Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:35, реферат

Описание

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Содержание

Введение
1. Возрастные особенности слуха и голоса ребенка. Охрана детского голоса
2. Методы и приёмы обучения пению. Индивидуальный подход
3. Творческие задания
4. Выбор и разучивание песен
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 38.26 Кб (Скачать документ)

     В часы игр желательно, чтобы дети водили хороводы, сопровождали игры пением. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в теплое время  года.

     Во  время трудовых процессов дети могут  напевать вполголоса свои любимые песни.

     Нельзя  подбирать песни только для музыкальных  занятий. Необходимо исходить из воспитательных и общеобразовательных задач, требующих  осуществления в данной возрастной группе. Одновременно учитываются вокальные  навыки, развитие которых происходит посредством той или иной песни (например, легкое звучание или развитие напевности и т.д.).

     Выбирая песню, надо исходить не только из доступности  литературного текста, но принимать  во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития. Так, если к началу учебного года в  подготовительной к школе группе окажется много детей, ранее не посещавших детский сад и не умеющих петь, то нельзя начинать работу, например, с  песни М. Красева "Падают листья", которая рекомендована для разучивания в первом квартале. В таком случае надо взять более легкую песню из репертуара старшей, а иногда и средней группы и постепенно переходить к песням для детей 6-7 лет. В старшей группе в таких случаях приходится начинать с песен для средней группы. В смешанной по возрасту группе песни даются выборочно из репертуара разных возрастных групп.

     Иногда  песня выбирается для индивидуального  исполнения или для небольшой  группы детей. Такая песня может  звучать на праздничном утреннике.

     Для получения у детей лучших результатов  в пении нужно, чтобы каждая последующая  песня представляла собой некоторое  усложнение по сравнению с предыдущей.

     Практика  показывает, что дети 3-4 лет за год  усваивают примерно 15-20 песен, дети 5-6 лет - 25-30 песен (включая песни для игр).

     Разучивание песни.

     По  теории И.П. Павлова и его учеников, в процессе развития навыков (в том числе и вокальных) можно выделить три фазы (этапы): возникновение представления о песне, разучивание ее и закрепление.

     Впервой фазе обычно проводится знакомство с  песней в целом, с объяснением. Прежде чем разучивать песню, дети "знакомятся с теми персонажами или явлениями, о которых рассказывается в ней. Например, воспитатель может провести соответствующие наблюдения в природе во время прогулки. Так, во второй младшей группе, прежде чем послушать песню "Птичка" М. Payxвергepa, малыши на прогулке кормят птиц, смотрят, как они клюют, летают. Перед прослушиванием песни "Зима" В. Карасевой рассматривают картинку, соответствующую" содержанию песни. В старших группах перед исполнением праздничных песен воспитатель рассказывает на занятии по ознакомлению с окружающим и родному языку о трудовых подвигах советских людей, праздничных впечатлениях, об убранстве родного города, показывает иллюстрации.

     Перед исполнением новой песни музыкальный  руководитель сообщает, о чем он будет петь, называет песню и поет ее. Если текст сложный, выразительно читает его, объясняет непонятные слова, выражения и поет песню. Иногда до исполнения песни со словами можно  дать послушать ее как инструментальное произведение. Дети определяют характер музыки (веселая, грустная, спокойная, быстрая и т.д.). На следующем занятии песня вновь исполняется на инструменте, и дети узнают музыку. Затем взрослые поют эту песню.

     Детям младшего возраста (3-4 лет) перед исполнением песни или после её прослушивания можно показать игрушку, картинку, иллюстрирующую музыкальный образ. Для создания цельного художественного образа песня исполняется с полным фортепианным сопровождением или дается в грамзаписи.

     Во  второй фазе начинается разучивание  песни. В начале песня звучит без  фортепианного сопровождения, так  как детям бывает трудно выделить мелодию и сосредоточить на ней  свое внимание, а педагогу - проверить, правильно ли поют дети.

     Затем исполнение мелодии без фортепианного  сопровождения чередуется с сопровождением.

     Если  в песне встречаются отрезки  мелодии трудные в мелодическом или ритмическом отношении (паузы, пунктирный ритм), их можно пропевать отдельно.

     Музыкальный руководитель играет 1-2 раза трудную  часть мелодии на музыкальном  инструменте (без аккомпанемента) или поет ее, а дети слушают. Затем дети повторяют эту часть сначала с сопровождением инструмента или голоса и, наконец, самостоятельно.

     В процессе разучивания дети запоминают слова песни. Педагог дает указания к исправлению ошибок. В этот период широко используется индивидуальный подход к ребенку. Песня исполняется  по-разному: поют все вместе, небольшая  группа детей, поочередно (группа мальчиков, группа девочек); используется метод соревнования (кто лучше споет).

     Когда песня выучена, желательно проверить, как она усвоена каждым ребенком. Для этого отдельные дети могут  спеть по куплету или один ребенок  исполняет запев, а все вместе - припев и т.д.

     В старшей и подготовительной к  школе группах педагог может  использовать прием "цепочки", т.е. каждый ребенок по очереди поет последовательно одну музыкальную фразу.

     Во  время пения надо чередовать положения "сидя" и "стоя". Смена положений является своего рода разрядкой и снимает физическое и умственное утомление, если оно появляется.

     В третьей фазе систематически повторяются  на занятиях песни из репертуара своей  и предыдущих групп. Легкие песни  предыдущих групп надо давать с транспонировкой  в более высокую тональность, удобную для детей данной группы.

     Продолжительность каждой фазы зависит от подготовленности группы в вокальном отношении, от степени трудности песни, от эффективности  приемов обучения. Дети старшей группы на первом же занятии включаются в пение песни "Урожайная" А. Филиппенко, повторяя с музыкальным руководителем припев. При исполнении песни В. Герчик "Мой флажок" для подготовительной группы вторая часть песни повторяется два раза. При повторении на первых занятиях дети могут петь эту часть вместе с педагогом.

     Усвоение  песни зависит и от того, поют ли ее дети помимо музыкальных занятий  с воспитателем в группе. Если воспитатель  поддерживает у детей интерес  к песне, поет ее вместе с ними, в  свободное от занятий время, песня  запоминается быстрее, тем более  что усвоить песню с голоса детям легче, чем с сопровождением музыкального инструмента. Это nfu. m мнется тем, что в пении взрослого есть призвуки, которые имеются и в детских голосах, а в звуках музыкального инструмента призвуки отсутствуют.

     Воспитатели, заинтересованные в том, чтобы песня  вошла в жизнь ребенка, всегда находят моменты, когда можно  и нужно петь с детьми. Например, пролетает самолет, и воспитатель  запевает песню "Самолет" Е. Тиличеевой. В следующий раз при появлении самолета дети сами просят педагога спеть им эту песню. Постепенно она запоминается и входит в репертуар детей. Или старшие играют в кукольный театр, они показывают фигурки кошки, лошадки, собаки, загадывают соответствующие загадки и при этом с особым интересом поют песни: "Кошечка" В. Витлина, "Лошадка" Т. Ломовой, "Жучка" Н. Кукловской. Некоторые воспитатели делают для детей игрушки, изображающие музыкальный инструмент (пианино, балалайку, гармонику, проигрыватель). Такие игрушки побуждают детей к пению: они поют свои любимые песни, имитируя игру на инструменте.

     Иногда  играя, дети исполняют песенку в  виде загадки: одни поют песню на слоги "ля-ля", другие отгадывают. Воспитатели могут составить альбомы из детских рисунков на темы любимых песен. Перелистывая страницы альбома, дети поют эти песни. Игры с пением (без фортепианного сопровождения), которые проводятся с детьми в утренние или вечерние часы, также помогают утвердиться песне в быту.

     В младших группах воспитатель  сам организует игры с пением и  принимает в них активное участие, а особенно в старшей и подготовительной к школе группах он помогает детям  провести игру, поддерживает и направляет их пение, постепенно предоставляя им возможность самостоятельно играть и использовать песни.

     Во  второй половине дня можно устроить концерт. Программа намечается вместе с детьми заранее. Некоторые песни  исполняются хором, другие - небольшими группами и индивидуально. В программу  воспитатель может включить свое исполнение песни, знакомой детям или  новой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Многие  передовые общественные деятели  высоко оценивают роль пения в  жизни человека.Н.Г. Чернышевский относил пение к "высшему, совершеннейшему искусству" и подчеркивал: "Пение первоначально и существенно подобно разговору". Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.

     Особое  чувство радости вызывает общение  во время коллективного пения. Это  прекрасно отметил еще К.Д. Ушинский: "В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу... вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство".

     Все это в полной мере относится и  к дошкольникам, которым также  свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно  наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной  песней. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с  ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры.

     При соблюдении гигиенических условий, т.е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе.

     Обучать детей пению может не только специалист - музыкальный руководитель, но и  каждый воспитатель при наличии  у него музыкальной подготовки, полученной в педагогическом ВУЗе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

 
  1. Арисмеди  А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 1989.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1973.
  3. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, №6, стр.89.
  4. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 1985.
  5. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М.: Просвещение, 1985.
  6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  7. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. - Дошкольное воспитание, 1996, № 11, стр.91.
  8. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. М.: Просвещение, 1993.
  9. Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр.24 - 30.
  10. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.

Информация о работе Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников