Аннотация на хоровое произведение "Слава Отцу и Сыну"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:03, творческая работа

Описание

«Слава отцу и сыну…» текст этого произведения библейский, входит в литургию оглашенных. Диакон, получив от священника благословение, выходит из алтаря, становится на амвон и громко произносит: «Благослови Владыко». В ответ на возглас диакона, священник возглашает: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Работа состоит из  1 файл

аннотация.docx

— 134.60 Кб (Скачать документ)

Дмитрий Бортнянский родился 26 (28) октября 1751 года в Глухове, Черниговское наместничество. Его отец, Стефан Шкурат принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» (образованную от названия родной деревни). Дмитрий Бортнянский ребёнком учился в знаменитой глуховской школе и уже в семилетнем возрасте благодаря своему чудесному голосу был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы, наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии. Итальянский период был длительным (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты — «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения.

После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге. В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского, посвященный событиям войны 1812 года.

Дмитрий Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Похоронен на Смоленском кладбище

Слушая произведения Бортнянского, нельзя не узнать время и место их создания. Бортнянский получил должность капельмейстера. Придворного певческого хора. Началом нового этапа в творчестве Бортнянского, полностью посвященного созданию хоровой музыки, можно считать 1779—1780. Так в 1779г. он написал произведение «Слава Отцу и Сыну…». Наибольшей известностью пользуются и такие концерты: "Гласом моим ко Господу воззвах"; "Скажи ми Господи кончину мою"; "Вскую прискорбна еси, душа моя"; "Да воскреснет Бог и расточатся врази его"; "Коль возлюбленна селение твоя, Господи"; великопостные песнопения - "Да исправится молитва моя", "Ныне силы небесные", пасхальные песнопения - "Ангел вопияше", "Светися, светися"; гимн - "Коль славен наш Господь в Сионе".

«Слава отцу и сыну…» текст этого произведения библейский, входит в литургию оглашенных. Диакон, получив от священника благословение, выходит из алтаря, становится на амвон и громко произносит: «Благослови Владыко». В ответ на возглас диакона, священник возглашает: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Литургия оглашенных заключает  в себе следующие части:

  1. Начинательные возгласы диакона и священника.
  2. Великая ектения.
  3. Псалом 1-й изобразительный «Благослови душе моя, Господа» (102) или первый антифон.
  4. Малая ектения.
  5. Второй изобразительный псалом (145) — «Хвали душе моя Господа» или второй антифон.
  6. Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий».
  7. Малая ектения.
  8. Пение Евангельских блаженств и тропари «блаженны» (третий антифон).
  9. Малый вход с Евангелием.
  10. Пение «Приидите поклонимся».
  11. Пение тропаря и кондака.
  12. Возглас диакона: «Господи, спаси благочестивыя».
  13. Пение «Трисвятого».
  14. Пение «прокимена».
  15. Чтение Апостола.
  16. Чтение Евангелия.
  17. Сугубая ектения.
  18. Ектения за усопших.
  19. Ектения об оглашенных.
  20. Ектения с повелением оглашенным оставить храм.

«Слава Отцу и Сыну…» хор a cappella, прославляет Бога, который «бессмертен», который «был воспят», а потом «воскрес».

«Слава Отцу и Сыну и Святому духу

И ныне и присно и во веки веко.

Во веки веков. Аминь.

Единородный Сыне и Слове Божий,

Бессмертен сый.

И изволивый спасения, спасения нашего ради

Воплотитеся о Святыя Богородицы

И Присно Девы,

Присно Девы Марии

 не преложного человечивыйся,

распныйся же, Христе Боже

смертию смерть поправый,

един сый Святыя Тройцы,

спрославляемый Отцу и Святому,

Святому духу.

Спаси, спаси, спаси нас 

Спаси, спаси нас».

«Слава Отцу и Сыну»  написано в 1779г.

Основная тональность  произведения С - dur.  Встречается отклонение в тональность g moll, в тональность доминанты. Написано для женского или детского хора а capella. В хоре три партии: альт, сопрано-1, сопрано-2. Общий диапазон партий:                     

                                    

Диапазон 1 сопрано:    

                                    

Диапазон 2 сопрано:

                                    

Диапазон альтого голоса:

                                     

Между партиями интервалы  терция, кварта, квинта, секста. Секста как в романсах, а терция как  в народной песне.

Дыхание брать либо в репризах, либо работать на цепном дыхании.

Бортнянский использует для  выразительности произведения, разные динамические оттенки: forte, mf. Темп moderato, что означает умеренно, но умеренно данное произведение должно звучать энергично, величественно восторженно, приподнято, так как идет славнение Господа нашего Иисуса Христа.

        

Произведение в сложной 2-х частной форме, где I часть 2 периода по 10 тактов. После чего идет связка сопрано 1,2 со слов «Вооплотитеся о Святые Богородицы» 4 такта. II часть из 7+12 тактов. В конце произведения кода состоящая из 7 тактов.

Размер  делает произведение гимническим, жизнеутверждающим, оно звучит с достоинством.

В целом мелодия запоминающаяся, но при разборе возникают трудности. Так, например, есть скачки, волнообразные движения, повторы звука на одной высоте, восходящие и нисходящие движения. В коде от звука соль 2 октавы (в кульминации) идет постепенное снижении мелодии до тоники в конце.

Ритм данного произведения очень разнообразный: четвертные длительности, восьмые, половинные. Кроме этого  много пунктирного ритма: восьмая  с точкой шестнадцатая или четвертная с точкой восьмая, что придает  произведению решительное, настойчивое, ликующее звучание.

При разучивании возникают  вокально хоровые трудности. Например партия альта, трудна в интонационном отношении, встречаются скачки на ч4, ч5, м6, ч8

                                                                                                                                

 

Также очень много хроматизмов. Что обусловлено отклонением в другие тональности: e-moll, D-dur, B-dur.

 

                      

 

В партии 2 сопрано возникают свои трудности.  В переходе B-dur следует обратить внимание на си ь, которого до этого не было. На хроматические ходы, которые украшают мелодию, но заставляют быть внимательными и исполнять полутоновые ходы близко друг к другу, слыша основную гармонию.

 

        

 

 

 

Часто у 2 сопрано звучит звук ми что является терцией С – dur аккорда, а терция исполняется высоко в мажоре. Так же в тональности ре мажор сопрано 2 поют звук фа диез, что снова является терцией. В реплике «Воплотитеся о Святыя Богородицы…» 2 сопрано должны хорошо слышать звук соль (тоника соль минора) и петь все хроматизмы очень тесно и аккуратно.

Штрихи non legato заменяются legato.

Склад изложения гомофонно-гармонический с элементами полифонии, то есть все аккорды должны звучать вместе, слитно, строго, а в полифонических эпизодах нужно слышать тот голос, у кого есть движение восьмыми длительностями.

 

Кроме трезвучий встречаются  неполные септаккорды, секстаккорды.

Немало важное значение имеет текст. Манера академическая, строгая, связанная с церковным текстом все округло, собранно, прикрыто.

 

Поскольку произведение звучит энергично, дирижер должен проникнуться этим состоянием возвышенности, гимничности. Перед дирижером встают трудности точности снятия, точности ауфтакта, точности метро-темпо-ритмики. Выявить кульминацию в коде. Показать четкость 1 доли, ударных слогов. Показать динамическую выразительность произведения. Все окончания снимать аккуратно, на пиано. В конце дать точное снятие всему хору.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Аннотация на хоровое произведение "Слава Отцу и Сыну"