Музыкальная культура родного края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:05, реферат

Описание

Традиционная музыкальная культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона.

Работа состоит из  1 файл

Музыка Урала.docx

— 16.64 Кб (Скачать документ)

Работа

По теме:

Музыкальная культура родного края.

 

 

 

Работу выполнила ученица 7в-Трофимова Ирина. 

Музыкальная культура Урала.

 

 

Традиционная музыкальная  культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились  относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона. 

 

Подобные духовным стихам "гимны" были записаны в общине евангелистов. Тексты таких "духовных песен" передаются в рукописных списках, происхождение напевов в народном сознании мифологизировано и реально  не определяется: "Это дело древнее. Это первые христиане ишшо пели. Даже святые апостолы, когда совершил Господь вечерю свою" (Кушвинский).  
Духовные стихи, в уральских рукописях и публикациях середины ХIХ в. называемые "нищенскими стихами" и "песнями при поминках", и ныне существуют как часть похоронно-поминальной обрядности. Как постовые, т.е. календарно приуроченные, эти тексты бытуют почти исключительно в старообрядческой и казачьей среде. 

 
При участии казачества складывались культурные традиции южных и юго-восточных  земель. При постройке оборонительных укрепленных линий казаки заселяли территории нынешних Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Уклад жизни  с его разделением на "внутренний" и "внешний" быт определил условия  существования различных жанров музыкального фольклора. При исполнении казаками воинских обязанностей звучали  исторические, солдатские, походные песни. Сюжеты их довольно поздние. Так, события  солдатских песен, записанных А.Н. Зыряновым  в 1859 г. в Шадринском уезде, относятся к Отечественной войне 1812 г. и первой русско-турецкой войне. В быту музыкальное исполнительство определялось календарными и семейными событиями, сопровождало досуг и различные трудовые процессы, как и в среде крестьянского населения этих мест. 

 

Небольшое место в календарном  фольклоре Урала занимали масленичные  песни и припевки, приуроченные к  Масленице лирические песни и  частушки. Весенние праздники сопровождались детскими закличками, приуроченными к Вербному воскресенью и Пасхальной седмице "качульными" частушками. Отдельную группу составляют семицкие и троицкие обрядовые песни и хороводы. Семицкими песнями сопровождалось хождение девушек-подростков с украшенной березкой ("кумушкой"). Хороводы и троицкие песни исполнялись на общих гуляниях - кругах, лугах. Наиболее частые формы вождения хороводов: круговые, "стенка на стенку", "через человека", с "воротцами", "завивания", крыловые, а также имитирующие движения ткацкого станка ("сновалка") и шествия-проходки по селу под песни.

 

 

 Детский музыкальный фольклор делится на две большие группы - так называемую поэзию пестования (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с песенками и т.д.) и собственно детский неприуроченный фольклор, основу которого составляют игры и игровые песни, заклички, дразнилки. Граница между "взрослым" и "детским" в традиционной культуре весьма условна: в качестве колыбельных песен и потешек детям пелись романсы, лирические и плясовые песни, частушки. В свою очередь, дети с раннего возраста овладевали "взрослым" репертуаром, исполняя в различных ситуациях колыбельные, затем свадебные, плясовые и лирические песни, инструментальные наигрыши и т.д.  
Песенное исполнительское искусство на Урале имеет свои особенности. В большинстве районов Свердловской и соседних Курганской, Челябинской, Тюменской областей отмечается преимущественно двухголосная фактура. Исключение составляют Невьянский, Кушвинский, Красноуфимский р-ны, в которых встречается удвоение нижнего голоса третьим (он звучит на октаву выше). А в отдельных селах Талицкого района (Беляковский Катарач) каждый исполнитель считал необходимым вести свой голос.  
Женское пение в большинстве районов отличается низкой тесситурой (малая октава). Первым голосом на Урале называют нижний, он - ведущий. "Мама высоким пела, а я запевала" (Каменский). Народные исполнители Каменского, Камышловского районов рассказывают, что раньше запевала (нередко - мужчина) исполнял этот голос в одиночку. Вторым голосом считается верхний. Им подпеваются, подтягают, выводят, вытягают. Манеру исполнения лирических песен сами носители традиции определяют как умение зыбать, колыбать (распевать) мотив. Темп напева определяется ими как пологий (медленный) или частый, крутой (быстрый).  
Исполнители считают, что общее звучание определяется запевалой, к которому легко или трудно подпеться. Человек, не умеющий подпеться, засекает, пересекает остальных. В смешанных ансамблях нередко запевали мужчины. В женских сельских ансамблях до сих пор сохраняются песни с "мужским" характером запева или песни из мужского репертуара. 

 

Каждая социальная или  возрастная группа (конные пастухи, солдаты, некрута, заключенные, вдовы, замужние женщины, дети, подростки) имела в каждой местности свой любимый репертуар. Исполняли его небольшими группами родственников или соседей. Так, молодежь собиралась группами по возрастам и месту проживания - "артелями", "хороводами". "На вечерки ходили с 14 лет. Было несколько хороводов, в хороводе было по 15 подруг; каждому хороводу была кличка: Сербиянки, Пиканки, Мохнушки,". Каждая артель, как правило, имела свой вариант напева той или иной лирической или хороводной песни. Девушки и парни из соседних сел и даже артелей вместе уже не спевались. 

 

Инструментальная традиция на Урале представлена наигрышами на гармони, балалайке, скрипке, мандолине, гитаре, различных дудках, рожках и  свистульках, а также многочисленных ударных и шумовых инструментах (ложки, бубен, барабанка, ведро, заслонка, веретено и т.п.). По данным экспедиционных материалов, в Челябинской области играли и на гуслях Обычно инструментальные наигрыши сопровождают пляску или пение частушек. 


Информация о работе Музыкальная культура родного края