Особенности организации музыкального фольклора в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:05, реферат

Описание

Задолго до возникновения профессиональной музыки зародилось устное народное музыкальное творчество, которое иногда называют « фольклор».В отличии от большинства терминов, ведущих свое происхождение от латинских и древнегреческих слов, этот термин пришел к нам из староанглийского языка и переводится как « народная мудрость».Именно так, уважительно, принято во всем мире называть устное народное творчество, музыкальное и литературное .

Название это глубоко справедливо. В самом деле: в произведениях устного народного творчества передана народная мудрость, воплотились народный опыт, мировоззрение, традиции.

Фольклор, как известно, это искусство, имеющее социальную природу, выступающее, как коллективное творчество, чем и определяется его художественная специфика[ 16;305].

Работа состоит из  1 файл

фольклор.doc

— 209.74 Кб (Скачать документ)

      2. Понятие: «фольклор», « музыкальный фольклор» 
 

      Задолго до возникновения профессиональной музыки зародилось устное народное музыкальное творчество, которое иногда называют « фольклор».В отличии от большинства терминов, ведущих свое происхождение от латинских и древнегреческих слов, этот термин пришел к нам из староанглийского языка и переводится как « народная мудрость».Именно так, уважительно, принято во всем мире называть устное народное творчество, музыкальное и литературное .

      Название это глубоко справедливо. В самом деле: в произведениях устного народного творчества передана народная мудрость, воплотились народный опыт, мировоззрение, традиции.

      Фольклор, как известно, это искусство, имеющее социальную природу, выступающее, как коллективное творчество, чем и определяется его художественная специфика[ 16;305].

      Музыкальный    фольклор народная    музыка вокальное

      (преимущественное песенное), инструментальное и вокальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передается благодаря исполнительским традициям.

      Философская мысль - развивать человека гармонично, пробуждать "его творческие силы - идет от мыслителей древности. Философы той поры придавали музыке как средству интеллектуального воспитания огромное значение. Они интересовались проблемой музыкально-творческого развития человека, хотя собственно способность к музыкальному творчеству ими не изучалось[16; 155].

      В становлении современной духовной культуры огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники русской культуры дают возможность убедиться в том, что детское воспитание на Руси постоянно находилось в поле зрения общественности. Первые письменные свидетельства относятся к XIV веку [16; 11]. В Пайсиевском сборнике духовенство высказывает свое отношение к народным песням и

       играм: «Слабо живут, но если плясци или чудци - или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут с радостью». Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни, игры, пляски [16;235].

      В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу.

      Народная музыка не только не запрещается, но и активно входит в жизнь. Так, императрица Елизавета Петровна на официальных торжествах увеселялась со своим двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми[19;3].

      Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного фольклора при дворе делаются попытки стилизации народных песен "на иноземный лад", то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в городе, в условиях европейской музыкальной культуры. Причем песню поют не под гусли, как раньше, а с аккомпанементом арфы, получается вид песни -романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все сферы искусства, и даже в оперу. Фомин Е., Матецкий М., Пашкевич В. широко используют в своих операх народные мелодии. Фольклор постепенно становится предметом разработки и научного исследования [16;5].

      Замечательный русский ученый - мыслитель Ломоносов М., будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора [16;9].

      Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и многоголосном вариантах [16;275].

      В своих программах Толстой Л.Н. широко пользовался эстетическими идеалами и принципами народной педагогики. Народные песни, сказки, пословицы   и   поговорки   -   весь   богатейший   запас   художественного

       эстетического развития детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских детей в Ясной Поляне, обучение в ней было сопряжено с развитием у детей творческого воображения и эстетического вкуса [13;27].

      Одоевских А. в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в процессе обучения детей. Простота и доступность песни, ее высокая художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством [19;251].

      В 30 - 40 годах XIX века в печати появились тексты детских песен и описания детских игр. В 50 - 60 годы XIX века, отмеченные в России общим подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось значительно больше записей.

      Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора, а главное, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал "Учитель". Также записи текстов детских песен можно найти в ряде периодических изданий тех лет: в журналах "Живая старина", "Этнографическое обозрение", "Губернских ведомостях", в "Известиях географического общества", в "Памятных книжках земств" и др.

      В большинстве случаев записи детских песен производились не на листах, в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской среды, нередко по памяти. Записанные материалы подвергались переработке, вносились изменения в язык и содержание текстов.

      Большое художественное значение имеет вышедший в Москве в 1868 году сборник Бессонова П.А. "Детские песни", в котором представлен подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный материал (150 песен).

      Записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. В целом сборник был отредактирован и подготовлен к печати Одоевским В.Ф.

      Первым этнографом - собирателем, который выделил детский музыкальный фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов, был Шейн П.В.(1826-1900г.г.) [16;115].

      Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в "Чтении общества истории и древностей Российских" при Московском университете. В

      1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием "Русские народные песни", а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии наук "Великорусе в своих песнях", куда вошло 267 песен и 18 игр [16;119].

      Известный исследователь Шеин П.В. первый внес некоторую систематизацию в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела - в первый вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста[19;221].

      Заслуженной популярностью пользуется книга Покровского Г.А. "Детские игры". В ответ на разосланную автором программу он получил более двух тысяч записей детского игрового материала из различных местностей России. Это позволило ему составить и издать обширный сборник народных детских игр. [12;27].

      Собирание и изучение детского музыкального фольклора" в дореволюционной России представляет резкое несоответствие между интенсивным накоплением фактического материала и робкими попытками его теоретического осмысления. Немногочисленные теоретические работы и исследования, как правило, посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.

      Удивительно актуально звучат слова Одоевского В.Ф. замечательного русского, мыслителя, музыканта: "Не должно забывать, что от жизни неестественной, то есть такой, где человеческие потребности не удовлетворяются, - происходит болезненное состояние... точно также' от бездействия мысли может произойти идиотизм...,- от ненормального состояния нерва парализуется мускул, - точно также недостатком мышления искажается художественное чувство, а отсутствие художественного чувства парализует 
 
 
 

       мысль". У Одоевского В.Ф. можно найти мысли об эстетическом воспитании детей на базе фольклора, созвучные тому, что нам хотелось бы воплотить в жизнь в наши дни в сфере детского обучения и воспитания: "...в области духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном инструменте" [16; 139].

      В этих словах заключено философское подтверждение практическим изысканиям в сфере эстетического воспитания детей с применением музыкального фольклора, намеченное еще в 19 веке.

      Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например - "Сибирская живая старина", "Детский народный календарь", "Детский фольклор и быт" и другие [17;55].

      Большая роль в деле организации собирания и популяризации произведений детского фольклора принадлежит Капице О.И. По ее инициативе в 1927 году при Русском географическом обществе (Р.Г.О.) была организована комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В течение нескольких лет члены этой комиссии собрали более 4000 текстов песен, сказок, загадок. Капицей был опубликован ряд статей, большой сборник "Детский быт и фольклор" и несколько библиографических обозрений специальной литературы. Ее многолетняя собирательская, издательская, исследовательская деятельность обобщена в труде "Детский фольклор" [17;58]. 
 
 

      Продолжая исследовательские традиции Виноградова Г.С, Мельников М.Н. в 1970 году опубликовал большую теоретическую работу "Русский детский фольклор Сибири" [14;12].

      В 70-х годах издается "Хрестоматия русской народной песни" Мекалина Л."Русские народные песни в детском хоре" Попова Т.В., "Заплетися плетень" в обработке Агафонникова, ряд других работ.

      На данный момент сформулировано определение фольклора. Фольклор (в переводе с английского - "народная мудрость", "народное знание") - народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно -прикладного искусства.

      К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее).

      Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительная жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора [13; 104].

      В детском хоре на радио, появляется фольклорная группа под руководством Попова В. В этой группе силами педагогов возрождается народная манера пения, бережно относятся к стилевым чертам, используют элемент игры, драматизации [13;85]. 
 

      Последние двадцать лет двадцатого столетия в связи с подготовкой кадров в ГПМИ им. Гнесиных, Московском, Санкт-Петербургском и других институтах культуры наблюдается рост фольклорных коллективов, в том числе и детских. Интересные детские коллективы созданы в Москве   (руководители:

      Куприянова Л., Белконева и другие), Екатеринбурге, Кемерово и ряде других городов [16; 12].

      В нашей области также во многих музыкальных школах преподается народный фольклор, создаются детские фольклорные коллективы. В частности детский фольклорный коллектив г. Шадринска под руководством Федоровой Л.И., коллектив "Радуница" под руководством Хомяковой Н.В. г. Катайска и другие. Имеются попытки создания программ и учебно - методической литературы.

      Дети дошкольного возраста получают свои первые впечатления от народного искусства в семье и детском саду. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработано силами сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора Ветлугиной Н.А. [7;25] . Великие мысли русских просветителей остаются весьма актуальны и в наши дни.

      Таким образом, в последние годы исследователи музыкального фольклора активно писали о "новой фольклорной волне" в искусстве, а в частности в музыке. Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, "но естественное стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое, надвигающееся". Корней общих, неведомыми историческими путями преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. "Развитый художественный вкус - ключ, открывающий двери в область прекрасного... в воспитании музыкального вкуса народно - песенная классика может сыграть крупнейшую роль" [7;48].

Информация о работе Особенности организации музыкального фольклора в ДОУ