Роль музыкального искусства в развитии творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Содержание

Введение.
1.Особенности развития творческих способностей дошкольного возраста.
2.Условия формирования детского музыкального творчества.
3.Заключение.
4.Литература.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 1.05 Мб (Скачать документ)

Воображение ребенка как  бы опирается на меткую народную характеристику каждого персонажа, заключенную  в одном лишь слове-образе. "Муха-горюха" - горькая одинокая. Отсюда мелодия - печальная жалобная, в небольшом диапазону (муха жужжит на одном звуке) в соответствующей динамике, и манере исполнения. Чувство ритма у детей, как правило, развито лучше, чем мелодический или гармонический слух. Однако многие недостаточно хорошо координируют свои движения: нечетко маршируют под музыку, с запаздыванием отхлопывают ритм. Поэтому в музыкальные занятия включаются ритмические игры импровизации.

Ритмические импровизации должны быть не формальными, а связанными с  музыкальными образами. Таковы "музыкальные  разговоры». Детям интересно, когда "музыкальные разговоры" включаются в игровые ситуации. Например: "Музыкальный  разговор друзей" проходит в теме "Музыка о друзьях". Дети слушают  и исполняют песни о верности, взаимовыручке, дружбе, что настраивает  их на добрый лад, доброжелательное отношение  друг к другу. Соответственно и "музыкальный  разговор" между детьми или между  педагогом и ребенком должен быть спокойным, мягким, обращенным к собеседнику. Поэтому он проходит в небыстром  темпе, не в громкой динамике. В  соответствующую ситуацию включаются и другие ритмические игры, например, "Эхо в лесу". Они предполагают варианты "вопросов", которые задает не только музыкальный руководитель, но и дети, придумывая их самостоятельно. Во всех случаях ритмическая основа "разговора" должна соответствовать  задуманному характеру; и заданные музыкальные "вопросы" и "ответы" на них. Ритмическая импровизация может  проходить с помощью ударных  инструментов, которые подходят для  сопровождения той или иной песни  или пьесы. Например, колокольчик  в сопровождении пьесы П.И.Чайковского "Ноябрь" На тройке или в песне Саночки А.Филиппенко. Некоторые стихотворения, особенно шуточного характера, могут быть ритмизованы по-разному, особенно так называемые стихи-«перевертыши» небылицы.

В певческой, мелодической импровизации с удовольствием участвуют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, т.к. ему не надо подражать пению других, что бывает часто очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится петь ее неверно  и продемонстрировать тем самым  свое неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребенка к пению бывает легче именно в ходе импровизированные, особенно на стихотворные тексты. Для того, чтобы настроить детей на процесс творчества, надо создать им определенные условия. К ним относятся проблемные ситуации, которые создает музыкальный руководитель в ходе занятия музыкой и косвенное его управление творческим процессом ребенка - такая организация обучения, которая максимально активизирует творческое мышление обучающихся. Это и узнавание музыкальных жанров по их характерным признакам, и узнавание мелодии в разном тембровом звучании, и нахождение нужных ис­полнительских красок. Таким образом, импровизация как вид творчества может быть частью музыкального занятия только в том случае, если и во всех других звеньях оно направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Заключение.                                                                                                                                              

По мнению современных  ученых, исследующих проблемы дошкольного  образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Необходимое условие возникновения  детского творчества - накопление впечатлений  от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Для музыкального творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени. Условия  успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в  семье и детском коллективе. Важно  постоянно стимулировать ребенка  к музыкальному творчеству проявлять  сочувствие к его неудачам.   Методы обучения должны находиться в  соответствии с поставленными целями обучения.                                               

 В  ходе слушания  музыки, пения и импровизации  на каждом занятии дети приобретают  конкретные навыки восприятия  и исполнения музыки; творческие  задания во всех видах музыкальной  работы с детьми развивают  их музыкально-творческие спо­собности, инициативу и самостоятельность. Включение в исполнения, слушания, детского импровизационного творчества обеспечивают многогранный подход к воспитательно-образовательному музыкальному процессу. Музыкальное развитие ребенка происходит в различных формах работы на основе их взаимосвязи. Педагогу необходимо найти такой стиль общения с детьми, который не погасил бы их живого, эмоционального отклика на музыку. Верный путь к этому - доброжела­тельная, творческая атмосфера занятий, умелое воздействие педагога на эмоции и чувства ребенка, тактичная оценка результатов его деятельности. Музыка развивает ребенка, формирует его способности, влияет на развитие личностных качеств. Дошкольный  возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 Список литературы

 

1.  Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.

2.  Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.. 1971.

3.  Ветлугина Н.А.. Дзержинская  И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные  занятия в детском саду. М., 1984.

4.  Выготский Л. С.  Воображение и творчество в  дошкольном возрасте. М., 1967.

5.  Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

6.  Гусева Е.П.. Левочкина  И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

7.  Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.

8.  Комиссарова Л. Н.. Костина Э. П. Наглядные средства  в музыкальном воспитании дошкольников. М., 1986.

9.  Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические  творческие игры для дошкольников. М,1982.

10. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л.. 1977.

 

 

 

Тема:  «Роль музыкального искусства в развитии творческих способностей.

        Оглавление:

Введение.

1.Особенности  развития творческих способностей  дошкольного возраста.

2.Условия  формирования детского музыкального  творчества.

3.Заключение.

4.Литература.

 

Министерство  образования Нижегородской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего  профессионального образования

«Нижегородский  педагогический колледж»

 

 

 

 

Специальность «Дошкольное образование»

По «Методике  музыкального образования»

Студентки группы №334З4

Малыгиной О.Г.

 

 

 

 

Преподаватель:       

 

 

 


Информация о работе Роль музыкального искусства в развитии творческих способностей