Музыкально - дидактическая игра как основное средство развития музыкальных способностей дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:33, контрольная работа

Описание

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Палитра музыки богата, язык её гибок и многообразен. Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству, и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целью которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Работа состоит из  1 файл

музыка.docx

— 37.21 Кб (Скачать документ)

  Постепенно  благодаря играм дети приобщаются  к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части (вступление, заключение, запев, фраза). Для закрепления пройденного  материала в разделе слушания музыки хорошо использовать в группах  старшего возраста музыкально-дидактическую  игру «Найди нужную иллюстрацию».

  Игра  «Музыкальная шкатулка» также может  быть использована для закрепления  знаний о различных музыкальных  произведениях. Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов..

  Использование музыкально-дидактических  игр в процессе ритмических движений.

  Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени  отводится разучиванию различных  движений под музыку.

  Дети  учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным  характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

 Детям  младшего возраста свойственны  подражательные движения. Поэтому  для малышей двух лет желательно  использовать в музыкально-дидактических  играх разнообразные игрушки,  с помощью которых можно побуждать  детей к выполнению несложных  действий под музыку. Например, перед  занятием воспитатель или музыкаль-ный руководитель показывает игрушку (петрушку, зайчика, петушка) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям Петрушки, которые он показывает: хлопают в ладощши, приседают, кружатся и т.д. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения в упражнениях.

Если  в раннем детстве ритмическая  деятельность малышей характерезуется  подражательностью, то деятельность старших  дошкольников отличается активным восприятием  музыки, хорошим чувством ритма, что  позволяет им достаточно выразительно выполнять движения.

   Одним из важнейших средств развития самостоятельной  музыкальной деятельности детей  являются музыкально – дидактические  игры. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театральные постановки.   Они объединяют все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, движение под музыку, игру на инструментах.

   Педагогическая  ценность музыкально-дидактических  игр в том, что они открывают  перед ребенком путь применения полученных знаний

   в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой  деятельности. Группы необходимо оснащать всеми пособиями, инструментами  и игрушками, рекомендованными методической литературой и, кроме  того, самим  создавать пособия для самостоятельно разрабатываемых дидактических  игр.

    

  Вывод.

  Музыкально-дидактические  игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей  петь, слушать, играть, танцевать. В  процессе игр дети не только приобретают  специальные музыкальные знания, способности, у них формируются  необходимые черты личности, в  первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические  игры способствуют формированию у детей  психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

  Практическое  задание:

  Музыкально  – дидактические игры для детей дошкольного возраста для развития звуковысотного слуха:

  • Где мои детки?
  • Чудесный мешочек
  • Кто в домике живёт?
  • Музыкальное лото.
  • Повтори звуки.
 

Игры  для развития ритмического слуха:                                                                                                                                                                                                                                                                                               

  • Прогулка.
  • К нам гости пришли.
  • Зайцы.
  • Что делают детки?
 
 

    Игры  для развития динамического слуха. 

  • Громко  – тихо.
  • Колобок.
  • Найди щенка.
 
 

Конспект  игры для развития динамического слуха  для детей старшего дошкольного возраста.

«Громко – тихо»

Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо,  громко,  не слишком громко.

Описание  дидактического пособия. Карточка, разделенная  на три квадрата. Три маленьких  карточки-квадрата одного размера, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета – громкому звучанию музыки.

Методика  проведения. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) – третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

     Для повышения интереса и эмоциональной  активности у детей, была использована музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть по тише», «чуть по громче» и изображать это.

“Кот  и мыши”

Жил кот  Василий. Ленивый был кот!

Острые  зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко  настойчиво кушать просил.

Да чуть по тише на печке храпел.

Вот Вам  и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой

Будто затеял с мышами он бой.

Громко  крича, он их всех исцарапал

Своими  зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ой, пожалей,  пощади, сделай милость!

Тут чуть по громче воскликнул кот «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

Пока  кот спал, происходило вот что:

Мыши  тихо вышли из норки,

Громко  хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть по тише смеялись над котом

Они ему  хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул;

К стене  повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались. 

     Для совершенствования динамического  восприятия детям предлагается поиграть в игру «Принц и Принцесса».

Ход игры: дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит  “Вальс” Г. Левкодимова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми взрослый регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

  Музыкальный  репертуар. «Громкая и тихая музыка»   Г. Левкодимова. 
 

 

Литература: 

  1. Зимина  А. Н. «Большой хоровод», - М.: Композитор, 1993.
  2. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», - М.: Просвещение. 1982.
  3. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду», - М.: Просвещение, 1982.
  4. Зинаида Роот. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста, - Айрис-Пресс. 2005.
  5. Зацепина М. - Музыкальное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации, - Мозаика-Синтез.

    6.  Костина Э. «Программа музыкального  образования   детей раннего  и дошкольного возраста «КАМЕРТОН»,  М.: Линка-Пресс, 2008.

Информация о работе Музыкально - дидактическая игра как основное средство развития музыкальных способностей дошкольников