Сказочные сюжеты в операх Н.А. Римского-Корсакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:34, доклад

Описание

Шестьдесят четыре года жизни этого композитора вместили так много разнообразных событий, что хватило бы и на две более долгие жизни. Римский-Корсаков помнил Крымскую войну и крестьянскую реформу и был свидетелем революции 1905 года. Он был младшим современником Глинки и Шопена и старшим — Скрябина и Дебюсси. Он был, наконец, учителем ряда советских композиторов старшего поколения, а через них — почти и нашим современником.

Работа состоит из  1 файл

Римский-Корсаков 2.doc

— 8.93 Мб (Скачать документ)


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Отдел образования Администрации Орджоникидзевского района

МОУлицей №100

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

Сказочные сюжеты в операх

Н.А. Римского-Корсакова

 

Доклад по музыке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             исполнитель:

Вершинина Ольга Сергеевна

ученица 7 „В” класса

                                                                руководитель:

Попова Татьяна Павловна

учитель I категории

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2007г.

Римский-Корсаков

Николай Андреевич

(1844—1908)

Тема моего доклада «Сказочные сюжеты в операх Римского-Корсакова». Я выбрала эту тему, потому что меня заинтересовало музыкальное перевоплощение сказочных героев, хорошо знакомых и любимых мне с детства.

Шестьдесят четыре года жизни этого композитора вместили так много разнообразных событий, что хватило бы и на две более долгие жизни. Римский-Корсаков помнил Крымскую войну и крестьянскую реформу и был свидетелем революции 1905 года. Он был младшим современником Глинки и Шопена и старшим — Скрябина и Дебюсси. Он был, наконец, учителем ряда советских композиторов старшего поколения, а через них — почти и нашим современником.

Композиторский стиль Н.А. Римского-Корсакова отличают гармоничность и ясность музыкального мышления. Основу творческого наследия мастера составили оперы, многие из которых написаны по произведениям русских писателей. Наиболее полно его дар проявился в сочинениях, запечатлевших мир сказок и старинных преданий.

Н.А. Римский-Корсаков родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье. Музыкальные способности проявились рано, но родители хотели, чтобы сын стал морским офицером.

Менялись времена, менялось окружение, но Римского-Корсакова всегда любили и чтили — не только за прекрасный талант, но и за преданность тем высоким идеалам русского искусства, на которых он был воспитан и которые пронес через всю жизнь.

В двенадцать лет он поступил в Морской корпус, а по окончании корпуса отправился в плавание на три года, на клипере «Алмаз» и, естественно, не мог уделять много времени творчеству. Но зато как много морей и берегов, стран и городов, штормов и штилей вместилось в эти годы! Берега Англии, Атлантика, Нью-Йорк, поездка к Ниагарскому водопаду. А затем — уход в дальнее плавание, мимо Азорских островов, долгая стоянка в Рио-де-Жанейро... И снова в Европу, но уже через Средиземное море, с заходом в порты Испании, Франции, Италии. Вспоминая это плавание много лет спустя, композитор писал: «Много неизгладимых воспоминаний о чудной природе далеких стран и далекого моря».

Но музыка не была забыта. И в ней в свое время нашли воплощение и картины моря, то бурного, то спокойного, и всё многоцветье тропиков, над которыми одновременно сияли созвездия Северного и Южного полушарий. Для всего этого композитор нашел разнообразнейшие сочетания гармонии и оркестровых тембров, заслужив славу мастера, специальность которого — «живописать при помощи музыки», как выразился критик того времени.

Начав свой путь как композитор-симфонист, Римский-Корсаков сосредоточил свои интересы в жанре оперы. Его больше привлекали созданные народом сказки, былины. В операх Римского-Корсакова тонко отражено слияние жизни и искусства народа с вечным ритмом природы, чередой времен года; отражен и оптимизм народа, его вера в будущее, в непременное торжество справедливости.

Таким Римский-Корсаков проявил себя в сочинении, написанном по возвращении на родину,— музыкальной картине «Садко» на сюжет новгородской былины о гусляре, игра которого заставила пуститься в пляс самого морского царя. Слава о новгородском купце, певце и гусляре Садко рекой лилась по Великому Новгороду. Как заиграет да заведёт напев – все  слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и на городских площадях, зазывали его и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные. Много чудес в этой опере-былине – величественно простой и немного печальной. И неповторимо прекрасна музыка оперы.

Потому так вольно и широко звучит хор «Высота ли, высота поднебесная» в «Садко», так светел и радостен гимн Яриле-Солнцу в «Снегурочке».

«Снегурочка» была одним из любимых произведений композитора. Он написал ее в 1877 году на сюжет «Весенней сказки А. Н. Островского, в свою очередь написанной по народным мотивам. Действие в опере происходит в сказочном царстве берендеев – вымышленной стране, где все люди добры и справедливы, любят искусство. Солнечную, ясную музыку «Снегурочки» лучше всего характеризуют собственные слова Римского-Корсакова: «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы». И действительно, в «Снегурочке» звучит и звонкое птичье пение, и голоса пробуждающейся от зимнего сна природы, и веселые народные песни, игры и пляски. Звучит несколько песен Леля. Каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти задушевные песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью. А сама Снегурочка, растаявшая весной и обратившаяся в ручеек,— это один из самых прекрасных сказочных женских образов.

В операх «Садко», «Снегурочка» очень органично переплетается реальность и сказочные сюжеты. Большая роль в этих операх отведена народному творчеству, традициям и обрядам.

В опере «Сказка о царе Салтане» (1900 г. на сюжет сказки А.С. Пушкина) Римский-Корсаков прибегает к стилизации под народный жанр. Произведение отличает классическая ясность и стройность композиции и музыки, характеры героев яркие, живые, но при этом в опере есть театральная условность. Свою последнюю оперу-сказку «Золотой петушок» (1907 г.) по одноимённому  сочинению А.С. Пушкина, сам автор назвал «Небылица в лицах». Эту оперу можно назвать остросатирическим произведением .

Мелодии вокальных партий и хоровых эпизодов в операх Римского- Корсакова основаны на интонациях русской народной песни. Важнейшую роль играет симфонический оркестр, с помощью которого композитор рисует картины природы, народного быта, сказочные образы. Нередко оркестровая музыка имеет самостоятельное значение, например симфонические картины моря и подводного царства в «Садко», пьесе «Три чуда», в «Сказке о царе Салтане» сюита «Шахеразада» (1888), написанная по мотивам сборника средневековых арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Наследие Римского-Корсакова огромно и значительно. Это не только прекрасные сочинения — оперные и симфонические. Это еще и мастерство, и высокие идеалы, которые он передал своим ученикам.

Эта тема мне дала понять, как огромен и разнообразен мир русской классической музыки. Сколько в нём содержится различных произведений, знакомых с детства. Безусловно, Н. А. Римский-Корсаков внёс свой неоценимый вклад в русскую культуру. Без его великих произведений невозможно было бы представить нашу музыку. Его имя достойно стоит в ряду имён выдающихся русских композиторов, таких как Глинка, Чайковский, Бородин и другие.

Основные сочинения. Оперы: «Псковитянка» (1872), «Майская ночь», (1879), «Снегурочка» (1881), «Ночь перед рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей 6ессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), «Золотой петушок» (1907) и другие. Для оркестра: 3 симфонии (1861—1865, окончательная редакция — 1884, 1868, 1873), «Садко» — музыкальная картина (1867), «Испанское каприччио» (1887), сюита «Шехеразада» (1888). Для голоса, а фортепиано: романсы (79) на слова Пушкина, Ал. Толстого, Фета, Майкова и других русских поэтов. Для хора, солистов, оркестра: кантаты: «Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге», «Из Гомера». Камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      В. Васина-Гроссман. «Книга о музыке и великих музыкантах».

2.      Л. Барсова. «Римский-Корсаков».

3.      Э. Смирнова. «Русская музыкальная литература». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок Ники Римского-Корсакова из Тихвинского альбома

 

 

 

Н.А. Римский-Корсаков среди гардемаринов клипера «Алмаз»

                                  (крайний справа)

 

Ника Римский-Корсаков в парадной форме кадета Морского корпуса

 

Н.А. Римский-Корсаков



Информация о работе Сказочные сюжеты в операх Н.А. Римского-Корсакова