви Христу. «...муж есть глава жены, как и Христос – глава Церкви, Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5,23-24).

В VI главе апостол Павел дает нам образ непобедимости Церкви, говоря о духовной брани. Дьявол и его слуги борются с Церковью, соблазняя верующих. Физическая сторона борьбы имеет второстепенное значение. Его цель – посеять ересь, оторвать от единства, вовлечь в грех. «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было устоять против козней дьявольских. Потому что наша брань не против плоти и крови, но ... против духов злобы поднебесной» (Еф.6, 12). Бог помогает верующим понять хитрости врага и устоять против искушений. Наше оружие против дьявола – вера, верность Богу, надежда на Бога, молитва, терпение, мужество, постоянство, любовь. Духовное оружие апостол сравнивает с вооружением римского воина: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6, 14-17). Как пояс дает свободу движению, так истина освобождает дух; как броня защищает от тяжелых ударов меча, так оправданный пред Богом неуязвим для нападения дьявола. Воин носил особого вида обувь; так умиротворение души и примирение ее с Богом облегчает шествие христианина в мире. Но главное оружие – это, несомненно, молитва. Именно в ней заключается непреоборимая сила христианина.

Таким образом, главная  догматическая тема послания к Ефесянам – единство Церкви, а через нее – всего тварного мира под Единым Главою – Христом.

 

«Истинная Церковь, несомненно, должна восходить историей своей  к апостольским временам».4 «В своей мистической полноте Церковь, как Тело Христово, – совершенна и неприступна по слову Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16, 18). Никакие земные бури, никакие человеческие мятежи и нестроения, никакие порывы сатанинских, демонических сил не могут нанести ее единству, ее спасительным свойствам, ее благодатной мощи никакого даже самого малейшего ущерба. История подтверждает это весьма наглядно. Небесная, «торжествующая» Церковь есть Церковь воскресшего Христа, «смерть поправшего и диавола упразднившего». Но Церковь «земная», понимаемая как сообщество верующих, находится в непрерывных борениях. Православное предание определяет ее как Церковь «воинствующую»…».5  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература:

 

 

    1. Библия. РБО, М., 2000.
    2. Митрополит Иоанн (Снычев). Посох духовный. СПб., 2000.
    3. Архиепископ  Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания. Т.2. Апостол.
    4. Еп. Фоеофан (Говоров). Толкование Послания св. ап. Павла к Ефесянам. М., 1893.
    5. Протоиерей Стефан Жила. Руководство к изучению посланий святого апостола Павла и Апокалипсиса для 4-го класса семинарии. Загорск, Московская Духовная Семинария, 1982.

1 Там же. Стр.440-441.

2 Еп. Феофан (Говоров). Толкование Послания св. ап. Павла к Ефесянам. М.,1893. Стр.62.

3 Там же. Стр.125.

4 Митр. Иоанн (Снычев). Посох духовный. СПб., 2000. Стр.448.

5 Там же. Стр.445-446.




Информация о работе Церковь в послании святого апостола Павла к Ефесянам