Музыкальные и стилевые направления в РОК-музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:23, доклад

Описание

Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Термин относится к любой рок-музыке некоммерческого толка, несущей достаточную долю экспериментирования с формой и звучанием. Такое творчество не вписывается в существующие каноны либо по содержанию текстов, либо по форме и своему эмоциональному содержанию. По определению, такие исполнители почти неизвестны (например британская группа Dogfeet), из знаменитостей можно условно отнести Frank Zappa, Captain Beefheart.

Работа состоит из  1 файл

Музыкальные и стилевые направления в РОК.docx

— 26.21 Кб (Скачать документ)

Музыкальные и стилевые направления в РОК-МУЗЫКЕ

Характеристика основных направлений в рок музыке дана очень условно и приблизительно. Глоссарий почти не затрагивает  современные стили, возникшие после 70-х.

AOR (ADULT ORIENTED ROCK):

Термин, появившийся в  последнее десятилетие, рок, рассчитанный на взрослую аудиторию с элементами эстрадной музыки, хард-рока и привкусом  российской рок-культуры 80-х годов.

АНДЕГРАУНД (UNDERGROUND):

Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Термин относится к любой рок-музыке некоммерческого толка, несущей достаточную долю экспериментирования с формой и звучанием. Такое творчество не вписывается в существующие каноны либо по содержанию текстов, либо по форме и своему эмоциональному содержанию. По определению, такие исполнители почти неизвестны (например британская группа Dogfeet), из знаменитостей можно условно отнести Frank Zappa, Captain Beefheart.

БИГ-БИТ (BIG BEAT):

Облегченная форма бит-рока, исполняемая преимущественно в инструментальном ключе и рассчитанная на танцевальную аудиторию. Самыми известными считаются английский коллектив Shadows.

БИТ-РОК (BEAT ROCK):

Общее название музыкального течения сформировавшегося в  Англии в начале 60-х, где доминировала четкая ритмическая пульсация из двух электрогитар (соло и ритм), бас-гитары и ударных. Надрывно-исступленный вокал, чаще исполняемый несколькими исполнителями. Песни строились по принципу чередования куплетов и припева, иногда с инструментальной вставкой посередине. Исполнение занимало 2-3 минуты, состояло из энергичных композиций и романтических баллад, связанных яркой мелодией. Простые и легко запоминающиеся песенки исповедовали, прежде всего, ранние Beatles и их многочисленные последователи.

БЛЮЗ-РОК (BLUES ROCK):

Еще одна главнейшая ветвь  рок музыки. Сольно-песенный жанр афро-американского музыкального фольклора и джаза. Традиционный блюз – 12-тактная песенная форма с синкопированными ритмами, скользящими понижениями ступеней лада. Cложился в начале 20 века. В блюз-роке характерна ярко выделенная гитара, работающая в виртуозной джазовой технике. В США у истоков стояли John Lee Hooker, в Англии - John Mayall's Bluesbreakers.

 

 

"ГАРАЖНЫЙ" РОК:

Стиль во многом предвосхитивший  панк-рок. Сформировался к середине 60-х независимо друг от друга в  Англии и США. Исполнялся, как правило, любительскими командами с характерным  упрощенным звучанием и примитивным  вокалом. Стилистически их объединяли рамки ритм-н-блюза. Музыкальный непрофессионализм, помноженный на амбиции музыкантов, приводил к неожиданным результатам и рождал интересные коллективы, не лишенные привлекательности и определенного шарма. Гаражный рок , исповедовали Standells, Music Machine, Seeds, Nashville Teens, Downliners Sect. В определенной мере к ним можно отнести знаменитых Kinks и Doors.

ГЛЭМ-РОК (GLAM ROCK):

Глэм или глиттер-рок - разновидность хард-рока с налетом эстрады, для которой характерны упрощенная мелодика композиций с акцентом на гитару и клавишные, четко выделенный рефрен, эффектные аранжировки и предельная экзальтация исполнения. Исполнители эпатировали публику макияжем, бижутерией и немыслимыми нарядами. В этом стиле работали T. Rex, Slade, Kiss, Sweet.

ДЖАЗ-РОК (JAZZ ROCK):

Концептуальное направление, возникшее в конце 60-х годов  на основе синтеза нескольких музыкальных  культур – джаза, фанки-соул, рок-музыки, классики и этнической музыки. Сплав активности белых и черных музыкантов, древних восточных традиций и современных западных технологий. Развитие и популярность получил в США, представив в конце 60-х группы Blood Sweat And Tears, Chicago, Weather Report.

КАНТРИ-РОК (COUNTRY ROCK):

Развившаяся из фольклорных  истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения  юго-восточных и западных районов  США. Обычно это были ковбойские баллады  с обязательной скрипкой и банджо. Кантри проникло в рок в начале 60-х. Пример успешного использования – Creedence Clearwater Revival, Eagles.

КРАУТ-РОК (KRAUT ROCK):

Понятие "краут-рок" принадлежит немецкой волне 60-70-х годов и появилось благодаря своеобразной и оригинальной музыке таких немцев, как Amon Duul, Can, Kraftwerk, Faust и других. Это стихийное культурное, и отчасти политическое движение, возникшее в конце 60х годов как реакция на англо-американскую культурную экспансию. Краут-рок нельзя назвать музыкальным жанром, поскольку практически единственная чертой, объединявшей исполнителей, была удивительно пестрая музыкальная кухня, впитавшая многочисленные стили и приемы того времени.

 

ПРОГРЕССИВ (PROGRESSIVE):

Прогрессив или арт-рок исповедуют серьезные музыканты, значительно расширяя традиционные рамки рока за счет заимствования сонатных форм из классической музыки. Как самостоятельный жанр появился в начале 70-х, придя на смену психоделии. Элитарный жанр продолжающий развиваться и совершенствоваться в новейшей истории мирового рока, находясь в тени коммерческих стилей.

ПСИХОДЕЛИЯ (PSYCHEDELIA):

Совокупность приемов  в рок-музыке — деформированная  инструментовка, звуковые эффекты и  эксперименты с инструментами, отрешенный и депрессивный вокал. Значительную роль в восприятии такого саунда исторически играло применение наркотических галлюциногенных препаратов. Психоделия (иначе – кислотный рок) стал частью субкультуры США и Великобритании. Возникла во второй половине 60-х. Главные проповедники – Jefferson Airplane, Grateful Dead, ранние Pink Floyd, Arthur Brown.

РИТМ ЭНД БЛЮЗ (RHYTHM & BLUES):

Одно из главных направлений  рока, представляющее собой сочетание  чистого блюза и напряженно-энергичного  джаза. Ритм-н-блюз появился в самом конце 1930-х годов в Америке и первоначально исполнялся только темнокожими музыкантами. Приезд на гастроли в 1950-е годы черных представителей ритм'н'блюза в Англию, где у британской молодежи проблем с расизмом на было, произвел там истинную революцию, где был принят на вооружение многочисленными группами, усилен мощной ритм-секцией и обязательным отрывистым, резким вокалом. Наиболее известны в этом жанре B.B. King, Maddy Waters, Rolling Stones, Yardbirds, Who.

РОКАБИЛЛИ (ROCKABILLY):

Существует как одна из форм рок-н-ролла, точнее его соединения с кантри-энд-вестерном. Отличается боле распевной мелодикой и смягченным динамичным саундом (нередко присутствуют духовые, фортепиано). Звезды рок-н-ролла были также и исполнителями рокабилли (например, Элвис Пресли). Наиболее известные представители этого стиля: Stray Cats, Dave Edmunds.

СКИФФЛ (SKIFFLE):

Стиль бытового музицирования, популярный в Англии в конце 50-х годов. По сути своей скиффл — дитя английских фолк-куплетов и американского диксиленда. Инструментарий непременно включал гитару, губную гармошку и стиральную доску в качестве ритм-инструмента. Известнейший исполнитель скиффл — ныне покойный британский певец и гитарист Лонни Донеган (Lonnie Donegan). Донеган, да и скиффл в целом, оказали серьезное влияние на «Битлз» и многочисленные группы того времени.

ХАРД-РОК (HARD ROCK):

К концу 60-х «молодежные  революции» уже практически отгремели, но осталась масса нерастраченной юношеской  энергии, требовавшей выхода – его  предложил хард-рок (hard-rock). Этот стиль следует отнести к числу самых ортодоксальных, мейнстримных направлений рок-музыки, генетически связанных с блюзовой «праосновой». От блюза хард-рок перенял своеобразный «генетический код» – композиционно-гармоническую схему, лад, манеру интонирования, которые в хард-роке, впрочем, были значительно «опрощены» белыми исполнителями. Непосредственными предшественниками хард-рока стали британский блюз-рок и бит-музыка. В недрах прото-харда совершенствовалась техника изложения и развития музыкального материала с помощью повторяемых ритмоинтонационных формул – так называемых риффов (riffs), уходящая корнями в специфику африканского хорового пения, европейскую народную музыку (английский граунд) и профессиональные жанры музыки Востока (рага, макам). Кроме того, в формировании хард-рока значительную роль сыграли инструментальный концерт эпохи барокко и англокельтская баллада.  
Одним из «опознавательных знаков» хард-рока стал его саунд. Ломающий устоявшиеся стереотипы музыкального восприятия, привычные ориентиры в организации звукового пространства, хард-рок требовал определенной слуховой перестройки, даже решимости для вхождения в новую аудиосреду. Этому стилю было тесно в клубах и на небольших концертных площадках, он тяготел к большой сцене, стадионам, огромным звукоусилительным порталам, массовой аудитории, которая стремилась сплотиться в едином порыве и одновременно отделить себя от окружающего мира своеобразным «звуковым шатром». Звучание хард-рока отличалось заметной тяжестью, высокой плотностью, гипертрофией громкостно-динамических характеристик, усилением метроритмического начала, становившегося жесткой основой для виртуозной импровизации. Королевой хард-рока стала электрогитара – пылкая electric lady, послушная беглым пальцам вдохновенных «гитарных героев». Неистовый Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) своим необычайным техническим мастерством и сверхэмоциональной интенсивностью музыкального высказывания задал высочайшую «планку» гитаристам последующих поколений. Энергетика хард-рока – по большей части экстремально-экстатического, обостренно-трагического свойства – чаще всего воплощалась в поэтических образах героики, мистики, темах социального неравенства и неразделенной любви.  
В числе первых собственно хард-роковых альбомов необходимо назвать «Led Zeppelin II» (1969) проблюзовой группы LED ZEPPELIN, вышедший несколькими месяцами позже дебютный (одноименный названию группы) альбом «сатанистов» BLACK SABBATH (1970), а также «In Rock» (1970) «классицистов» DEEP PURPLE (все группы – Британия). В «золотой фонд» хард-рока вошли абсолютно все диски ZEPPELIN, работы SABBATH 1970-76 гг., альбомы PURPLE 1970-73 гг., так же, как и большинство пластинок «хард-группы №4» – американской GRAND FUNK. В первой половине 70-х к хард-роковому стану примкнули британские коллективы URIAH HEEP, WISHBONE ASH, BUDGIE, UFO, шотландская NAZARETH, ирландская THIN LIZZY, американская BLUE OYSTER CULT, канадские GUESS WHO и BACHMAN-TURNER OVERDRIVE (BTO) и др. С начала 70-х в рамках хард-рока, нередко на какой-либо жанровой основе, начали развиваться и более самостоятельные стилевые разновидности: тяжелый рок-н-ролл (английская GEORDIE, американская AEROSMITH периода 70-х гг., австралийская AC/DC), тяжелый буги (английская STATUS QUO), кантри-хард-блюз (американская ZZ TOP), мелодичный хард-рок, или софт-хард (немецкая SCORPIONS, американские MOUNTAIN и CHEAP TRICK), поп-хард (FOREIGNER) и др. В конце 70-х (не без влияния панка) от хард-рока отделились наиболее экстремистская его ветвь – хэви-метал (heavy metal), которая очень скоро стала мощным конгломератом стилей. 
В дальнейшем судьба хард-рока была непростой, однако он смог пережить и «интервенцию» на рок-сцену панка и диско, и наступление пост-панка и «новой волны» на рубеже 70–80-х, и «половодье» электронно-танцевальных стилей в конце 80-х – 90-е гг., и даже вторжение гранджа на рубеже 90-х. Некоторые группы, как, например, NAZARETH, отдав дань «модным» стилям, вернулись, в конечном итоге, к типовому хард-року, другие дали жизнь новым направлениям, как THIN LIZZY конца 70-х. Третьи же не изменяли себе никогда, придерживаясь раз и навсегда избранного «правильного» пути (AC/DC). В числе наиболее успешных работ рубежа 70-80-х следует назвать диски BLACK SABBATH и группы GILLAN, сольные релизы бывшего вокалиста SABBATH Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), поп-хардовые эксперименты FOREIGHNER. В середине 80-х выделяются альбомы возродившихся в «классическом» составе DEEP PURPLE, сольное творчество Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio). На основе хард-рока развивается и такое типично американское явление, как Adult Oriented Rock.  
В 90-х в области хард-рока также появляются работы, сравнимые по своему достоинству с «золотым фондом». К ним можно отнести пластинку Озборна «Ozzmosis» (1995), альбом «Purpendecular» вновь возродившихся DEEP PURPLE (1995), совместные работы экс-зеппелиновцев Джимми Пейджа (Jimmy Page) и Роберта Планта (Robert Plant) «No Quarter» (1994) и «Walking Into Clarksdale» (1998), «Boogaloo» NAZARETH (1998). Серьезной заявкой на будущее стало и воссоединение BLACK SABBATH в оригинальном составе (1998). Все эти события свидетельствуют о неубывающей популярности хард-роковых идей, его устойчивости и жизнеспособности как одного из мейнстримных типовых стилей рок-музыки (хотя, впрочем, молодые хард-роковые команды сейчас серьезного успеха практически не добиваются).

ФАНК (FUNK):

Сформировался в 1960-х в  США в результате слияния различных  афро-американских стилей: ритм-н-блюза (rhythm'n'blues), соул (soul) и элементов джаза. Отцами-основателями и общепризнанными столпами фанка считаются James Brown, George Clinton и группа Sly and The Family Stone. Это направление оказало существенное влияние на диско, хип-хоп и другие музыкальные стили.

ФОЛК-РОК (FOLK ROCK):

Формы рок-музыки, в которых  мелодическая основа построена либо на прямых заимствованиях фольклора, либо на фолк-стилизациях под народную, с использованием национальных и старинных инструментов. Наиболее яркие представители данного стиля – Bob Dylan, Fairport Convention, Sandy Denny.

ФЬЮЖН (FUSION) :

Это органичный сплав многих музыкальных направлений: прежде всего  джаза и рока, блюза, фанка, классики, фолка, авангарда, фламенко, соединение которых положило начало цепной реакции синтеза стилей. Фьюжн - это современное звучание, свежие гармонии, изощрённый ритм, утончённая эстетика, джазовые импровизации и роковая экспрессия, помноженные на высочайшее мастерство музыкантов. Яркий представитель в роке - Gleen Hughes.


Информация о работе Музыкальные и стилевые направления в РОК-музыке